Эра Нагельсманна. Чего ждать от РБ Лейпцига?
"Нас ждет новая эра", – объявил исполнительный директор "РБ Лейпциг" Оливер Минцлафф, глядя на двух мужчин, сидящих на первой клубной пресс-конференции сезона 2019/2020. С одним из них человеку, который следит за немецким футболом, знакомиться не нужно: ему тридцать один год и зовут его Юлиан Нагельсманн.
Нагельсманн перешел из команды, которая в Германии считается второй ненавистной во всей Бундеслиге – Хоффенхайма, и оказался в "РБ Лейпциге", который по тому же опросу после своего появления в высшем дивизионе оказался первым. В вину лейпцигскому коллективу ставят то, что они получают большие деньги от спонсоров и излишне коммерциализируются, что вредит истинному поклоннику красивой игры.
Рядом с Юлианом сидит человеком, который за короткое время добился успеха, но его имя не так известно. Это Маркус Креше и он новый спортивный директор. "Маркус воплощает в себе все, за что выступает "РБ Лейпциг", – объясняет Минцлафф. И понятно, почему. В течение двух полных сезонов, в которых он работал на аналогичной должности в "Падерборне", он сделал из клуба, который мог упасть в четвертый по уровню дивизион, команду уровня Бундеслиги.
Этот человек, который достиг огромного успеха за очень короткий промежуток времени, похож на то, что сделал сам "Лейпциг", поднявшийся за десятилетие из пятого дивизиона в Лигу чемпионов, и сейчас считающий себя одной из лучших команд Германии. "Мы жаждем большего, – говорит Минцлафф, повторяя тот принцип, который "РБ Лейпциг" придумал для анонса новых комплектов формы на сезон. Для Лейпцига предел – это небо.
Опираясь на свою огненную финансовую мощь, подпитываемую одной из крупнейших мировых компаний по производству напитков, они наняли двух идеальных кандидатов и оказались на заре новой эры после того, как клуб покинул Ральф Рангник. Этот человек отдал семь лет клубу в качестве главного тренера и спортивного директора.
Тем не менее, влияние 60-летнего немца все еще живет. С начала июля он занял новую должность Главы спорта и развития футбола в "Ред Булл", что вызвало немало удивления. Рангник помог в создании "РБ Лейпциг", сделал из него тот клуб, коим он является сегодня, как на поле, так и за его пределами. Действительно, его ДНК – ДНК "РБЛ".
Именно его агрессивный стиль с высоким прессингом был привит после двух заходов на пост главного тренера, именно он обеспечил жизненную стабильность, необходимую "Лейпцигу", который штормило в 2012 году из-за изменений и влияния со стороны управляющего директора "Ред Булл" Дитриха Матешица.
Внезапное объявление Рангника об уходе удивило многих, особенно после того, как он продемонстрировал непоколебимую приверженность клубу, тренируя команду в течение промежуточного сезона, когда она ждала своего нового тренера Нагельсманна.
Хотя Рангник больше не является спортивным директором, он теперь будет иметь куда больше влияния, чем когда-либо прежде. Теперь он над всеми клубами, которые принадлежат "Ред Буллу". Хоть Нагельсманн и стал главным тренером, но присутствие Рангника никуда не денется.
Опыт Юлиана в доверии и развитии молодых игроков хорошо известен. Возможно, что это можно расценивать как ответ на ту веру, которую дал ему "Хоффенхайм", когда в 2015 году назначил тогда еще 28-летнего тренера. За время тренерства Нагельсмана в "Хоффенхайме" многие молодые игроки вышли на новый уровень и ушли в топ-клубы. К примеру, Никлас Зюле и "Бавария". Условный Жоэлинтон, который остался в "Хоффе", продолжает развиваться и процветать.
Учитывая, что "Хоффенхайм" несколько раз квалифицировался в еврокубки, может показаться странным, что тренер выбрал соперника с аналогичным профилем. То, что отличает "РБ Лейпциг" от "Хоффенхайма" – сеть клубов, связанных с "Ред Буллом". Не секрет, что Лейпциг имеет прочные связи со своими сестринскими командами, и "Ред Булл" не уклоняется от объяснения связи, которую они создали".
"Много из того, что произошло в Лейпциге в предыдущие годы, связано со структурой, которую мы построили, – сказал Рангник, объявив о своей новой роли в "Ред Булл". – Мы хотим создать эффект синергии между этими клубами, что даст в частности "РБ Лейпцигу" возможность получить прибыль и развиваться дальше".
Этот "эффект синергии", как объясняет Рангник, в первую очередь работает во благо Лейпцига, как клуба, который "Ред Булл" определил в качестве основного после ошибок, который были допущены с "Аустрией Зальцбург" в 2006 году. "В Нью-Йорке и Бразилии мы хотим построить скаутскую сеть, должны появиться новые молодежные академии для развития лучших игроков, которые затем перебираются в Европу и, в лучшем случае, отправляются в "РБ Лейпциг".
В свои руки Юлиан Нагельсманн получает не одну академию, а сразу три, причем все под контролем Ральфа Рангника, что позволит тренеру полностью сконцентрироваться на своей команде. Если объединить все это с проектами "Ред Булл" в Австрии, то скаутская сеть расширится до пяти мест.
Теперь у Нагельсманна есть глобальная сеть игроков, которые могут переходить в Лейпциг за небольшие суммы, если сравнивать с тем, сколько платят за них другие клубы, как видно из того, сколько получил Зальцбург за Наби Кейта, а Нью-Йорк за Тайлера Адамса. Действительно, за последние годы в "РБ Лейпциг" из "Ред Булл Зальцбург" переехало сразу шестнадцать игроков – конвейер талантов, который и дальше будет работать.
Как будто бы опыта Рангника было недостаточно, Лейпциг подписал руководителем отдела найма и развития Пола Митчела, человека, который привлек в "Саутгемптон" Садьо Мане, раскрыл Деле Алли и привел в "Тоттенхэм" Сон Хын Мина и Тоби Алдервейрелда.
37-летний бывший футболист еще недостаточно долго работал, чтобы оказать серьезное влияние на развитие клуба, но "РБ Лейпциг" та структура, которая смотрит в будущее. "Они убедили меня попытаться взглянуть на картину в целом, стараясь не слишком увлекаться краткосрочными действиями", – сказал Митчелл после своего назначения. "Движущая сила состоит в том, чтобы сделать все по-нашему, по пути "Ред Булла". Следуя нашим убеждениям и не пытаясь быть такими же, как Дортмунд или "Бавария", покупая более опытных и готовых игроков, мы хотим развивать собственных талантов, разрабатывать долгосрочный план и стратегию".
Их путь так и называется – "Red Bull Way", что означает привлечение игроков в возрасте 24 лет и младше. Такая клубная политика стремится сосредоточиться на поиске и развитии молодых талантов. В "РБЛ" хотят игроков, которых они бы могли удержать в долгосрочной перспективе, а не продавать их, как они должны были сделать после того, как Кейта заинтересовал "Ливерпуль". Эта вера в молодежь очень напоминает самого Нагельсманна, потому неудивительно, когда молодой тренер сказал: "Команда очень молода – меня это устраивает". Именно эта базовая структура дает ему все инструменты, необходимые для достижения успеха.
"Я хочу сохранить ту ДНК, которую так успешно создавали в клубе, и добавить сверху мои идеи. Если это сработает, мы будем очень успешными", – признается Нагельсманн. Стиль футбола, в который играл его предшественник, очень похож на его собственный. "У клуба есть четка философия футбола, нацеленная на победу владения и быструю структуру атак. Мне нравится такой стиль".
Рангник также заложил основы для Нагельсманна, чтобы он смог использовать предпочитаемую им гибкую схему 3-5-5, если он этого захочет. В начале прошлого сезона Рангник признал, что он был сторонником такого приемника, который был бы гибким. "Мы знаем, что он часто использовал схему, но во время игр менял тактику. Это то, что мы хотим и собираемся использовать".
Примером такой гибкости стала игра игра "Лейпцига" против "Байера" в Леверкузене 6 апреля. Развернув стандартную четверку сзади и отправив вперед шестерых игроков, Рангник увидел, как его команда проигрывала центр поля доминирующему "Леверкузену", уйдя на перерыв со счетом 2:1. В перерыве он перешел на 3-5-2, переместив полузащитника Конрада Лаймера на роль правого фулбэка и сдвинув Норди Мукиеле вниз к постоянным стартерам Вилли Орбану и Ибраиме Конате в центр защиты.
Изменения окупились, когда у "Лейпцига" оказалось нужное количество игроков в центре, чтобы "Леверкузен" не смог атаковать через центр, открывая другие зоны. "Лейпциг" выиграл со счетом 4:2. Рангник подчеркнул, насколько важным было изменение: "У нас не было контроля над игрой. Затем мы перешли на 3-5-2 и показали, из чего мы действительно сделаны".
Несмотря на то, что 3-5-2 является аномалией для нормальной расстановки в "Лейпциге", Нагельсманн унаследовал команду, которая привыкла играть в системе, которая, по сути, является ее хлебом с маслом. У него есть необходимые игроки в центре обороны в лице Конате и Упамекано, которые имеют опыт игры более четырех сезонов бок о бок, несмотря на то, что им обоим всего двадцать лет. Недавние вызовы в сборную Лукаса Клостерманна и Марселя Хальстенберга являются свидетельством того, какие таланты есть у нового тренера. Когда дело доходит до тактического перехода, у Нагельсманна не должно быть проблем с тем, чтобы перенести его привлекательный стиль футбола на "Ред Булл Арену".
То, что точно изменить Нагельсманн в "РБ Лейпциг", это роль академии. За сравнительно короткий промежуток времени на молодежном уровне клуб завоевал множество титулов. За последние шесть лет он выиграл три региональных титула Бундеслиги в возрасте до семнадцати лет. Тем не менее, ни один из игроков молодежной команды не смог обеспечить себе постоянное место в первой команде, поскольку нынешняя система поддерживает импорт из других связанных с "Ред Булл" команд или покупку талантов из других стран.
Хорошим примером этого является 19-летний игрок академии Эрик Майетшак, который ушел из клуба в июне, чтобы присоединиться к клубу Второй Бундеслиги "Эрцгебирге". Несмотря на то, что он прошел через молодежную команду "РБЛ" и несколько раз выступал в первой команде, в частности в матче Лиги Европы против "Селтика", Майетшак, которому всего 19, решил бросить команду, чтобы иметь постоянное место в стартовом составе.
Повышения в первую команду наверняка будут, так как Нагельсманн верит в молодежь. Сам Лейпциг даже выразил желание, чтобы доморощенный игрок регулярно выступал в старшей команде, а Флориан Шольц, директор по коммуникациям, маркетингу и спорту, в недавнем интервью заявил следующее: "Наша цель – увидеть в долгосрочной перспективе хотя бы одного игрока молодежной команды в составе первой команды. Это, безусловно, будет ускорено при Юлиане Нагельсманне".
Из слов Шольца становится понятно, что прибытие 31-летнего тренера приведет к некоторым изменениям. Нагельсманн, безусловно, имеет в своем распоряжении большое количество молодых талантов. 18-летний нападающий Фабрис Хартманн только получил свой первый профессиональный контракт, в то время как датский полузащитник Мадс Бидструп, которого Рангник назвал "игроком, который, как мы уверены, сделает прыжок в первую команду", готов к следующему шагу. С началом эры Нагельсманна Лейпциг станет более привлекательным для талантливых молодых игроков, которые хотят играть в футбол регулярно и полностью раскрыть свой потенциал.
В этом сезоне к Лейпцигу будет приковано больше внимания, чем когда-либо, поскольку Юлиан Нагельсманн станет членом клуба, который в будущем бросит вызов самым лучшим. Во время своей первой презентации для прессы он сказал так много примечательных слов, готовых сразу быть на страницах немецких таблоидах. Особенно выделяется одна фраза: "Движение для меня – это здоровый и логичный шаг". И понятно почему так. "Ред Булл" строит империю талантов, а в их короне – Лейпциг. И Нагельсманн только что унаследовал трон.
TheseFootballTimes