Гарет Саутгейт и воля обстоятельств
Прощальный матч Лукаса Подольски в футболке сборной Германии сложился для нападающего наилучшим образом: чемпион мира нанес единственный точный удар в поединке с Англией. И что это был за удар!
Подольски не просто принес победу своей команде — он принес победу в игре, которая на протяжении большей части времени проходила под диктовку соперника. Первый поединок Гарета Саутгейта в роли полноценного менеджера сборной Англии вышел обнадеживающим. Несмотря на результат, качество и манера игры британцев закрепили те настроения, которые вызвало поведение 46-летнего специалиста в последнюю неделю.
Это поведение стало в чем-то сюрпризом. Саутгейт, давно обосновавшийся в структуре Футбольной Ассоциации, также жил в образе человека, не ищущего больших вызовов и проблем. Кто-то даже называл его "слишком мягким для футбола топ-уровня". Вылетев в 2009-м году из Премьер-лиги с "Миддлсбро", он приостановил свою тренерскую карьеру на клубном уровне и через время перешел на должность, не подразумевавшую под собой большого давления и даже внимания.
Когда прошлым летом Ассоциация рассматривала вариант с назначением Саутгейта главным тренером сборной, он отказался. Осенью мнение Саутгейта изменилось вместе с обстоятельствами, вынудившим Сэма Аллардайса покинуть должность наставника Трех Львов после всего одного матча. Теперь Саутгейт согласился — кажется, понимая, что верный представитель Ассоциации должен переступить через свое нежелание и помочь кабинетным руководителям в очень непростой ситуации.
Тем не менее обстоятельства, кажется, изменили и самого Саутгейта. Он не стал первым менеджером сборной, решительно заговорившим о переменах, но сделал это Гарет жестче других. Искать эпизодический позитив в последних выступлениях англичан на крупных форумах он не стал и прямо сказал, что единственной допустимой задачей для Англии на турнире может быть его выигрыш. Речь не о переоценке возможностей, а о психологическом состоянии игроков. Даже сама Ассоциация, доверившаяся Саутгейту, поднимала публику на смех семилетними планами о выигрыше чемпионата мира в Катаре, вкладывая ненужный смыл в футбол сборных, где успех определяется несколькими неделями и матчами на вылет. Англия таких не выигрывала с 2006-го года, теряя самообладание и уверенность еще в тот момент, когда самолет с командой приземлялся на чужой территории. Гарет не постеснялся назвать такую статистику позорной и не имеющей оправданий.
Саутейгт в этом плане оказался фигурой случайной, но в этом и может быть его достоинство. Страдания Англии на турнирах увеличивались вместе с масштабом переоценки национальной сборной, как таковой. Это не работа топ-уровня, и наличие на ней тренера топ-уровня, либо систематического подхода (который пытались создать в годы Ходжсона) совсем необязательно, что доказывают примеры и более успешных сборных. Учитывая комплекс психологических проблем, стоящих во главе неудач англичан, на этой работе вообще лучше оказаться человеку случайному, а не тому, кто дожидался шанса своей жизни, либо слишком опекался величием клубного резюме, закрываясь не только от публики, но и от команды.
Саутгейт может подходить, и его первые решения убедили в этом не меньше первых слов. Тео Уолкотт, проводящий солидный сезон в "Арсенале", получил отказ в день своего рождения, аргументированным в прямой форме: его игра непосредственно в сборной оставляет желать лучшего. Уэйн Руни, оказавшись в запасе "Манчестер Юнайтед", также остался вне состава — Саутгейт вообще стал первым в истории тренером, допустившим такое отношение к теперь уже британской легенде. Ему в этом помогло положение Руни в клубе, но есть основания считать, что для Уэйна дорога в сборную уже закрыта, есть только его карьера не получил второе дыхание, например, в "Эвертоне".
За всем этим следовала игра. Саутгейт выбрал схему 3-4-3, следуя как формуле будущего чемпиона Англии "Челси", так и характеристикам своих игроков. Дебютировавший в команде защитник Майкл Кин, о чем знал менеджер, хорошо адаптирован как к игре в центре обороны, так и фланге. Гари Кэхилл (капитан Трех Львов в этом матче) играет так каждую неделю, и определенный опыт имеетcя и у Криса Смоллинга. Идеально подходящими для этой системы выглядели вингбеки — Кайл Уокер и Райан Бертранд, также не раз игравшие так в своих клубных командах.
На позиции центрального полузащитника впечатлил Джейк Ливермор, ожидаемо хорошо в паре с ним выглядел Эрик Дайер. В основе мышления Саутгейта при выборе такой игровой схемы были, в первую очередь, атакующие исполнители. Адам Лаллана и Деле Алли располагались под нападающим Джейми Варди, и не будет лишним сказать, что каждый из этих игроков хорошо адаптирован к футболу, подразумевающему высокий прессинг соперника. По сути, используя не всех номинально сильнейших, Саутейт собрал те примеры идентичного, что есть в английских клубах, и быстро заставил непостоянных партнеров выглядеть командой.
В Дортмунде Англия действительно играла лучше хозяев. Британцы были агрессивны и мобильны, в их игре не было реально слабых мест и звеньев, а высокий прессинг не раз заставал врасплох немецких защитников. Отличный контроль мяча практически от каждого футболиста команды, но главное — чувство превосходства, с которым так редко действовали англичане в матчах с большими соперниками. Гостей подвела только реализация моментов, и победный мяч Германии, будь это официальная встреча, ощущался бы болезненным разочарованием. В рамках товарищеского поединка увиденное — скорее, повод для оптимизма, хотя Саутгейт тут же включает свой новым режим и заявляет, что вдохновляться любым поражением не в его принципах.
И дело не только в поражении. Вчерашний матч в конечном счете был товарищеским, и всего год назад в той же Германии команда Ходжсона дала не менее яркое выступление, одержав волевую победу над чемпионами мира. Не нужно напоминать, чем закончился тот весенний оптимизм, потому и разница между Саутгейтом и его предшественниками будет проверена только следующим летом. Лучшее, что англичане могут сделать для Гарета и сборной — не наделять эти процессы лишним смыслом, позволив обстоятельствам брать верх. Тем более что они, похоже, открывают в Саутгейте подходящие для этой работы черты.