"Бесплатные" трансферы приносят пользу игрокам и их агентам
Возможно, нам следует начать с пересмотра нашей терминологии, потому что "бесплатный трансфер", безусловно, никогда не был "бесплатным".
В июне прошлого года Эмре Джан перешел из "Ливерпуля" в "Ювентус" по так называемому "бесплатному трансферу". На самом деле, как позже выяснилось итальянской стороной, у них есть обязательства перед фондовым рынком – комиссия за игрока составила около 14 миллионов фунтов стерлингов. Это все, конечно, вдобавок к заработной плате полузащитника, которая составляет около 4,5 млн фунтов в год после уплаты налогов или примерно 165 тысяч в неделю, как обычно говорят в Великобритании.
Контракт Аарона Рэмзи заканчивается в июне этого года, и 28-летний полузащитник может отправиться в "Юве" бесплатно. Он также получит большой рост зарплаты: итальянские СМИ сообщают, что она составит около 5,8 млн фунтов плюс бонусы, что примерно равняется 215 тысячам фунтов в неделю, плюс до двух миллионов бонусов в зависимости от показанных результатов. Мы не знаем, сколько заработают агенты Рэмзи, хотя, как и в случае с Джаном, мы это узнаем, но вы можете себе представить, что они также получат большую комиссию. На самом деле, по сообщениям из Италии, он оценивается в 7,5 млн фунтов.
Возьмите агентские гонорары и, независимо от суммы, разговор неизменно переходит в плоскость "паразитов" и "денег, выходящих за пределы игры". Первое часто просто поверхностная оценка, справедливая ставка на то, что Джан и Рэмзи, на которых агенты оказывают самое непосредственное влияние, не считают своих агентов "паразитами", а последнее необходимо рассматривать в контексте.
Согласно данным УЕФА, европейские клубы в целом потратили в 2017 году более 500 млн фунтов на комиссии, причем большая часть денег поступила в клубы такого рода, которые могут и не выплачивать такие большие многомиллионные суммы. Если деньги, выплаченные как комиссия, "остаются в игре", то есть вероятность, что это не спасет клуб низшего дивизиона от банкротства, а скорее просто вернется к уже состоявшемуся футболисту-суперзвезде или даже более состоятельным владельцам миллиардерам.
Более осмысленный взгляд на мегакомиссии, которые становятся неотъемлемой частью "бесплатных трансферов", заключается в том, что они становятся все ближе к трансферной цене. Раньше считалось, что трансфер по правилу Босмана – постановление ЕС, согласно которому игроки, не подписавшие контракт, могут покинуть клубы без выплаты денег за трансфер, – в большинстве случаев означало, что игрок получал умеренно более высокую зарплату, поскольку клуб "экономил" на трансфере. Однако теперь экономика изменилась. За пять лет "Ювентус" может потратить 57 млн фунтов. Если предположить, что игрок с сопоставимыми способностями и возрастом потребует зарплату в размере 6 млн фунтов с, скажем, 2,5 млн фунтов комиссионных, фактически это будет равно покупке игрока за 24 млн фунтов.
Если вы уверены, что Джан стоит дороже, то "Юве" сделал все правильно. В конце концов, деньги поступают из одного и того же банка, и вопрос в том, кто получил их большую часть: просто игрок и продающий клуб или игрок и агент.
То, что мы наблюдаем, – это естественная эволюция, когда комиссии стремится за трансферной стоимостью, чтобы наверстать упущенное, предоставляя агентам, зарабатывающим комиссионные, больше рычагов влияния. Это потенциально изменит правила игры.
Игроки всегда извлекали из истекающих контрактов выгоду, но в равной степени хватало препятствующих факторов. Был риск получить травму, быть непопулярным среди фанатов и партнеров по команде, потерять игровое время, нужно было адаптироваться и переезжать вместе с семьей.
Точно так же агенты были заинтересованы в том, чтобы заставлять своих клиентов продлевать контракты: они поддерживали хорошие отношения с клубом, которые часто платили хорошие агентские гонорары во время продления договоров. Им не нужно было беспокоиться о поиске другой команды.
Экономика, однако, изменилась. Комиссия, которую агент может заработать за "продажу" своего клиента в качестве свободного агента, превосходит ту, что он может получить, удержав его в клубе. Просто потому, что трансферная стоимость слишком высока. Трудно также предположить, что размер комиссии снизится, потому что клубы такого уровня как "Ювентус", скорее заплатят огромные суммы игрокам и агентам, чем соперникам. Зачем? Ни Джан, ни его агент не являются футбольным клубом. Они не будут использовать эти деньги, чтобы привлечь игроков и бросить вызов "Ювентусу".
The Times