В его крови фильмы, в планах – футбольная революция. Аурелио Де Лаурентис
Хитрость Аурелио Де Лаурентиса заключается в том, чтобы сидеть и ждать. Он стремится выбрать театральную манеру разговора; его ответы идут как анекдоты и притчи, пронизанные загадками и риторическими вопросами.
Бывают моменты, когда ты удивляешься, как много он сказал витиеватостей, что потерял сам нить разговора. Прислушиваясь, трудно точно определить, как именно вопрос о распределении доходов от Лиги чемпионов относится к опасностям Ндрангеты, калабрийской мафии.
Сейчас Де Лаурентис в качестве владельца "Наполи", итальянской футбольной команды, которую он спас от забвения и кропотливо восстановил у главного стола Европы, но в душе он по-прежнему продюсер и шоумен. Он знает, как создать историю, сделать убедительный шаг. Де Лаурентис никогда не испытывает недостатка в идеях о том, как провести революцию в футболе. У него нет священной коровы, он не прочь изменить традициям. В разное время в недавнем прошлом он предлагал сократить время матча с 90 до 60 минут, выступал за ликвидацию УЕФА, руководящего органа европейского футбола, а вместо организации передать всю власть непосредственно крупнейшим европейских клубам.
Он также не испытывает недостатка в противниках, злодеях, которые стоят на пути прогресса, сдерживающих игру из-за недостатка воображения. Его личный список ранее включал в себя не только УЕФА, но и ФИФА, Adidas, Nike, коллективные телевизионные соглашения и итальянский политический эстаблишмент и многих других. Многих других.
Он делает все это с удовольствием и частотой, подобающей потомку одной из великих кинематографических династий Италии. В его глазах футбол (и жизнь, скорее всего) – это развлечение. Создание ажиотажа происходит естественно. Это все часть шоу.
Мы сидим в одном из отелей Ливерпуля в декабре, накануне финальной игры "Наполи" в Лиге чемпионов, и ему не потребовалась огромная помощь, чтобы оказаться в его состояние bête noire.
По его словам, он бы хотел способ выдачи призовых в элитном дивизионе. Он считает, что неудовлетворительные результаты не должны вознаграждаться. Скорее он думает, что должен быть штраф. "Ты финишируешь первым и, например, получаешь сто миллионов евро, – говорит он. – Ты финишируешь вторым и зарабатываешь пятьдесят миллионов евро и так далее. Но если ты последний, то платишь штраф".
В этом сезоне эта тема была постоянной для Де Лаурентиса. Он выделил "Фрозиноне" – небольшую команду из города между Неаполем и Римом, которая в прошлом году во второй раз в своей истории вышла в Серию А, – как пример клуба, который приходит в высший дивизион "уже вылетевшим".
Такие клубы, как "Фрозиноне", не привлекают ни фанатов, ни интерес, ни вещателей в лиге, говорит Де Лаурентис. Они приходят, не пытаются конкурировать, а затем уходят с деньгами, полученными, как он считает, неоправданной для них долей от телеправ.
"Проблема в том, что у маленьких команд те же права, что и у больших, – сказал он. – Почему "Фрозиноне" за один сезон в Серии А должен получить свой кусок пирога перед тем, как отправиться обратно в свой третий дивизион? Если они не могут соревноваться, если они финишируют последними, им придется заплатить штраф. Нельзя давать деньги за провал".
После того, как он в очередной раз называет такой клуб "спарринг-партнером", Де Лаурентис еще больше набирает обороты: "Повышение и понижение в классе – самый большой идиотизм в футболе, – говорит он. – Особенно, когда УЕФА пытается заставить клубы соблюдать правила финансового fair-play. Клубы должны быть структурированы географически, чтобы они могли быть самодостаточными. Если они не могут выжить в финансовом отношении, если они не могут быть самодостаточными, их следует выгнать".
Выслушивать Де Лаурентиса легко, он чувствует, что футбол ошибается и можно предположить, что за пятнадцать лет он устал от спорта. Столько лет прошло с того времени, как он купил "Наполи", а точнее "только имя", и принялся за его восстановление. Его действия, однако, очень разные. Де Лаурентис не дистанцируется от футбола, скорее, он встраивается в него более глубоко. В течение нескольких лет он пытался добавить еще один клуб в свое портфолио; в идеале ему подходил один из лондонских. "Но тогда мы не нашли соглашение", – говорит он.
Тогда он переключил свое внимание на США, хотел купить франшизу в MLS. По его словам, он потратил месяцы на изучение предложений из Балтимора, Детройта и Лас-Вегаса, но был потрясен стоимостью команды – более 150 млн долларов плюс стоимость нового стадиона.
Затем, в августе, Де Лаурентис получил телефонный звонок от мэра города Бари, портового города в Апулии, который находится на "каблуке" Италии. Местный клуб, который совсем недавно играл в Серии А, в 2011 году, был объявлен банкротом и переведен в четвертый дивизион итальянского футбола. Мэр предложил Де Лаурентису купить клуб.
"Я был удивлен, – сказал он. – Я не знал никого в Бари. Я там почти не был". Однако еще более удивительно стало то, что Де Лаурентис в итоге сказал "да". "Наполи" и "Бари", грубо говоря, являются соперниками, но внезапно принадлежат одной семье: старшему Де Лаурентису, отвечающему за первый клуб, и его сыну, Луиджи, который контролирует второй.
Излишне говорить, что это был не очень популярный ход. Хотя болельщики "Бари" были в целом приветливы. "Они видели, что мы серьезные люди, – сказал Аурелио Де Лаурентис. – В Неаполе же было по-другому: "Убирайся из нашего города", написали они на одном из баннеров, который был размещен в городе в день, когда было объявлено о покупке "Бари".
Де Лаурентис настаивает на том, что владение другой командой не отвлечет его внимания от его первой любви. "Наполи" – это "Наполи", "Бари" – это "Бари", – говорит он. Тем временем его сын твердо убежден, что опыт, который он и его отец накопили на тирренском побережье, теперь может быть применен на Адриатике.
"Мы начали с нуля, – говорит Луиджи о "Бари". – Мы должны были создать бренд, начиная с новой эмблемы, а затем дать все необходимое для команды: кампанию по продаже абонементов, веб-сайт, маркетинг, социальные сети, футболки, поиск спонсоров".
Мотивация, сказал младший Де Лаурентис, очевидна. "Бари" имеет национальную привлекательность; мы единственная команда в нашем дивизионе, которая транслируется на национальном уровне", – сказал он о результатах партнерства со стриминговым сервисом DAZN. Апулия в последнее время переживает туристических бум. По словам младшего Де Лаурентиса, такая возможность была слишком хорошо, чтобы ее игнорировать.
Само собой разумеется, что план состоит в том, чтобы вернуть "Бари" на высший уровень, даже если это приведет к битве с руководством лиги за то, могут ли две команды в одном соревновании иметь одного и того же владельца.
"Бари" – узнаваемый бренд, – сказал Луиджи. – Это не "Фрозиноне". Он играл в Серии А. У него длинный список известных бывших игроков".
Другими словами, это не та команда, которую Аурелио Де Лаурентис осудил бы в качестве спарринг-партнера, клуба, единственной целью которого является набрать очки и получить зарплату. Де Лаурентис способен принудительно создать конфликт. Он может подтолкнуть, ткнуть власти и спровоцировать своих соперников. Он может сделать все во имя развлечения. Он, однако, так же хорош, как и его слово. "Бари" кладет свои деньги в его рот. Он думает, что футбол должен измениться. Поэтому он пытается все изменить.