Отстаньте от меня, я учитель!
Еще одной легендой стало меньше… 91 год, Альцгеймер – тут бы сказать "отмаялся дедушка", но всё равно жалко. О Билле Слэйтере есть что порассказать.
Футбол это не работа
Уильям Джон Слэйтер появился 29 апреля 1931 года на свет в городе с названием, диковато звучащим не только для славянского уха – Клитероу, что неподалеку от Манчестера. Закончил Clitheroe Grammar School, уже тогда четко обозначив, что собирается стать преподавателем физкультуры, затем учился в университете Лидса. Как любитель присоединился к "Блэкпулу" в 16 лет, в 44-м, и поигрывал от случая к случаю, когда позволяла учеба – всё-таки от Лидса до Блэкпула по автодороге 140 км без малого! Ну а если уж Слэйтер играл, то, как правило, левого инсайда, конкурируя на позиции с будущей легендой клуба шотландцем Алланом Брауном. Дебютировал за "Блэкпул" Слэйтер 10 сентября 1949 года и провел в клубе довольно успешные два года, даже чуть больше – 30 матчей, 9 мячей. На счету Слэйтера самый быстрый на то время гол "мандаринов" – он отличился на 11-й секунде матча со "Сток Сити" 10 декабря 49-го, это достижение перекроет только Джеймс Куинн в 1995 году. Ну а венцом его карьеры на берегу моря стало совместное с двумя великими Стэнли – Мэтьюзом и Мортенсеном – участие в финале Кубка Англии 1951 года. "Блэкпул" уступил "Ньюкаслу" 0:2 (дубль Джеки Милбёрна), а Слэйтер стал последним футболистом-любителем, которому довелось участвовать в поединке подобного уровня.
В декабре 1951 года Билл закончил учебу в Лидсе и решил податься вслед за своей девушкой Марион в Лондон. "Блэкпул" не стал чинить ему препятствий ввиду отсутствия профессионального контракта (а предлагали!). Сезон в "Брентфорде" Слэйтер отыграл в полузащите, и вы только оцените его партнеров: Рон Гринвуд, будущий великий тренер "Вест Хэма" и просто тренер сборной Англии (в частности, на ЧМ-82), и Джимми Хилл – игрок, арбитр, тренер, менеджер, телеведущий, журналист, писатель (вы легко припомните это лицо с выдающейся челюстью, которая не позволила Хиллу быть близнецом Виталия Ревы)! Впрочем, главным достижением стала женитьба на любимой Марион – теперь уж ей приходилось ездить за бесценным супругом.
Ну а потом остававшийся любителем Слэйтер получил должность преподавателя в Бирмингемском университете и между делом заглянул к Стэну Каллису в "Вулверхэмптон": "Не будете против, если я у вас немного поиграю? Мне всё равно, в какой команде, к тому же я, наверное, ненадолго…"
Билл провел за "Вулвз" 11 сезонов в основе первой команды и первым поднял Кубок Англии 1960 года как капитан команды. Три чемпионства – 1954, 1958, 1959 – и два вторых места – 1955, 1960 – прилагаются само собой и наилучшим образом характеризуют тогдашнее положение "Волков" в английском футболе.
Да что в английском! Я как-то посвятил в "Футболе" немало места доказательству того, что именно этот клуб в то время был самым профессиональным и не только в числе первых следовал за техническим прогрессом, но и нечаянно поспособствовал рождению Кубка чемпионов. Во всяком случае, основой знаменитой статьи Габриэля Ано служило не что-то там, а победы "Вулвз" в домашних товарищеских матчах с "Гонведом", московским "Спартаком" и др.!
Футболист на полставки
Конкуренция в задней линии в том составе была чудовищная – Флауэрс, Крук, Райт, Бакстер, эти имена в 50-е были на слуху, а то и гремели. Но Билли тоже сделали отнюдь не пальцем, к тому же он получил возможность не тратить всё свободное время на дорогу (от Бирмингема до Вулверхэмптона чуть больше 20 км), а как следует тренироваться.
Его дебют за "Вулвз" случился в октябре 52-го. Билли Райта вызвали в национальную сборную, и команда "Волков" с заменившим звезду Слэйтером на родном "Молинью" сокрушила "Манчестер Юнайтед" 6:2. Продолжения не последовало, но в конце сезона Слэйтер уже отыграл 10 матчей из 12-ти – Каллис оценил его качества, этот блистательный менеджер очень ценил бойцов, еще и умеющих играть.
В чемпионском сезоне 1953/54 Билл остался вне "старта" лишь трижды. Совет директоров вцепился в игрока – подумать только, Слэйтер по-прежнему оставался аматором и в ус не дул, категорически отказываясь становиться профессиональным футболистом! – и провел переговоры с боссами Билла в университете. Плодом компромисса стал частично профессиональный контракт, по которому Слэйтер стал получать 10 фунтов в неделю. Полагаю, как преподаватель он все-таки зарабатывал больше, так что это даже не "футбол на полставки".
Тогда же Слэйтер довольно активно стал поигрывать за сборную Англии – впервые его вызвали в ноябре 54-го на матч против Уэльса, а там последовал и знаменитый матч против ФРГ – 3:2. Можете представить, какими глазами смотрели на такого преподавателя студенты и сколь рьяно они бросались исполнять любую его команду?! Выступления за сборную Билл прервет, потому что его вытеснит из состава гениальный Данкан Эдвардс, но в феврале 58-го случится нечто, заставившее Слэйтера вернуться…
Позвольте не возвращаться лишний раз к этой горчайшей теме.
В 1960 году Слэйтер не только поднял над головой Кубок страны (в финале был бит "Блэкбёрн") и был признан Футболистом года, но и получил степень бакалавра. Как вы думаете, чему он радовался больше?
Всего за "Вулверхэмптон" Слэйтер в 1952-63 гг. провел на различных позициях – в первую очередь, в полузащите - 339 матчей и забил 25 мячей (в чемпионате – 310/24). По иронии судьбы, последним его матчем за "Волков" стал поединок с тем же "Блэкбёрном" - в мае 63-го.
Защитник, который выключил Диди
Игроком Билл слыл не слишком техничным, но невероятно самоотверженным, беспощадным к себе и уж точно к сопернику. Распространенная байка гласит, что Гарринча на ЧМ-58 вышел бы за сборную Бразилии и раньше, не в третьем туре против СССР, а во втором против англичан, но Висенте Феола посмотрел на то, как играет на позиции левого защитника Слэйтер, и поберег своего нестандартного правого крайка. Этот рассказ явно противоречит распространенной версии о визите ветеранов к тренеру и требовании выпустить Пеле и Гарринчу именно перед матчем с нашими, так что отнеситесь критически. Тем более, это было – страшно подумать! – более 60-ти лет назад.
Напротив, тот матч с бразильцами – 0:0 – считается звездным часом Билла Слэйтера в сборной страны, потому что он мастерски и довольно чисто выключил из игры диспетчера соперника, великого Диди. Англия, как вы должны помнить, сыграла вничью все три матча в группе и уступила в дополнительном матче сборной СССР. Несмотря на такую радость наших, вынужден признать, что по игре там стояло что угодно, только не победа советской команды. Помните, англичане трижды попали в стойку. Словно Лев Яшин заколдовал свои ворота… Он умел!
Как любитель Слэйтер успел сыграть и за сборную Великобритании на Олимпиаде 1952 года в Хельсинки. Стоит заметить, что спортсменом он был многосторонним, и во время летнего перерыва на очень приличном уровне поигрывал в крикет вместе с братом жены Джоном Уорром, профессиональным крикетистом, историком (!) по образованию.
Уйдя в 63-м из "Вулверхэмптона" (великой команде пришел конец, и даже казавшегося вечным Стэна Каллиса уволят в сентябре 64-го – повторить его успех не удастся никому), Слэйтер еще немного поиграл за "Брентфорд" и "Носерн Номадз" ("Северные кочевники" - манчестерский клуб, прославленный тем, что никогда не имел собственного стадиона), после чего сосредоточился на преподавательской работе и менеджменте. Работал замдиректора учебного центра "Кристал Пэлас", затем – директором по физо в Ливерпульском и Бирмингемском университетах.
Что вы понимаете в детях!
То, что Слэйтер пришел в спортивную гимнастику, во многом предопределил случай. Уважаемый спортивный администратор и ученый, отец четырех детей… Как вдруг судьба бросила ему роскошный вызов – в 73-м его дочь Барбару исключили из национальной гимнастической программы как бесперспективную. Ах, вы вот как?! Ужо попомните у меня! Под чутким руководством отца, который не был спецом по гимнастике, но, конечно же, очень много знал о механике движений и тренировках, Барбара Джейн Слэйтер достигла весьма приличного уровня, вошла в сборную и в 17 лет на ОИ-76 в Монреале несла знамя британской делегации.
"Мой отец вкалывал весь день, и мы всегда покидали университетский спортзал последними. Иногда мы тренировались с 10-ти вечера до полуночи и даже позже. Он прилетел со мной в Монреаль, даже не будучи официально аккредитован. Его пускали на тренировки, но не в зону соревнований, так что он наблюдал за всем с трибуны. Мама тоже примчалась в Канаду, воспользовавшись самолетом впервые в жизни, и мы встречались втрое за пределами Олимпийской деревни. Отец разбирал мои выступления и давал советы, а я угощала им тем, что стащила из столовой…"
Впоследствии она стала первой женщиной – спортивным редактором ВВС. В 2014 году Барбара удостоилась той же чести, что и ее отец в 32 годами ранее – за успешную организацию трансляций Лондонской Олимпиады 2012-го стала Офицером Ордена Британской империи. Слэйтер-старший на этом не остановился и в 98-м получил Коммандера, но у его дочери, наверное, еще всё впереди – ей всего лишь 59… Кстати, помимо спортивной гимнастики она очень увлекалась дайвингом и сквошем – тоже на уровне национальных стандартов.
Так определилась и дальнейшая судьба Билла Слэйтера: в 1989 году он возглавил Британскую ассоциацию гимнастики и правил ею недрожащей рукой вплоть до ухода на более чем заслуженный отдых, случившегося уже в новом тысячелетии. Под руководством Слэйтера Великобритания впервые в истории завоевала медаль на чемпионате мира – 162-сантиметровый ливерпудлианец Нил Родерик Томас стал вторым в вольных упражнениях в 93-м и повторил это достижение год спустя. Фраза Слэйтера "Однажды в гимнастике – навсегда в гимнастике" стала всеобщим девизом всех британцев, неравнодушных к этому виду спорта.
Всего у него и Марион четверо детей и восемь внуков, так что, как гласит известный штамп, Уильям Джон Слэйтер покинул этот мир в окружении любящих его сердец.