От Footbonaut до Helix, почему "Хоффенхайм" - самый инновационный футбольный клуб
"Хоффенхайм" давно стал синонимом инноваций в футболу. Вместе с дортмундской "Боруссией" он популяризировали Footbonaut, технологичный учебный инструмент, который на большой скорости пасует игрокам мяч, чтобы проверить и отточить их навыки. Как считают некоторые, именно этот аппарат помог Германии выиграть чемпионат мира 2014 года, так как Марио Гетце, автор победного гола в ворота Аргентины, провел несчитанное количество часов, тренируясь на этом устройстве в Дортмунде.
В отличие от "Боруссии", "Хоффенхайм" решил пойти дальше, вложив деньги в Helix, обучающую видеоигру, в которой используется большой экран, который поворачивается на 180 или 270 градусов вокруг участвующего футболиста. В процессе шесть проекторов выводят разные изображения на экран, побуждая игрока максимально быстро реагировать на сценарии, которые проверяют когнитивные способности. Например, в одной ситуации на экране появляются восемь анимированных игроков. Может ли испытуемый затем среагировать на действия, сделанные четырьмя из них - двумя товарищами по команде и двумя противниками - и запомнить их в конце?
Кроме этого "Хоффенхайм" это клуб, который тренирует своих вратарей, используя 3D-очки, чтобы повысить скорость их реакции.
Кажется, все в футболе очарованы таким подходом сине-белых.
"Иногда мы чувствуем себя скорее музеем, чем исследовательской лабораторией, - говорит доктор Ян Майер, спортивный психолог "Хоффенхайма". - Многие люди смотрят и хотят видеть, что мы делаем дальше".
Майер работает с клубом в течение 13 лет и теперь возглавляет TSG ResearchLab, расположенного рядом с тренировочным полигоном "Хоффенхайма". За три недели до начала пандемии коронавируса здесь появился новый и улучшенный Helix. Мейер надеется, что он окажет влияние далеко за пределами футбола.
Конечно, в Helix мало футбола. Это игра, предназначенная для оценки и улучшения когнитивных реакций на определенные раздражители. Например, отслеживание изображения на фоне различных отвлекающих факторов. Цель здесь - тренировать
"В новом Helix есть 360-градусная среда, - объясняет Майер. - Многие удивляются, что мы не используем виртуальную реальность. Но в 360-градусной среде задействуется гораздо больше периферийного зрения, поэтому ситуация намного ближе к происходящему на футбольном поле".
"Игрок здесь играет и даже не замечает, что тренирует свои исполнительные функции".
"Старый Helix был неплох, но через пять минут он ставал немного скучным. С новой версией все по-другому. Через 20 минут мы говорим игрокам, что они должны остановиться, но они хотят продолжать".
Для Майера такой уровень доступа к игрокам практически беспрецедентен. Два десятилетия назад, когда он собирался стать спортивным психологом, даже его собственные родители были обескуражены его решением, ведь на таких специалистов не было спроса.
"Вначале люди спрашивали, что делает этот парень. Никому не нужны были спортивные психологи, но сейчас очевидно, что игрокам нужна помощь в борьбе со стрессом. Но то, что мы делаем здесь, выходит за рамки этого. Это диагностическая работа и разработка технологии, которая поможет им. У меня есть возможность заниматься исследованием, и это большой подарок. Это удивительно".
В "Хоффенхайме" Мейер получил уникальные перспективы. Ральф Рангник не только создал в клубе условия для всестороннего развития и победе в Бундеслиге 2008 года, но и ввел более открытый подход к игре. В своей время профессиональный хоккеист Бернхард Питерс, спортивный директор "Хоффенхайма" на тот момент, подходил к своей работе схожим образом. Они оба признали необходимость идей извне.
"В течение многих лет вы могли получить работу в футболе только в том случае, если вы были из этого мира, - говорит Майер. - Именно Ральф Рангник начал использовать экспертов из других видов спорта. В "Хоффенхайме" мы теперь понимаем, что если вы сотрудничаете с другими экспертами, вы найдете гораздо больше решений".
"Например, для меня было важным вопросом, можно ли определить, что игрок является способным перейти из команды U-17 в команду U-19. Никто из футбола не мог ответить мне на это, но мы все равно собрали необходимую информацию и показали исследователю данных. И он сказал, что это не большая проблема, он сможет предоставить решение за одну ночь. Это было действительно интересно. Трудный вопрос был немедленно решен экспертом из другой области, но никто не спросил его раньше".
Именно эта проблема заставила "Хоффенхайм" выработать особый подход к работе. "Важно отметить, что это была не моя идея", - говорит Майер.
"Тренер команды однажды сказал мне, что видел отчет ФИФА, в котором говорится, что футбол становится все быстрее и быстрее. Он спросил меня как психолога, могу ли я заставить игроков быть быстрее. Я ответил, что понятия не имею. Но это наука. если вы чего-то не знаете, то начинаете исследовать".
"Первое, что нужно было выяснить, действительно ли игра ускоряется. Есть много данных, подтверждающих это. Второе - выяснить, отличаются ли профессиональные игроки в скорости реакции. Проведя 300-400 тестов становится понятно, что некоторые футболисты действительно быстрее: у одних уходит на реакцию 0,5 секунды, другие же уступают со временем реакции 0,8 секунды".
Если есть разница в реакции отдельных игроков, как ее можно усовершенствовать?
"Мы изучали реабилитационный центр, который работал с людьми с психическими расстройствами, пытаясь вернуть их в общество после инсультов и сотрясения мозга. Они использовали идею Адама Газзели, врача из Флориды, который использовал игры, помогая пожилым людям учиться быстрее. Если эта идея работала с людьми с нарушениями, то должна была работать и с нашими игроками, помогая им становиться быстрее. Это было начало".
Так это работает? Действительно ли Helix делает спортсменов лучше?
Майер понимает, что скептицизм неизбежен, но он не видит причин, почему улучшение когнитивных функций следует рассматривать иначе, чем другие аспекты тренировки игрока, будь то физический, технический или тактический.
"Сейчас в футболе используется много инноваций, - говорит он. - Существуют отслеживающие устройства, которые показывают как быстро и сколько километров бежит футболист. Мы можем проанализировать, сколько пасов и ударов делает он. Но все эти данные не могут объяснить успешный футбол, ведь в них отсутствует информация о том, что происходит внутри игрока".
"Да, игрок может не бежать из-за физических проблем, но в этом может быть и когнитивная причина. Возможно, он недостаточно быстро принялся бежать и был слишком медленным, чтобы обработать информацию".
"Наша диагностика в Helix может стать основой для оптимального индивидуального развития. Я не думаю, что работа в Helix сделает футболистов лучшими на поле. Но я всегда утверждаю, что как полезны для игрока занятия в спортзале, так же нужны и когнитивные тренировки. Я не знаю, насколько мы сделаем их лучше, но если это будет всего несколько процентов, мы должны это использовать".
Но потенциальные применения Helix выходят далеко за рамки улучшения показателей футболистов. Действительно, возможности в других сферах могут оказаться гораздо более значительными.
"Идея нашей исследовательской лаборатории - не думать о профессиональном футболе как о самом главном, - говорит Майер. - Мы являемся некоммерческой лабораторией, потому что хотим перенести идеи из профессионального футбола в другие сферы общества, где это имеет гораздо большее значение. Это может быть важно для полиции, для военных, для спасения, для чего угодно. Любая область, которая требует быстрого принятия решений, правильных решений и лучшего восприятия происходящего".
"Мы работаем с полицейскими, медиками, детьми, больными инсультом, больными раком. Если мы сможем помочь нормальным людям улучшить свои исполнительные функции, это будет большое дело".
Для Майера то, что начиналось как футбольный проект, стало гораздо большим.
"После 13 лет в профессиональном футболе, для меня очень важно внедрить эти решения в других сферах общества. Там много целей".
"Хоффенхайм" и ResearchLab меняют игру, но, похоже, на этом они не останавливаются.
SkySports