Кристиан Бассогог: от 25 фунтов в неделю до лучшего игрока КАН-2017 и переезда в Китай (часть 2)
Когда китайский клуб покупает за большие деньги какого-то игрока в Европе, там и тут слышны возмущенные возгласы: "Китайцы пытаются захватить рынок! Да как они смеют!" Хотя если подумать, последние 25 лет английские команды действовали в подобном ключе.
"Я понял одну вещь: китайские клубы покупают качественных футболистов за большие деньги для того, чтобы они помогали развиваться местным талантам, - замечает Бассогог. - Они делают это ради развития футбола в своей стране, а не просто так. И когда я перешел в "Хэнань Констракшн", мне дали понять: я здесь отчасти для того, чтобы помогать расти как своим одноклубникам, так и футболистам, которые будут играть против меня".
"У многих возникают сомнения касательно уровня китайского футбола, и голоса этих людей хорошо слышны. В то же время хватает людей - и я тоже к ним отношусь - которые формируют свое мнение о Китае, находясь непосредственно там. Вы не поймете, каков китайский футбол, пока не начнете выступать в этой стране".
Ну и каков же он? Кристиан говорит, что матчи в Китайской Суперлиге достаточно тяжелы с точки зрения физики, а атмосферу на стадионе можно назвать несколько колючей. Также вингер называет имена известных футболистов, которые сейчас играют за китайские команды - а куда же без них? В своем дебютном матче за "Хэнань Констракшн", против "Хэбэй Чайна Форчун" (матч состоялся 5 марта и завершился со счетом 0:0. - Прим. переводчика), Бассогог играл против Эсекьеля Лавесси. А еще в Китае сейчас выступают такие игроки, как Карлос Тевес, Рамирес, Оскар, Халк, Джексон Мартинес, Аксель Витсель, Рикардо Карвальо и Грациано Пелле.
"Меня очень сильно заинтересовал вариант с продолжением карьеры в Китае отчасти потому, что здесь выступают футболисты такого уровня, - поясняет Кристиан. - Мне всегда нравилось, как играет Лавесси, и для меня стало большой честью оказаться на одном поле с ним".
Камерунец уже сейчас готов оспаривать стереотипы, связанные с китайским футболом - в частности, касательно уровня местного чемпионата: "Выходя на поле, вы понимаете, что не все здесь так просто. Вам нужно развиваться, чтобы оставаться на коне".
"В чем еще я уверен, так это в том, что через 3-4 года Китайская Суперлига станет чемпионатом, привлекательным для футболистов. У меня складывается впечатление, что все к этому идет. У китайских клубов есть возможности для привлечения именитых игроков разных возрастов - а в дальнейшем их будет еще больше. Это поспособствует повышению уровня первенства. Понятие "футбол" включает в себя и качество игры, и статус тех, кто выступает на поле. Значит, если клубы Китая будут показывать качественную игру и за них будут выступать статусные футболисты, привлекательность местного чемпионата для зарубежной аудитории будет только расти".
Решение Бассогога о переходе в "Хэнань Констракшн" стало откровением для его новых одноклубников.
"Они часто спрашивали меня о том, понимал ли я вообще, куда иду. Мне пришлось объяснить им, что я решил продолжить карьеру в Китае, потому что верю, что это станет для меня профессиональным вызовом".
Есть, конечно, и минусы в переезде в Китай из Европы. Герой нашего материала, например, жалуется на то, что китайский язык очень сложный (хотя клуб предоставил ему переводчика, знающего английский). Другие легионеры говорили об уровне загрязнения окружающей среды и расстояниях, которые приходится преодолевать, отправляясь на выездные матчи.
Для иностранных игроков может быть актуальна и проблема одиночества, хотя многие из них берут в Китай семьи и друзей. Скажем, целых 13 человек призваны не дать заскучать Тевесу в "Шанхай Шеньхуа". Бассогог взял с собой друга, а в будущем к нему переберется один из двоюродных братьев.
Разумеется, Кристиан испытал культурный шок - но речь идет о положительном опыте. Он с восхищением говорит о размахе Чжэнчжоу, административного центра провинции Хэнань: там проживают 10 млн. человек, небоскребов там больше, чем в Чикаго, а еще там есть все, что только можно купить за деньги. Особенно поразили вингера автомобили: на дорогах в городе можно увидеть и "Бьюики", и "Крайслеры", а трафик движется по часовой стрелке.
"Каждое утро я просто выглядываю из окна и смотрю на дорогу пять минут. В жизни не видел так много машин. Они движутся по дорогам без остановки".
Выглядывая в окно от пола до потолка, камерунец может видеть город, в буквальном смысле управляемый футбольным клубом. "Хэнань Цзянье" владеет "Хэнань Констракшн Компани"; все, что только может попасть в поле зрения, было построено этой компанией (можно встретить два варианта названия нового клуба Кристиана Бассогога: "Хэнань Цзянье" и "Хэнань Констракшн". - Прим. переводчика).
Это пример бизнес-модели в китайском футболе, когда государство хочет, чтобы спонсированием команд занимались крупные компании. Они строят стадионы, выстраивают инфраструктуры клубов, оплачивают дорогие трансферы, а государство за это снижает им налог на прибыль. Китайцы лидируют уже во многих сферах - хотят они быть на первых ролях и в футболе. Местное правительство хочет, чтобы футбол со временем стал частью имиджа страны.
Бассогог видит себя частью революции - впрочем, привыкать ли ему к подобной роли? Первый сезон в "Ольборге" выдался для камерунца ужасным (только в одном матче в чемпионате он вышел на поле с первых минут), но прошлым летом он тяжело работал и в итоге застолбил за собой место в основе. До начала КАН-2017 никто не поставил бы и цента на победу сборной Камеруна, тем более что за Неукротимых львов отказались играть 8 футболистов (в их числе были защитник "Ливерпуля" Жоэль Матип и нападающий "Шальке" Эрик Шупо-Мотинг). Триумф на Кубке Африки навсегда прославил эту команду. В "Хэнань Констракшн" Кристиан Бассогог намерен снова заявить о себе.
Источник: The Guardian