Почему команды английской Премьер-лиги потратили этим летом меньше денег на трансферы?
Несмотря на все разговоры о финансовой мощи английского футбола, трансферное окно этого лета привело к тому, что общие чистые расходы Премьер-лиги уменьшились более чем на 25%.
Используете вы данные Transfermarkt, которые показывают падение в 24%, – с 1,019 млрд евро до 774 млрд евро, или цифры, которые предоставил Deloitte, то есть падение в 26,4% – с 850 млн фунтов до 625 млн фунтов, вполне очевидно, что в 2019 году произошел резкий переворот в расходах, если сравнивать с предыдущими годами. Фактически, Deloitte утверждает, что это были самые низкие расходы с лета 2015 года, что весьма примечательно, если учесть, что доходы Премьер-лиги с тех пор выросли на 22%. И имейте в виду, что окно закрылось в Англии, но все еще открыто в других лигах, а это значит, что количество чистых расходов может пойти только по одному пути – вниз.
Еще более примечательными являются чистые расходы самых богатых клубов Премьер-лиги: "Манчестер Сити", "Ливерпуля", "Челси", "Тоттенхэма", "Арсенала" и "Манчестер Юнайтед". Они традиционно тратили больше всех, как и следовало ожидать, но в совокупности летом 2019 года их чистые расходы составляют около 241 млн фунтов. Поскольку в ближайшие недели эти цифры могут только снизиться, не удивляйтесь, что мы получим самые низкие расходы Большой шестерки с лета 2012 года.
Чтобы вы понимали, как давно это было, сэр Алекс Фергюсон все еще тренировал "Манчестер Юнайтед" и подписывал контракт с Робином ван Перси, чтобы выиграть свой последний титул до выхода на пенсию.
Очевидно, что запрет на трансферы у "Челси" повлиял на цифры и в сочетании с тем, что "Ливерпуль" решил сэкономить в это окно. В этом есть часть объяснения, но не все зависит от этого. К примеру, по сравнению с летом 2016 года существует разница в 260 млн фунтов.
В прошлом сезоне Премьер-лига предоставила свои команды сразу и в финал Лиги Европы, и в финал Лиги чемпионов. Это привело к тому, что команды собрали большие финансы в еврокубках, а также в будущем увеличат коммерческие и спонсорские доходы.
Этим летом на рынке было уникально большое количество суперзвезд, чем в какой бы то ни было другой год. У некоторых игроков в прямом смысле на шее болталась вывеска "для продажи" – Пауло Дибала, Гарет Бэйл, Мауро Икарди, у других была клаусула – Антуан Гризманн, а остальные, как вы уже могли догадаться, были доступны за определенную цену – Неймар, Маттейс де Лигт, Филиппе Коутиньо. В прошлом вы бы услышали об интересе со стороны английских клубов к каждому из них, но не этим летом. По ряду причин и во многом к разочарованию агентов и посредников часть игроков остались на своих местах, будь то из-за тяжелых контрактов, чрезмерной комиссии или из-за того, что их громкое имя могло нарушить гармонию и химию.
Так почему же крупные английские клубы вдруг перестали тратить? Это признак чего-то крупного?
Существует два варианта ответа. Клубы, как правило, тратят большие деньги, когда не достигают цели, нуждаются в обновлении и/или когда у них появляются новые тренеры, которым часто дают гарантии трансферных бюджетов. Это не касается "Манчестер Сити", "Ливерпуля" или "Тоттенхэма", хотя "шпоры" действительно потратили немало, но это было связано с их прошлогодним бездействием. "Челси" в стороне, остается "Арсенал" и "Манчестер Юнайтед". Первые провели одно из самых больших окон за всю истории, но они все еще ограничены зарплатной ведомостью и контрактами таких игроков, как Генрих Мхитарян и Месут Озил, которые сидят на хорошей зарплате. Вторые же по своим стандартам были довольно консервативны, возможно потому, что они все еще не решили, является ли Оле Гуннар Сульшер долгосрочным решением на посту главного тренера.
И это все приводит нас к заработной плате и доходам, то есть, макро-тенденциям. Заработная плата и плата за трансфер, конечно, одного поля ягоды. В Премьер-лиге зарплаты последние три сезона росли быстрее, чем доходы, и после нескольких лет вертикального роста, можно сделать вывод, что владельцы начали задумываться о том, чтобы закончить золотую лихорадку.
Стоимость самой последней сделки Премьер-лиги по внутреннему телевидению упала на 8%, если сравнивать 2016-2019 и 2019-2022, несмотря на то, что количество продаваемых для трансляций игр выросло на 19%. И хотя доходы от продажи зарубежных прав выросли на 30%, это больше, чем восполнение дефицита, но этом меньше, чем предсказывала Премьер-лига пять лет назад. Пиратство и нелегальный стриминг является важным фактором, так как на многих рынках доминирующий бродкастер является монополией.
Есть не так много способов увеличить свой доход и получить максимальную выгоду. В качестве потенциального фактора роста остается только коммерческий доход, хотя это уже довольно насыщенный рынок. Но это не повод для отчаяния, просто командам нужно больше следить за своими расходами. И это особенно относится к Премьер-лиге и ее эксцентричным владельцам клубов. Выбивается лишь "Тоттенхэм", который будет получать солидную прибыль от нового стадиона.
Хорошо это или плохо, но "Арсенал", "Ливерпуль", "Юнайтед" и "Тоттенхэм" принадлежат бизнесменам, которые рассчитывают в долгосрочной перспективе (и зачастую в краткосрочной) заработать себе денег. "Челси" и "Юнайтед" после многих лет свободных расходов и личного тщеславия, теперь находятся в одной лодке. Кстати, именно поэтому все эти клубы поддерживают финансовый фэйр-плэй: он снижает расходы и увеличивает прибыль.
С финансовой точки зрения это окно войдет в историю, как окно, в которое Большая шестерка Англии была разумной, уравновешенной и дальновидной. Что касается футбола, то можно задаться вопросом, не считать ли это лето летом упущенных талантов и упущенной возможности укрепить свои позиции на вершине лучших лиг мира.
ESPN