Жозе Моуриньо: "Моей следующей работой будет клуб с правильной структурой"

Жозе Моуриньо, находясь в маленькой комнате телевизионной студии на западе Лондона, открыл свой планшет и продемонстрировал экран, показывающий финал Кубка английской лиги. Позже он встанет перед камерами, чтобы объяснить испанской аудитории тактический подход двух тренеров.
Моуриньо всегда отличался мудростью и со временем это не изменилось. Теперь он работает на DAZN, которая транслирует английский футбол в Испании. Его работа состоит в том, чтобы объяснять тактику и намерения тренера. Он говорит, что ему нравится смотреть теннис и Формулу-1, он увлекается деталями игры и гонками, о которых мало что знает. "Аннабель Крофт, какая умница, – говорит он. – Ух ты, Мартин Брандл. Я многому учусь, когда слушаю их".
С тех пор, как 18 декабря он расстался с "Манчестер Юнайтед", у него появилось много времени. За полтора года в клубе он впервые не выиграл трофеев. Графика во время студийного эфира Моуриньо показывает, что он четыре раза выигрывал Кубок лиги, столько же, сколько любой другой тренер в истории. Общее же количество побед, если включать Суперкубки Англии и Суперкубки в общем, составляет двадцать пять. Если включать турниры, выигранные вместе с Бобби Робсоном и Луи ван Гаалом, то и того больше.
Он серьезно относится к своей работе, записывает ключевые моменты и обсуждает кадры, которые следует показать, чтобы проанализировать. Он смотрит на игру с внимательностью болельщика, и он никогда не скрывает своего восхищения одним человеком. "Канте феноменален", – одобрительно пробормотал он, когда Н'Голо Канте прервал очередную атаку "Манчестер Сити". Моуриньо рад общаться. Это интервью не является рекламным обязательством. Бывший тренер, тренировавший "Порту", "Челси", "Реал Мадрид", "Интер" и МЮ, выглядит расслабленным.
Но нет сомнений, что в "Юнайтед" все закончилось плохо, а их возрождение плохо отразилось на нем. Моуриньо, оглядываясь на свою карьеру, кажется принимает такое развитие событий. У него нет ощущения, что он сожалеет, и его размышления скорее касаются того, какую работу, какой клуб он хочет принять далее.
"Люди говорят, что проигрывая ты больше учишься. Может быть, в этом есть доля правды. Я чувствую, что моя естественная среда обитания побеждает. Впервые за полтора года я не выиграл ни одного трофея. Некоторые парни ничего не выигрывают в течение 18 лет. Я не выиграл ничего за 18 месяцев. Теперь у меня есть время подумать, поразмышлять, попытаться понять все и попытаться быть более готовым к следующему грядущему. Я знаю, что все придет. Оно еще не пришло, потому что того, что произошло, я не хотел".
Моуриньо не готов говорить о МЮ. Очевидно, что между ним и клубом есть соглашение, которое он уважает. Он говорит, что никогда не говорил о клубах, которые оставлял в прошлом. "В этом нет смысла", – говорит он. Но в то же время он непреклонен в том, что в элитном футболе для него не наступил конец. "Когда-нибудь работа придет, – говорит он. – Я хочу быть полон радости, энергии и знаний".
Он уже отверг одно предложение, которое не соответствовало его амбициям, которые он лелеет: борьба за большие призы. Он шутит, что данное предложение было очень прибыльным: "Мне было бы стыдно сказать, что я от него отказался". Сейчас для него важны амбиции потенциального клуба, но затем он поправляет себя и ставит амбиции на второе место своих личных приоритетов. Прежде всего, он должен чувствовать себя счастливым.
"Я не хочу внутреннего конфликта, – говорит он. – Я хочу внутренней эмпатии. А затем конфликт случается на поле, когда ты играешь против кого-то, кто хочет забрать твои три очка. Это конфликтный момент".
У него даже появилась новая фраза: "структурная эмпатия". "Я не знаю, может это плохой перевод с португальского на английский, но нужно сосредоточиться на двух словах: структура и сопереживание. Я хочу работать со структурной эмпатией. Клуб – это структура, сложная структура, где тренер является его важной составляющей, но он не является сам структурой".
"Я хочу работать в клубе, который понимает, что структура существует. Я не хочу работать в структуре неслучайного [единства] в мышлении. Иногда люди говорят, что "этот тренер не любит работать со спортивным директором", "этот тренер не любит работать с главным скаутом", "этот менеджер не любит работать с владельцем" или "этот тренер не любит работать с президентом". За свою карьеры я поработал во всевозможных обстоятельствах. Наиболее успешные ситуации складывались не из-за структуры, а из-за эмпатии в структуре".
"Люди, которые хорошо работают вместе. Люди, разделяющие одни и те же идеи. Это фундаментальная вещь. Сейчас поколение игроков не просто игроки, а целый набор. У вас есть игрок, семья, агент, окружение игрока, директор по коммуникациям. Иногда есть медицинские работники и в экстремальной ситуации есть те, кого называют "персональные фитнес-тренера". Когда мы говорим об игроке, мы также говорим о других отвлекающих факторах. И если в структуре клуба нет эмпатии, ты попадаешь в большое количество противоречий. В таких условиях работать очень и очень трудно".
Моуриньо вел учет каждой тренировки, каждой игры, каждого ключевого занятия с тех пор, как он начал работать тренером молодежной команды в своем родном городе Сетубал. Когда он впервые оказался в 2004 году в "Челси", он пошутил, что однажды его маленк4ький сын Хосе унаследует всю его жизнь. Сейчас ему 19 лет и он учится в университете с намерением однажды оказаться в спорте. Предложение его отца о доступе к его карьере остается в силе.
"Есть вещи, которые заставляют меня задуматься, много учиться и пытаться ответить на многие вопросы. Я всегда думал о лидерстве. Когда вы говорите о лидерах в истории, то видите, что негативных лидеров в истории человечества было невероятно много. Когда вы говорите о футболе, вы связываете лидера с чем-то положительным. Но отрицательный лидер тоже лидер. Это не значит, что каждый лидер, с которым вы столкнетесь, является позитивным, который поможет вам достичь ваших целей. На вашем пути будут попадаться негативные лидеры и они точно такие же, как и позитивные. Это те ситуации, к которым ты должен быть готов сам".
Мы обсуждаем открытые перед ним возможности нового клуба. С тех пор, как он покинул в 2004 году "Порту", он постоянно работал в больших клубах. Он не без оснований утверждает, что каждый раз, когда его назначают, это все потому, что рассматриваемый клуб падает ниже ожиданий. На этот раз он говорит о том, что следующей работой его будет "клуб, который не готов немедленно стать охотником за трофеями, но с такими амбициями".
"Если бы меня позвал клуб без амбиций, я бы отказался. Я отказался [от выгодного предложения], потому что я хочу футбол высокого уровня и амбиции на таком же уровне. Это мой второй пункт. Мой первый пункт – структурная эмпатия. Я хочу работать с людьми, которых люблю. Люди, с которыми я хочу работать, с которыми мне приятно работать, с которыми я разделяю идеи. Я не хочу быть в постоянном противоречии [конфликте] между тем, что я думаю, и другими".
Тогда возникает очевидный вопрос: существует ли этот идеальный клуб? "Это то, что у меня было в "Интере". Есть такие клубы. Как правильно, это очень важная часть успешного клуба".
Есть детали, которые заставляют задуматься. Он говорит, что идеальной структурой являются "пять очень близких скаутов", а не клуб, настаивающий на "500 скаутах, которых я никогда не встречал". Он говорит, что хочет быть частью этой великой "структурной эмпатии", и нет никаких оснований сомневаться в том, что он может оказаться где-то немного ниже, чем обычно.
"Например, – говорит он, показывая на экран с финалом Кубка английской лиги. – Если "Челси" выиграет этот матч со счетом 1:0, то для некоторых тренеров это будет мастер-классом. Для других – скучный финал. Зависит от того, что он имеет в виду". Он имеет в виду, что Маурицио Сарри припарковал против "Сити" автобус, и эта тактика похоже на Моуриньо. У него есть точка зрения, и он не останавливается на достигнутом.
Он предвосхищает следующее замечание о двух коллегах, Диего Симеоне и Маурисио Почеттино, говоря, что он хорошо дружит с обоими. "Можете ли вы представить, как я делаю то, что делал Симеоне? Ты можешь? Можете себе представить – и я счастлив, что он такой – но можете ли вы представить, что я делаю то, что делал Маурисио? Последствия?"
Он говорит о прошлой неделе. Симеоне схватил себя за промежность после первого гола "Атлетико" в ворота "Ювентуса". Потом был Почеттино, который после поражения от "Бернли" атаковал рефери Майка Дина. К тебе относятся предвзято, Жозе? "Да". Почему? "Я не знаю".
The Telegraph