Второй после Бога. Часть третья
Скучный, скучный "Арсенал" забил 92 гола и Джордж Грэм был вправе гордиться собой. Но для того чтобы получать полное удовольствие от безудержной атаки "канониров" не хватало одного – трофеев. Джордж Грэм разработал свой мастер-план по завоеванию недостающего "столового серебра" и он, увы, провалился.
Иану Райту стали уделять больше внимания, чем раньше, а на место полузащитников-художников пришли ремесленники, которые должны были усердно работать, чтобы снабжать мячами главного голеадора. Райт: "Когда Андерс и Мерс были на коне, их игра захватывала дух, но хорошие вещи не могут продолжаться вечно". Джордж Грэм парирует: "Я понимал, когда они были хороши, а когда нет. В английском футболе вы можете позволить себе только одного художника на футбольном поле – если он был не в духе, это был лишь легкий спазм, если они не на коне вдвоем – тогда мы оставались вдевятером. Я понимал, что должен выбирать, и я выбрал Мерса".
Это казалось необъяснимым, но Лимпар уселся на скамейку, Рокастл был продан, и без них "Арсенал" внезапно потерял ту атакующую легкость, которая была заметна в предыдущем сезоне. Иан был исключением – вы могли ударить его кувалдой и он все равно хотел забивать, пока был в сознании.
В Лимпаре Джордж обнаружил вещи, которые поразили его своей несовместимостью. Он был великолепен в начале сезона 1990/91. Грэм: "К концу ноября он забил 8 голов, и я сказал ему: "Андерс, такими темпами ты забьешь 20 голов к концу чемпионата!". Он обернулся, я не мог поверить тому, что он сказал: "Мистер Грэм, я не буду". Я спросил: "Почему? Что ты имеешь в виду?". Он говорит: "Я не бомбардир". Прямо тогда я понял, что у него нет уверенности в себе. Он искренне верил, что не был бомбардиром, у него было негативное мышление. Я ему говорил: "Ты можешь, Андерс, ты можешь! Ты можешь забивать!"". Изобретательный супершвед забил всего три гола в остатке сезона, и Грэм был крайне обеспокоен таким отношением. Он не нуждался в таких игроках.
Именно так великолепный Лимпар, плеймейкер до мозга костей попал в немилость у Грэма. Он исключил Лимпара из числа важных игроков, переместив его в разряд джокеров, а вскоре и продал его. При этом болельщики были крайне разочарованы, так как команда была беднее в атаке без шведа, но у Грэма на этот счет было свое мнение: "Андерс был игроком, который играл на своем чистом великолепном таланте. Но все мы прекрасно знали, что если мы играем вдали от дома – хватит пяти минут, чтобы понять, что Андерс не в духе, и тогда мы весь матч играли вдесятером. К сожалению, он не развивал свой талант".
Что же насчет Рокки? Одна вещь – Грэму недоставало веры в него. "Основная причина, почему я продал Дэвида Рокастла – наши медики сказали, что он имел проблемы с коленом", - говорит Грэм. - Немало футболистов играют с этим, но проблема в том, что вы можете играть матчи, но должны быть осторожны на тренировках. Беда с Дэвидом в том, что как только он перестал тренироваться в полную силу, он располнел. Журналисты спрашивали меня в чем дело, но я не мог им ответить. Вы не можете сказать правду, потому что не принято критиковать своих игроков. Я не мог сказать людям, что мы не могли нагружать его в полную силу".
Рокастл не согласен: "Джордж говорил, что мое колено ограничивало меня, но я думаю, что это отговорка. Если он проверит мои тренировочные сессии – я никогда их не пропускал. Я мог бы понять, если бы у меня было колено как у Газзы, но у меня было всего одна операция и пара мелких травм – это как чистка зубов, вы можете играть через 10 дней. Мой лишний вес… Если честно, я позволил себе немного растолстеть, когда был в депрессии, но поверьте – я всегда тренировался так сильно, как мог. Если Джордж продал меня, когда мое колено было не в форме, то как так вышло, что я прошел пятичасовой медосмотр в "Лидсе"?"
"У меня было три перехода и врачи всегда давали добро на них. Эти слухи о моем колене иногда заставляют меня биться головой об стену. Я мог бы иметь проблемы, когда мне 50, и я закончил играть, но я был готов принести эту жертву ради футбола, ради "Арсенала". Я не мог поверить, что клуб продает меня. Я был уверен, что буду играть в этом клубе всю жизнь, и был уверен, что у меня есть еще несколько лет в запасе. Увы, но этого не произошло. Это был один из самых печальных дней в моей жизни, потому что "Арсенал" был моим домом. В конце концов, мне пришлось смириться с этим".
Две противоречивых истории. Джордж считает, что колено Дэвида не было способно выполнять свои функции, а Дэвид Рокастл утверждал, что это не так. В похожем положении находился знаменитый ирландский полузащитник Пол Макграт, но он успешно играл до 37 лет, переместившись в защиту, хоть и практически не мог тренироваться. Нечто подобное можно было сказать позже о капитане "Тоттенхэма" Ледли Кинге. Джордж Грэм решил, что ему не нужен такой игрок как Рокастл и продал его за 2 миллиона фунтов в "Лидс". Никто никогда не говорил, что в футболе есть справедливость.
Иан был сильно разочарован, когда его лучший друг детства покинул команду, а партнер, который лучше всего его понимал, оказался на скамейке. Райт: "Когда Рокки ушел, я был разбит. Я плакал. Что же касается Андерса, то он играл на таком уровне, дотянуться до которого часто было сложно даже ему. Это то, что отличает великих игроков – они всегда могут играть на высоком уровне. Джордж Грэм сказал мне, что он готов держать в команде звезд, которые готовы делать это все время. Он требовал от Андерса его лучшей игры в каждом матче, но Андерс не мог гарантировать это потому, что у него был другой менталитет. Он разочаровывался в происходящем все больше и больше. Когда команду покинул и он, это было очень грустно".
"Джордж уважал людей, которые понимают, как им повезло стать профессиональными футболистами и знают, что это нельзя принимать как должное. Он хотел видеть в каждом игроке желание совершенствоваться, прогрессировать. Может быть, он и не сработался с Андерсом, потому что все это видел во мне – швед был полной противоположностью меня как игрок".
Хищник продолжал искать голы, играть шоумена, спорить с судьями. Все было как обычно, но в какой-то день он потерял искру. Джокер стал угрюмым. Его сверкающая улыбка сменилась угрюмым выражением лица. Вместо того чтобы просыпаться каждый день с ощущением радости жизни, он был мрачным. Это и стало следствием столкновения личностей, которое произошло, когда Грэма сменил Брюс Риок.
Его голевой аппетит уменьшался, а без него он становился угрюмым и раздражительным. Его энергия перенаправилась с положительного полюса на отрицательный и, будучи неспособным сдерживать свои эмоции, Райти взорвался. А когда Райти взрывается, об этом узнает каждый.
Он не хотел играть за Риока. "Это то, что я написал в своем прошении о трансфере, - говорит Райт. - Я не хочу играть за этого тренера. Я играю для парней, но не для Риока. Мне не нравится его агрессивный подход, потому мы не сошлись. У него были проблемы со мной, потому что он думал, что в моем плече есть чип, который можно включить в любое время, вне зависимости от моего настроения. Он всегда искал оправдания, в которых я был виновником всех бед "Арсенала". Наш клуб так велик, что не должен допускать, чтобы им руководил такой менеджер. Арсен Венгер – дальновидный, творческий человек, а не старый школьный хулиган, который кричит в ухо, как сержант. Вы не можете напугать взрослых людей и получить лучшее от них. При Риоке я разлюбил футбол, и это было впервые за восемь лет, когда я почувствовал, что я не хочу играть".
"Я очень доволен, что в руководстве "Арсенала" нашлись сильные люди, которые сказали себе: "ОК, это не работает, давайте попробуем что-то другое". Потому что в противном случае, отвращение от футбола настигло бы не только меня, но и таких молодых игроков, как Стив Хьюз. Я говорил со Стивом на этапе работы с Риоком и понимал, что он также не хочет играть в футбол. Это грустно. Он всего лишь менеджер, а не человек, который может отбить желание заниматься футболом у молодых игроков. Я очень рад, что Арсен Венгер пришел вовремя".
"Я всегда вспоминаю те времена при Риоке и очень рад, что смог выдержать этот период и дождаться прихода Венгера, когда мне казалось, что в моей карьере пришло время сумерек. Как оказалось впереди была не темень, а рассвет. Когда Арсен приехал, я почувствовал, что у меня начинается второй медовый месяц с "Арсеналом"".
Француз поразил Райта. "Возьмите любого менеджера в мире и дайте ему Райта – он будет счастлив", - эти слова Венгера были музыкой для Иана. Если бразильцы играют в стиле самбы, то Райт – это джаз – полный природной импровизации, нетрадиционных ритмов и мелодий, исходящих от самого сердца. Второй медовый месяц Иана Райта и "Арсенала" был шикарным, а джаз звучал на "Хайбери" и в знаменитом чемпионском сезоне 1997/98.
По материалам книги Эми Лоуренс "Произноси это название с гордостью", специально для campeones.ua
Фото: Peter Byrne/PA