Вторые половинки. Несовершенная жизнь жены футболиста
Спустя почти 50 лет после того, как Мигель Куэнка покинул "Райо Вальекано В" и отправился играть на Филиппины, положение испанских игроков сильно изменилось. Куэнка, который позже будет играть в Китае, а в Соединенных Штатах встретится с такими звездами, как Беккенбауэр, Кройф и Джордж Бест, стал пионером, проложившим в 1970 году для испанских футболистов новый путь. Сейчас, в 2018 году, по нему пошли 350 человек, играющих в футбол по всему миру.
Экономический кризис, грянувший в 2007 году, подкосил многие клубы в Испании. Проблемы с зарплатой и недостаток гарантий в контрактах вынудили некоторых профессионалов искать лучшие условия. Многие не делали это в одиночку, а переезжали со своими семьями или вторыми половинками, о которых почти никогда не говорят, но которые часто жертвуют стольким же и даже большим, чтобы быть вместе. Конечно, это не обязанность, а временный выбор для того, чтобы сохранить эмоциональные связи.
Каталонка Нурия Вивес - подруга Жоана Верду. Бывший полузащитник "Депортиво" и "Эспаньола" решил эмигрировать из Испании в 2014 году. Они вместе уже 15 лет и воспитывают двоих детей. "Я никогда не думала, что поменяю три страны всего за четыре года, - говорит Нурия, рассказывая о своей жизни в Объединенных Арабских Эмиратах, Италии и Китае, где сейчас играет ее муж за второлиговый "Циндао". - Первый шаг всегда самый трудный. Я боялась, потому что эти переезды были очень резким изменением культуры и традиций, но в итоге Абу-Даби стал городом, который мне понравился больше других, ведь он очень современный".
Став специалистом по рекламе, она не смогла работать по специальности. "Наши дети были очень маленькими и тогда я сделала ставку на карьеру Жоана, что логично. Сейчас я не имею возможности работать, так как жизнь часто меняется". Футбол затронул не только отношения Нурии и Жоана. "Пребывание с бабушкой и дедушкой, дядями и двоюродными братьями это все было этапом жизни наших детей, который папа пропустил из-за того, что был далеко", - жалуется Нурия по телефону.
Верду проводит свой второй сезон в Китае и делает это без детей. После постоянных перелетов и переездов с одной квартиры на другую, родители приняли решение не подвергать детей стрессу. "Расписание лиг в Азии совпадает со школьными каникулами, поэтому они бывают на играх, но нам было важно, чтобы дети учились дома в Испании и имели определенный баланс", - говорит Вивес о своих детях, которым семь и девять лет. Они не до конца понимают образ жизни своих родителей, но за время переездов сумели выучить три языка: английский, арабский и китайский. "Это лучшее, что они получили от переездов, не считая нескольких друзей", - рассказывает каталонка.
Имея позитивную натуру, Нурия утверждает, что старается обходиться без тесных контактов куда бы она не переехала: "Наш образ жизни похож на жизнь бродячих артистов: сегодня ты здесь, а где будешь завтра, никто не знает". Она считает социальные сети основным инструментом для преодоления расстояния, при этом без проблем может прогуляться по городу, не испытывая дискомфорта со стороны болельщиков. "Они всегда относились к нам с большим уважением. Я никогда не чувствовала себя неуместной, когда они подходили к Жоану, чтобы сделать фото или с просьбой дать автограф, - говорит жена Верду, прежде чем описать свое отношение к прессе. - Сначала все было плохо, на меня немного влияло прочитанное или услышанное, но теперь я стала мудрее и знаю, как с этим справиться".
Хорошая репутация, которая всегда была у испанских футболистов, особенно после недавних успехов Красной фурии, обеспечивает им отличные условия и суммы, от которых трудно отказаться, когда поступает предложение из-за рубежа. "Уехать из Испании сложно, поэтому переезд в далекую страну должен сочетаться с финансовой выгодой, - объясняет Вивес. - Но жизнь не сильно нас изменила, у нас мало капризов и мы продолжаем жить так же, как и десять лет назад".
Такая же позиция и у Мириам Домингес, жены Марка Вальенте: "Деньги - важная причина, по которой испанские футболисты уезжают за рубеж, но мы не живем в роскоши, как думают некоторые". Вальенте был партнером Месси, Пике и Сеска Фабрегаса в кантере "Барсы". И несмотря на то что Марк являлся капитаном юношеских команд сине-гранатовых, в Примере он сумел заявить о себе, будучи футболистом "Вальядолида". В этой команде он провел пять лет (2010-2015), после чего началось настоящее приключение. "Когда он отправился в Израиль, я очень много плакала, потому что думала, что Марк сделал шаг назад, подписав контракт с "Маккаби" из Хайфы. Мы переехали в далекую страну, имея определенные предрассудки. Я думала, что мне будет там скучно, но в итоге все вышло наоборот", - с гордостью говорит Мириам.
Эта супружеская пара вместе уже 13 лет и тоже воспитывает двоих детей. Последняя, дочь, родившаяся полтора месяца назад. Мириам и Марк почти со времен старшей школы, когда футбол был простым увлечением. "Я думала, что не буду заниматься этим, но нет ни дня, чтобы я не поблагодарила за все, что пережила. Мы выросли вместе, и знакомство с новым было захватывающим опытом во время создания нашей семьи, поэтому я бы ничего не хотела изменить", - говорит Мириам, которая недавно прибыла на рождественские праздники из Сербии, где сейчас играет Вальенте за "Партизан".
В белградский клуб Вальенте перешел после года в бельгийском "Эйпене", но израильский период был для его жены едва ли не самым сложным. Им пришлось пережить пожары в Хайфе в 2016 году, когда принудительно эвакуировали 80 тысяч человек, угрозу третьей интифады, после того как США решили признать Иерусалим израильской столицей. Мириам столкнулась с определенным отношением к женщинам и религиозным экстремизмом: "На севере страны это менее заметно, потому что там преобладает "западный" характер, но в Иерусалиме православные имеют очень сильную власть, но и никому не позволяю указывать, как мне пройти через дверь, например. Я не задумываюсь об этом".
"Я была очень удивлена, что моего мужа считали звездой, - рассказывает Мириам о местных болельщиках перед тем, как добавить один раздражающий ее факт. - Они [израильтяне] фанатичны настолько, что когда мы приезжали на дачу, то к нам приходили и просили сфотографироваться".
Так или инача жена Вальенте предпочитает Белград, где соперничество "Партизана" и "Црвены Звезды" выходит за футбольные рамки. "Я не беру своего сына на стадион, так как опасаюсь, что что-то может произойти. Атмосфера слишком напряженная и хотя до сих пор ничего плохого не случалось, я в городе не говорю, что мой Марк играет в "Партизане". Так лучше".
Альба Васкес, подруга Хуанми Кальехона, тоже имела печальный опыт в Саудовской Аравии: "Я ничего не могла сделать без опеки [официально до 2016 года все женщины были обязаны жить и передвигаться за пределами дома вместе с родственником или мужем]: ни гулять, ни говорить, не могла ходить на стадион. На улице я должна была прикрывать свое тело и поднимать волосы, что меня сильно злило как женщину".
Выросший в клубной системе мадридского "Реала", Хуанми является братом-близнецом Хосе Кальехона. Они покинули Испанию в одно и то же время, но пока один делал успешную карьеру в "Наполи", второму пришлось дважды пересекать Атлантику, чтобы обрести статус в "Боливаре" из Ла-Паса, одном из сильнейших клубов Боливии. "Мне здесь так хорошо, что я не думала о возвращении. Мы живем в тихом городе и не застряли в суете мегаполиса. Здесь очень ласковые люди. Единственное, что здесь плохо - после 6 вечера нечего делать", - говорит Васкес, которая за 8 лет отношений переезжала 4 раза.
Она любит тренажерный зал и использует свой день, чтобы оставаться в форме, быть с друзьями и заботиться о двух детях. "В Боливии учеба у детей заканчивается в 12:00, поэтому у меня мало времени для себя и это меня немного расстраивает, - тем не менее Альба понимает, что она переживает лишь один из этапов своей жизни. - Моя семья - самое главное. Сейчас я должна быть здесь, так как детям нужен их отец. Им нравится идти на тренировки с ним, когда нет занятий. - Но после этого Васкес хочет работать. - У меня нет профессии, но моя семья занимается дистрибуцией и владеет магазином свадебных платьев, в котором я проводила много времени, прежде чем пришлось отдать его футболу".
Это Рождество Альба и Хуанми с детьми встретили в Испании. Но Васкес продолжает тосковать по родителям и вспоминает тяжелые периоды в жизни, когда была далеко от умирающих бабушки и дедушки. "Мир продолжает вращаться, ты находишься за тысячи километров и не можешь избежать происходящего, ты теряешь кого-то..." - сетует она и говорит о том, что готова вместе с мужем вернуться на родину.
В конечном счете, эти футбольные истории - истории любого эмигранта. С той лишь разницей, что выезд за границу сегодня стал очень реальным вариантом для того, чтобы стать хорошим футболистом. Глобализация, которая влияет и на футбол, позволила многим узнать разные культуры и языки, а также защитить себя в профессии, в которой в 35 лет становятся пенсионерами.
El Confidencial