"Счастливчик" Пуличи: человек, который отвечал за всё
Если вы обратили внимание, я довольно часто пишу материалы-некрологи. Что поделаешь, когда речь идет о бывших футболистах, зачастую только их смерть становится заметным информационным поводом… Цинично, зато правда.
Смерти отследить не так уж просто. Например, герой этой заметки выпал из любых англоязычных списков – статья о нем вообще присутствует только в итальянской версии Википедии. Второй источник – трансляции матчей: когда видишь и слышишь минуту молчания и начинаешь интересоваться, отчего да почему. Вот так перед очередным матчем "Лацио" позвонил Андрей Шахов и сказал, что умер Феличе Пуличи, вратарь чемпионского "Лацио" 1974 года, легенда, культовая фигура, икона для любого поклонника или игрока "Орлов". С блестящим форвардом "Торино" Паоло Пуличи, орудовавшим в те же времена, он вроде бы никак не связан. Я не проверял, сколько раз Пуличи забивал Пуличи, но вы вполне можете это сделать.
Для справки - ТОТ состав: Пуличи – Уилсон – Петрелли, Одди, Мартини – Нанни, Ре Чеккони – Фрусталупи – Гарласкелли, Киналья, д’Амико
Младший брат Сандро и сын Валентино Ферруччо Маццола к тому времени категорически в состав не проходил. Так, к слову…
Почти досье
Перед "Лацио" Пуличи провел четыре сезона (1968-72, 112/-110) в "Новаре" и в сезоне-1971/72 получил от римлян пять банок. Вряд ли это как-то связано, но приглашение от алленаторе "Орлов" Томмазо Маэстрелли Феличе получил. В 1972-77 гг., в том числе в триумфальном сезоне-1973/74, он сыграл все матчи серии "А", о чем свидетельствует беспристрастная статистика – 150/-133. Почему ушел в "Монцу"? Порассуждаем позже… Впрочем, там Пуличи не задержался (1977/78, 31/-21) и затем отыграл три успешных сезона в серии "А" с "Асколи" (1978-81, 76/-76). Вернувшись на годик в "Лацио", где его помнили и любили (1981/82, 17/-16, всего на его счету стало 202 матча за "лациали" во всех соревнованиях), Пуличи завершил игровую карьеру и стал тренировать "орлиную" Примаверу.
Джорджо Киналья, его старый партнер, вернувшись в клуб президентом, сделал Пуличи генеральным директором. Так и протекала дальнейшая карьера "Счастливчика" Феличе – то менеджер достаточно высокого ранга, то тренер молодых, то просто за них в ответе…
Трудился Пуличи и при Серджио Краньотти, что едва не вылезло бывшему голкиперу, в то время уже юриста клуба боком: по обвинению в подделке паспорта Хуана Себастьяна Верона (аргентинского хава, так впечатлившего Лобановского в матчах против "Динамо", пытались оформить итальянцем и придумали ему соответствующее происхождение) Пуличи получил четырехлетнюю дисквалификацию. К счастью, ему удалось доказать свою непричастность через суд, и в феврале 2007 года с него сняли все обвинения. К этому моменту он уже снова перебрался в "Асколи", но проработал там гендиректором всего ничего – три месяца, после чего работал старшим менеджером Национальной спортивной ассоциации глухонемых.
Думается, нижеследующее интервью 2016 года, которое ветеран дал региональному выпуску "Иль Джорнале. Монца и Брианца", поможет вам гораздо лучше, чем любое досье, узнать этого выдающегося человека и спортсмена. Прошу прощения за возможные ошибки в переводе с итальянского.
Парень из Совико, влюбленный в Жилмара
- Я родился в Совико (городок неподалеку от Монцы на севере Италии, в Ломбардии. – А.Ф.) 22 декабря 1945 года. Отец работал на сталелитейном комбинате Falck в Сесто-Сан-Джованни, мать была домохозяйкой. Я в семье не один, есть еще и старший брат.
- …И совсем немного денег.
- Отцу удалось скопить на земельный участок, и на нем он построил наш дом. Вот только в течение трех лет, начиная с момента, когда мне стукнуло восемь, с нами жили тетки.
- Почему?
- Мама заболела туберкулезом и три года провела в санатории. Семья здорово выручила нас в то время.
- На кого учились?
- В "Мозе Бьянки" (какая-то школа в соседней Монце, чье название переводится как "Белый Моисей". – А.Ф.) на геодезиста. Между прочим, со мной учился Адриано Галлиани.
- Как вы начинали играть в футбол?
- На улице, где пальто и шапки служили нам штангами, а мяч… Тут мне удалось однажды удивить товарищей.
- Как же?
- Мы жили бедно, мяч был роскошью, и по случаю моего первого причастия отец приехал домой с подарочным пакетом: догадайтесь, что в нем было! Настоящий кожаный мяч, с насосом, чтобы его накачивать!!! Спал в ту ночь я, конечно же, с приобретением, а наутро позвал всех друзей играть… Но после одного из первых ударов мяч улетел под колеса автобуса и лопнул.
- И что же было дальше?
- Я набил его соломой и тряпками и стал играть в одиночестве, бросая его в стену и ловя. Так я занимался по несколько часов.
- Но вратарем всё-так стали?
- Тренировал броски дома в прихожей, кровать служила мне батутом. Да, я тот самый редкий пример ребенка, который с самых юных лет мечтал стать именно голкипером. Жилмар, вратарь сборной Бразилии на ЧМ-58, был моим кумиром. Я вырезал из старой наволочки и пришил на зеленый свитер буквы Brazil. В Италии я обожал Гецци за его безумный стиль, который побуждал сравнивать его с камикадзе.
- Только за это?
- (Смеется.) Нет, я бы отметил еще и умение выбирать, чувствовать позицию.
- И что дальше?
- А дальше уже был первый контракт, который я подписал с "Албьяте".
- И метания между "Лекко", "Сереньо" и "Совико"…
- "Лекко" пригласил меня, вылетев из серии "А".
- Но о "гражданской" специальности вы не забывали.
- Получив диплом геодезиста, я усердно принялся за проектирование. Мечтал строить дороги, мечтал о Географическом институте Де Агостини в Новаре.
- Вы и вправду отправились в Новару, но как игрок.
- Да, они позвали меня, будучи в серии "С", и мы сразу ее выиграли.
По звонку тестя
- А потом настало лето 1972 года…
- И мой тесть позвонил мне – вы поняли, я успел жениться! – и сказал, что меня хочет подписать "Лацио".
- Вот это удача!
- Два сезона я пропускал меньше всех в серии "А". В первом из них мы остановились в шаге от чемпионства, зато во втором всё устроилось наилучшим образом!
(В сезоне-1972/73 Томмазо Маэстрелли уже почти сложил свою команду-мечту. Увы, в 30-м, последнем туре "Лацио" уступил "Наполи" в гостях 0:1, в итоге отстав на очко от "Милана" и на два – от "Ювентуса". Для сравнения – разница мячей у "россо-нери" и "бьянко-челести": 65-33 и 33-16, то есть вторая команда серии "А" пропустила столько же, сколько забила третья! Да уж, зрелищной командой тот "Лацио" вряд ли стоит именовать… Ну а "Юве" Честмира Выцпалека выдал роскошный финишный спурт, выиграв шесть матчей из шести, в том числе на финише у "Ромы" в гостях. Но после этого в течение двух дней (!!!) "бьянко-нери" проиграли и финал Кубка чемпионов "Аяксу", и Кубок Италии "Милану"!
Летом изменений в "Лацио" произошло чуть. Все нужные люди уже были в команде, и справа в обороне Серджио Петрелли потеснил Марио Факко, а молодой, 18-летний Винченцо д’Амико на позиции то ли левого инсайда, то ли ala, крайка, посадил на скамейку Пьерпаоло Мансервизи – Маэстрелли доверился неоперившемуся лациале и ничуть не прогадал.
"Лацио" выиграл чемпионат уверенно, благо "Милан" жутко провалился и не был конкурентом, а "Ювентус" прилично штормило на дистанции. 17 февраля "Лацио" обыграл "Юве" дома и сохранил перевес на остальной дистанции. В 29-м туре 12 мая "Лацио" благодаря голу Кинальи с пенальи… простите, с пенальти обыграл дома "Фоджу" 1:0 и гарантировал себе первое место. Первое чемпионство в истории "Орлов"!)
- Рим сошел с ума?
- Кроме того, сразу после той игры мне позвонили и сказали, что у меня родилась вторая дочка, Габриэле! (Микела появилась на свет в 72-м, а Рафаэлла, третья и последняя дочурка, - позже. – А.Ф.)
А почему его не взяли в Германию?
- Это был пик вашей карьеры?
- Так на чемпионат мира в Германию не взяли! Но из песни слов не выкинешь – в "Лацио" я провел славные пять лет.
- Пока всё не испортилось – и вы в итоге оказались в "Монце" в серии "В".
- Сначала было нелегко принять это, тем более мы шли последними в турнирной таблице, но потом случилось великое возрождение, и мы едва не выбрались в серию А". Это была великая "Монца", с исключительным президентом Джованни Каппеллетти. Я всё еще вздрагиваю, когда вспоминаю, что он лично позвонил мне и убедил приехать в "Монцу". Да, я покинул серию "А", в команду, за игрой которой я еще в детстве наблюдал вместе с отцом на старом стадионе "Сада"… ("Джино Альфонсо Сада", ныне не существующий. В 1988 году на его месте появился стадион "Бриантео", где "Монца" и играет по сей день, принадлежа, между прочим, "Фининвесту" Берлускони. – А.Ф.)
(Почему в октябре 1977-го Пуличи резко отправили в его почти родную "Монцу", понять не так уж легко, но предположить можно. Только начинать придется со смертельной болезни Томмазо Маэстрелли, которую диагностировали вскоре после успешного старта "Лацио" в чемпионате-1975/76. Тренер, сцепив зубы, продолжал работу, хотя медики давали ему лишь несколько месяцев, но на команде это не могло не сказаться, и она стала 4-й. Когда Маэстрелли залег в больницу на курс экспериментального лечения, команда с молодым Джузеппе Корсини во главе и после так, как президент Умберто Лендзини устроил распродажу игроков основы, вовсе встала на вылет. Дону Томмазо стало лучше, он вернулся и спас команду от вылета, но больше продолжать не мог – 2 декабря 1976 года его не стало… На его место пришел дуэт бразильца Луиса Винисио и "своего" Роберто Ловати. Не знаю, что им там привиделось, в сезоне-1976/77 Пуличи пропустил только 28 мячей в 30-ти матчах, но следующий сезон в рамке начал его сменщик, туринец Клаудио Гарелла. Похоже, Феличе элементарно обиделся. – А.Ф.)
От юриста до комиссара глухонемых
- Как игрок вы закончили в "Лацио" и там же начали карьеру менеджера молодежного сектора…
(Период в "Асколи" был вполне успешен для Пуличи. После его подписания команда скакнула на историческое 4-е место! – А.Ф.)
- Я создал первую профессиональную школу по футболу, из которой впоследствии вышли Неста и Ди Вайо.
- …А затем вы перебрались в зал суда.
- Получил диплом по римскому праву, а специализировался на спортивном праве, вел все дисциплинарные дела.
- В 2002 году вы вообще сделали выбор против всех ожиданий и течений!
- Я три года учил язык жестов… И 10 лет проработал в Федерационе Спорт Сорди Итальяна (Итальянская спортивная федерация глухонемых. – А.Ф.), где занимал должность "комиссарио страординарио". Фантастический мир, населенный необычными людьми!
- И почему вы избрали именно такой путь?
- В моем Совико есть улица имени монсеньёра Джованни Терруцци, между прочим, родственника моей жены. Он основал в Милане один из первых "Домов Разговора Жестами". Еще ребенком я был очень заинтригован, и всякий раз, проходя мимо, просил маму рассказать мне об этом.
- В литературе часто встречается мотив одиночества голкипера…
- Не для меня. Вратарь – самая важная и прекрасная роль, возвышающая тебя как человека. Ты должен решать свои проблемы в одиночку, но в моем маленьком домике я всегда общался с Богом, Мадонной, родственниками и друзьями!
- О чем думает вратарь на посту?
- Принимает на себя вину и ответственность за всё. Но, что важнее – я всегда держал в уме игру прошлого тура, пытался предугадать развитие событий на поле и… зачастую предугадывал!
(пз) Оргазм от Риверы
- Ваш лучший матч?
- "Лацио" - "Рома" 1976 года, когда Джордано забил победный мяч. Я чувствовал, что Томмазо Маэстрелли, наш тренер, который спустя четыре дня покинет этот мир, в тот вечер был со мной!
- Ваш лучший сэйв?
- На "Сан-Сиро" от Джанни Риверы. Ставят пенальти, к мячу подходит мой кумир, обладатель "Золотого мяча"… Я прыгаю и отбиваю! После чего поднимаюсь и… ухожу с поля. Судья Кончетто Ло Белло кричит мне: "Ты куда?", а я отвечаю: "У меня оргазм, больше такого никогда не будет, поэтому хочу домой!"
- Ваши политические взгляды? (В 2005 году Пуличи баллотировался на региональных выборах от партии "Правые" во главе с Франческо Стораче; получил 1562 голоса, но проиграл. – А.Ф.)
- Я не стремился в политику, потому что и без того всегда был в центре внимания. Что касается предпочтений, то мне нравилась эра Аминторе Фанфани. (Итальянский политик, представлял Христианско-демократическую партию, трижды возглавлял Совет министров Италии в 60-х, дважды – Сенат, 1968-73, 1976-82, был Генсеком ООН и и.о. президента страны. Сложно сказать, что Пуличи считает эрой Фанфани. Если что, поправьте меня, как вы догадываетесь, автор не слишком сведущ в – А.Ф.)
- Ярый католик… Кто для вас Святой Августин?
- Мой брат, который всегда, с утра до ночи, со мной. Его исповедь я прочитал два десятка лет назад и с тех пор перечитывал постоянно. "Где небо этого неба?" - моя любимая цитата.
- Что такое счастья для Феличе Пуличи?
- Поиски правды. Для вратаря: не старайся забить… Потому что когда ты в воротах, у тебя только одна задача – защищать свой дом.