Мартин Йол: "Я люблю "Тоттенхэм". Он всегда был моим клубом"
Мартин Йол до сих пор владеет домом, который расположен рядом со старой тренировочной базой "Тоттенхэма" в Чигуэлле. Он не может назвать причину этого, но он до сих пор не может разорвать все связи с клубом, за который он болеет с восьмилетнего возраста и который он возглавлял три года.
Сейчас ему 63 года, Йол вернулся в Нидерланды, но ясно, какую команду он поддерживал в матче "Тоттенхэма" и "Аякса", хоть последних он также возглавлял.
"Я всегда был болельщиком "Тоттенхэма". Мы болели за клуб вместе с братом, мне было восемь и у меня была футболка Джимми Гривса образца 60-х, – говорит Йол. – Когда я был тренером, мы жили в Чигуэлле, и я был единственным, кто остался там. Все остальные переехали на Энфилд, а я застрял в Чигуэлле. У меня все еще есть там дом. Я не знаю почему, но не могу заставить себя продать его. Если у меня выходной или у моей маленькой девочки каникулы, мы приезжаем туда. Мило".
Йол руководил "шпорами" в период с 2004 по 2007 год и относится к клубу с искренней любовью. Он поднял его до пятого места, хотя принимал в середине таблицы.
"Вы знаете, я никогда не скажу ничего негативного о "Тоттенхэме", – объяснил он. – Это мой сад роз, в который ты никогда не плюнешь".
Йол слишком хорошо понимает, как важен для "Тоттенхэма" и Даниэла Леви полуфинал Лиги чемпионов [интервью состоялось до ответного матча, – прим.]. Когда Жак Сантини был уволен после тринадцати туров, клуб был в кризисе, а Йол поднял "шпор" практически до еврокубковой зоны, а затем дважды сыграл с ними в Кубке УЕФА – в 2006 и 2007 году.
Леви подарил ему Porsche 911, который Мартин позже тайно продал. Голландец в полной мере осознает, что Лига чемпионов – это Святой Грааль.
"Даниэл и вице-президент Пол Кемсли были одержимы Лигой чемпионов, – говорит Йол. – Пол как-то сказал мне: "Если мы будем играть в Европе, я дам тебе BMW". Поэтому, когда мы попали в Кубок УЕФА, я ждал подарка, и я думаю, что вместо этого я как раз и получил часы от его водителя. Эти часы были хорошими, но я отдал их своему племяннику, а о BMW никогда не спрашивал".
"Пол никогда больше не говорил о BMW, но, может быть, через год, когда мы снова оказались в Европе, Даниэл дал мне Porsche 911. Было здорово, но дело в том, что у меня был точно такой же Porsche, так что я тайно продал его пару месяцев спустя. Она пришла без бумаг, поэтому мне пришлось извиниться, попросить их, чтобы совершить продажу!"
Наиболее близко к мечте Леви Йол был в 2006 году, когда клуб провел большую часть сезона в первой четверке, но в последний день свалился на пятое место после поражения от "Вест Хэма". Тогда несколько игроков "шпор" не сыграли из-за пищевого отравления.
Отвечая на вопрос о причинах отравления, а предполагалась некачественная лазанья, Йол сказал: "В 4:30 утра мне позвонил доктор и сказал: "У нас проблема, игроки заболели".
"Было очевидно, что что-то пошло не так. Все они пошли к врачу, было очень странно, но я не хочу никого винить. Играть против "Вест Хэма" всегда было нелегко, потому я не хочу искать оправданий. Я помню, что Майкл Кэррик играл, будучи больным, но с того момента прошло много времени, чтобы об этом думать. В то время мы были лучшими из остальных, это было хорошее время".
Мартин Йол был уволен после поражения в Кубке УЕФА от "Хетафе", но у бывшего полузащитника "Вест Бромвича" нет обид. Он тепло отзывается о Леви и принял извинения от бывшего секретаря клуба Джона Александера, который был на совместном фото с Кемсли и Хуанде Рамосом за несколько месяцев до того, как испанец сменил Йола.
Рассказывая о том, как он получил работу в "Тоттенхэме" после ухода Сантини, Йол сказал: "Когда Дэниэл сделал мне и моего агенту, Мино Райоле, предложение, он сказал: "Вам придется быстро принять его или отказаться, потому что у наших ворот ждет еще пять тренеров, желающих занять место". Мино сказал: "Хорошо, по рукам". Пять месяцев спустя я пошел на разговор с сыном Фредди Шепарда о "Ньюкасле", в соседней комнате отеля в Дорчестере находился Кемсли. Вероятно, он подумал: "Что, черт возьми, тут делает Мартин? Он разговаривает с "Ньюкаслом", потому что Шепард был его другом. Они должны были дать мне контракт получше, Мино был прав. Дэниэл должен был дать мне то, что я хотел. Это было хорошо".
Что касается Дамьена Комолли, который был назначен спортивным директором, о нем у Йола не такие нежные воспоминания.
"Дамьен Комолли был очень молод, и я не смог с ним ладить, – говорит Йол. – Он приходил в раздевалку перед играми и стоял у стены на командных встречах. Я мог сказать: "Что ты здесь делаешь? Уйди отсюда!" Это не были здоровые отношения. Комолли был спокойным болтуном, я был намного старше. Но Дэниэл верил в эту структуру, и ему пришлось принять решения. В конце концов, он сказал мне: "давай назовем день", и я почувствовал, что момент приближается. По этой причине я не чувствую негатива по отношению к нему".
Йол провел успешный сезон в Германии с "Гамбургом" прежде чем в 2009 году прийти в "Аякс", где он сыграл большую роль в развитии трех лучших игроков "Тоттенхэма", которые сейчас играют у Маурисио Почеттино.
"Ян Вертонген – мой игрок, – говорит Йол. – Я превратил его из левого защитника и полузащитника в центрального защитника "Аякса". При мне Тоби Алдервейрелд стал постоянным игроком старта. У меня Тоби и Ян играли бок о бок, одному было 20, другому. Мы провели невероятный сезон, пропустив дома лишь четыре гола".
"Кристиан Эриксен дебютировал у меня. До этого он играл в команде U-18 Франка де Бура. Ему было 17, и я забрал его из молодежки. Он пропустил один уровень и попал сразу в главную команду. Я думаю, что в Англии Кристиан сейчас самый влиятельный игрок своего типа. Когда он не играет, вы видите другие "шпоры". Он заставляет их двигаться. Он хочет владеть мячом все время, в нем много уверенности".
Уйдя из "Аякса" спустя 18 месяцев, Йол вернулся в "Фулхэм". Сейчас он рассказывает о том, как восемь лет назад обвинил Леви в том, что он не оставил ему шансов улучшить свои показатели после того, как "дачники" в первом сезоне стали девятыми.
"Голы у меня забивал Клинт Демпси, а Муса Дембеле был моим лучшим игроком, – рассказывает Йол. – За ними пришел "Тоттенхэм", я позвонил Леви и спросил: "Вы меня снова как будто не замечаете?" Дэниэл никогда не теряет самообладание, и он сказал: "Это всего лишь бизнес".
Йолу пришлось отклонить приглашение "Тоттенхэма" на первый матч, так как это был "день рождения моей миссис", но он планирует посетить новый стадион в самое ближайшее время.
"Я еще там не был, но у меня все еще есть друзья в клубе, и они тайно присылают мне фотографии изнутри! Я люблю парней из "Тоттенхэма". Это мой клуб".
The Telegraph