Как финансируются крупнейшие футбольные трансферы
В начале июля "Атлетико Мадрид" выплатил португальской "Бенфике" 126 миллионов евро за 19-летнего форварда Жоау Феликса. Этот трансфер стал пятой по величине сделкой в истории футбола и третьим, если говорить о сумме отступных.
Спустя две недели француз Антуан Гризманн перешел из "Атлетико" в "Барселону" за 120 миллионов евро. Руководство сине-гранатовых надеялось, что местные кредиторы, такие как Santander, Caixabank и Banco Sabadell профинансируют сделку, однако они отказались помогать "Барсе". Одолжив ранее Блаугранас 600 миллионов евро на реконструкцию "Камп Ноу", банки не захотели выдавать клубу новые кредиты.
В итоге, по информации El Confidencial, "Барселона" обратилась к 23 Capital, лондонской фирме, созданной специально для финансирования крупных футбольный трансферов. Мажоритарным акционером этого фонда является 89-летний миллиардер Джордж Сорос.
23 Capital также финансировал сделку по Жоау Феликсу. Сидя на солнечной террасе своего нового офиса возле Оксфорд-стрит, соучредитель фонда Джейсон Трауб говорит, что переход юного португальского таланта прошел для его компании намного спокойнее.
"Мы принимали участие во всех аспектах этого трансфера. Таким образом мы могли дать обеим сторонам то, что они хотели от него получить", - говорит Трауб. В то же время он отказывается описывать сделку по Гризманну, но характеристики просятся сами собой. СМИ называют "Барселону" безголовыми цыплятами, которые в панике носились в поисках финансовых источников для покупки француза.
По словам бывшего сотрудника Investec, 23 Capital с самого начала был вовлечен в трансфер Феликса в "Атлетико". Результатом этого стало то, что оба клуба были удовлетворены сделкой. "Что характерно для любого трансфера, так это то, что вы с одной стороны работаете с продающим клубом, который хочет получить всю сумму сделки уже сегодня, с другой - с покупателем, который предпочел бы разделить сумму трансфера".
Трауб считает, что если футбольные клубы примут эту реальность, то вскоре могут может серьезно уменьшиться количество сделок в последние моменты дедлайна. "Посмотрите на то, что творилось на трансферном рынке в течение десятилетий. Десять лет назад на нем ничего не происходило до последнего дня и закрытия трансферного окна".
Майкл Савва, специалист по спортивным финансам в компании Watson Farley & Williams, отмечает, что продающий футболиста клуб использует дедлайн в качестве рычага давления на покупателя. "Безумие в последний день трансферной кампании является следствием трансферной политики клуба в двух-трех предыдущих… Так что такая ситуация будет возникать постоянно. Хотели бы мы другой жизни?"
Фонд Трауба - это всего лишь один из многих представителей финансового сегмента, который развился за последние несколько лет. После того, как в футбол потекли огромные финансовые потоки, клубы увеличили пути своего финансирования.
"Изначально клубам требовалось меньше капитала, поэтому владельцы могли лично финансировать трансферы или через деловые отношения с каким-либо банком, - говорит один из бывших руководителей английской Премьер-лиги. - Все начало сильно меняться после появления АПЛ в 1992 году. С ростом цен на футболистов исчезли и стандартные кредиты, а финансирование таких сделок стало делом владельцев и специалистов".
Обычно, футбольные трансферы это просто заголовок в ленте новостей. Зачастую информация о том, сколько денег переходит с одного счета на другой сразу после заключения сделки, остается неизвестной. Однако часто переходы игроков оплачиваются в рассрочку. При этом клуб, продающий футболиста, не заинтересован в такой сделке - он хочет деньги за своего игрока все и сразу.
Именно поэтому специализированные банки одалживают продающему клубу деньги, который погашает кредит по мере того, как получает поэтапные платежи от покупателя. Помимо трансферов, банки и фонды могут выдать кредит на будущие средства от спонсорских доходов или продажи телевизионных прав.
Савва говорит, что рост банковских футбольных специалистов не обязательно влечет инфляцию трансферов, называя это вопросом курицы и яйца. "Есть примеры, когда происходит обратное. Однако из-за инфляции трансферных платежей клубам требуется новая ликвидность".
И в то время как такие английские компании, как 23 Capital, охотно финансируют сделки по покупке звездных игроков в континентальной Европе, существует обеспокоенность по поводу растущего разрыва между самыми бедными и самыми богатыми клубами Англии. "Большое влияние клубов английской Премьер-лиги разрушает клубы низших лиг, поскольку те пытаются не отставать от ведущих команд, но делают это без доходов", - говорит экс-глава АПЛ.
Ричард Прайс работает в компании New Century Finance и предоставляет кредиты футбольным клубам. Начиная с 2000 года, он принял участие в трансферных сделках на общую сумму в 750 миллионов фунтов стерлингов. Он говорит, что в последние годы в Англии изменилось финансирование трансферов в результате увеличения доходов от продажи телевизионных прав. "Клубы АПЛ настолько богаты, что первая десятка и не нуждается в финансовой помощи, - говорит он. - Едва ли "Ливерпуль" и "Манчестер Сити" пойдут просить кредиты". В этот момент Прайс торопится закрыть сделку на £7 млн между двумя клубами Чемпионшипа и отмечает: "Клубы английской Премьер-лиги занимают все меньше денег, а представители второго дивизиона делают это все чаще и чаще".
Значит ли это, что футбольный рынок перенасыщен кредиторами? "Очередей за кредитами нет, ведь банки традиционно не любят футбольные клубы", - говорит Прайс.
The Telegraph / Фото: ФК "Барселона"