Арриго Сакки. Глава 16. Хватит, я больше не буду тренировать… Часть 3
После Пармы я вернулся в Испанию.
Мадрид – фантастический город. Для испанцев футбол – это зрелище, победа без красивой игры – не настоящая. В Испании поняли, что в центре футбола – игра, и на основе этого выстроили модель, которая войдет в историю. В Италии все наоборот, нас интересует победа любой ценой, нам плевать на зрелищность. Поэтому наши успехи быстро забываются, их сложно запомнить. Мой Милан играл ярко, и его победы отпечатались в памяти, а об поражения никто и не вспоминал.
Я всегда говорил испанским футболистам: «У итальянцев вам следует поучиться боевому духу и жажде добиваться результата, но не жестокости, обману и стремлению к дешевым сенсациям, которые рождаются из-за желания выиграть любой ценой».
Тики-така, владение мячом, привела испанские команды к успеху. Родилась новая футбольная культура, в основе которой была техника. В Испании спорт развивался не так, как в Италии, они делали ставку на мастерство, а не на характер. Но качественный прыжок у испанцев произошел, когда они поняли, что футбол – командная игра, а индивидуальная техника не так важна, как командная. Так появилась тики-така. Опасность этого стиля – владение ради владения. Иногда перепасовки становятся одержимостью, игра превращается в скучное зрелище, в котором нет развития. Нужно понимать, что тики-така – не полноценный прием, это начало атаки. Конечная цель – гол, как всегда. Мяч держат, чтобы мешать играть сопернику.
Футбол в его первоначальном виде – это игра, это зрелище. Барселона стала главным представителем новой школы – великолепная команда, которая двигалась, как одно целое, и уничтожала соперников прессингом, теряя мяч. Они отказались от концепции индивидуального футбола, чтобы стать настоящей командой, которая умеет все: контролировать мяч, менять ритм, быстро играть в стенку, использовать дриблинг и подключения крайних защитников. Идеальный оркестр, в котором каждый исполнитель показывал свои лучшие стороны. Месси, Иньеста, Хави и даже игроки, которые, возможно, совсем недавно играли во втором дивизионе: например, Бускетс и Педро. В обороне Барселона почти никогда не действовала индивидуально – это были коллективные действия. Когда команда организованна, ей легко идти в крайне агрессивный прессинг.
***
В Реале я работал недолго: с 21-го декабря 2004-го по 31-е декабря 2005-го. Я уволился по собственному желанию. Было две основные причины: я снова начал скучать по семье и родному городу, и мне было сложно на новой должности.
Президент и владелец Реала Флорентино Перес старался не делегировать обязанности. Я хотел уволиться уже через полгода, но Перес попросил меня остаться до конца года и купил Серхио Рамоса, чтобы убедить меня. Я очень хотел видеть этого футболиста в команде.
Я остался еще на три-четыре месяца, но особо не влиял на стратегию клуба. В конце концов, сказал Пересу: «Президент, я вас очень ценю, благодарен, что вы меня пригласили, но мне кажется, я краду ваши деньги. Вы сами все делаете. Я уйду – хотя бы из гордости».
У Реала в составе было множество игроков высочайшего уровня, но существовала проблема – им не хватало командного духа. Серьезные профессионалы и футболисты уровнем пониже, но искренне влюбленные в свою работу – они не были командой. А ведь за Реал тогда играли Роналдо, Оуэн, Фигу, Зидан, Рауль, Бекхэм, Роберто Карлос, Касильяс.
Помню показательный эпизод. Почетный президент клуба Альфредо Ди Стефано, легенда Реала, сидел рядом со мной на трибуне. Он никогда не досматривал матч до конца. Вставал, восклицая: «Me voy otro espectaculo feo aburrido!». «Я ухожу! Это нудное и мерзкое представление!». Игры не было, зрелища не было. Реал играл в скучный некрасивый футбол. На поле были чемпионы, и кто-то думал, что этого достаточно. Некоторые так считают и до сих пор, не понимая, что успешную команду невозможно построить только на именах.
Помню, как Реал играл с Алавесом. Два футболиста мадридцев стоили больше, чем весь состав соперника. Но Алавес атаковал, а Реал не выходил со своей половины поля. Директор Амансио и вице-президент Бутрагеньо были очень недовольны: «Это какой-то позор!». Игроки Алавеса били по воротам, попадали в штанги, Касильяс сделал несколько невероятных сейвов, он был лучшим на поле. За десять минут до конца Роберто Карлос выдал пас метров на 50, и Роналдо, которого весь матч не было видно, забил. Алавес пошел в атаку еще большими силами, и Реал удвоил преимущество. Снова длинный пас из центра поля, Роналдо убегает – 2:0. Он дважды получил мяч и забил два гола. На следующий день Ди Стефано (играя, он был известен своей вездесущностью – мотался по всему полю) на собрании руководства обратился к Бутрагеньо: «Современные нападающие… Эмилио, когда ты выходил против Милана, то попадал в офсайд 26 раз. Роналдо дважды коснулся мяча и сделал дубль!».
Когда в команде нет характера, внимания, энтузиазма, мотивации, любви к тому, что делаешь, невозможно построить красивую игру, даже если ты лучший тренер в мире.
Был выезд в Севилью. Перед стадионом собралось около четырех тысяч девушек, которые кричали, требуя автографы и фото. «Посмотри, как нас встречают», – сказал Перес, улыбаясь.
«Важно не сегодня, а завтра. Нужно вызывать энтузиазм игрой, а не известностью футболистов. Это не фильм, это футбол».
Сейчас в Испании все иначе. Прошло почти десять лет. Благодаря Пересу Реал снова стал командой. Он – великолепный управленец и организатор, таким видением ситуации наделены немногие. Но было бы еще лучше, доверяй он своим тренерам. Впрочем, Перес настолько хорош, что ему можно простить этот небольшой недостаток. Не стоит забывать, в каком состоянии он принял Реал – клуб потерял лицо и престиж. Теперь мадридцы – самый богатый и популярный клуб мира.
***
Я отправился проведать Карло Анчелотти, который возглавил Реал, – он давно просил. Старый друг, один из важнейших игроков моего Милана, вместе мы выиграли все. Позже он помогал мне в сборной на чемпионате мира в США.
В Реале он добился невероятного успеха. Сразу же показал мне Ciudad Deportiva, тренировочный центр, который Перес построил в 2005-м и обновляет каждый год. Там работают тысячи людей. Это самый функциональный и современный спортивный центр в мире. Два пятизвездочных отеля для первой команды и кантеры, рестораны, спортзалы, бассейны, все, что нужно для восстановления и тренировок. Поля в идеальном состоянии благодаря специалисту из Англии. Три поля с натуральным газоном для первой команды, четыре с натуральным и четыре с искусственным – для кантеры и стадион на семь-восемь тысяч, названный в честь великого Ди Стефано. Флорентино готов на многое ради клуба. В этом году он инвестирует 40 миллионов евро в модернизацию стадиона Сантьяго Бернабеу. Зал президента похож на овальный кабинет Белого дома.
Через семь лет я спросил у Переса, сколько денег он потратил. «Ни один президент не выбрасывает деньги на ветер. Клуб самоокупается. Я потратил только три миллиона – на кампанию перед выборами».
Таков Реал Мадрид: организация, которая представляет Испанию в мире и насчитывает около двухсот миллионов болельщиков. Идеальный пример для подражания, даже в мелочах.
Карло был прекрасным футболистом и стал великолепным тренером. В Реале он чувствует себя абсолютно спокойно, радуясь тому, что его ценят все в клубе, а в особенности – президент. Благодаря Пересу Реал зарабатывает больше всех в мире (550 млн в год) – к 2016-м по прогнозам выручка увеличится еще на 100 миллионов. Когда Флорентино пришел в клуб, в сезоне 2000/01, доходы составляли 118 миллионов – меньше, чем у Милана. Заработок на маркетинге вырос с 30 до 176 миллионов. Президент ведет бизнес на высочайшем уровне. Но также он очень требовательный и критичный по отношению к тренерам. Карло привык работать с президентами, которые не оставляют его в покое. Если для большинства тренеров это проблема, то для Анчелотти – стимул. К тому же он подвергается давлению со стороны прессы, которое не испытывают другие тренеры в Испании, но спокойно реагирует на излишнее внимание. Карло использует схему 4-3-3, которая в защитной фазе превращается в 4-4-2. В полузащиту он взял игроков, ориентированных на атаку: Модрича, Хамеса Родригеса, Крооса, Иска. У него три великолепных нападающих: обладатель трех Золотых мячей Роналду, Бензема и Бэйл. Анчелотти создал современную команду – они великолепно владеют мячом и шикарно контратакуют.
Тренировка, которую я посетил, была короткой (накануне команда играла), но интенсивной. Тренировочный матч в высоком ритме с максимум двумя касаниями. В конце занятия я поговорил с Серхио Рамосом, моим хорошим другом. Он спросил мое мнение по поводу контракта: «Я хочу продлиться, но Флорентино не дает мне деньги, которые я прошу. Что думаешь?». «Ты должен остаться. Вспомни Кака и Шевченко – им было хорошо в Милане, но они выбрали деньги». Также я напомнил ему, что называл его новым Мальдини, когда уговаривал Переса оформить трансфер.
Карло прекрасно владеет ситуацией, ему не нужно повышать голос. Ему присуще спокойствие, как многим сильным личностям. Такой же и его сын. В субботу утром я приехал в Ciudad Deportivo, чтобы присутствовать на собрании тренеров и футболистов. Игрокам показали подробное видео об их сопернике – Сельте. Как они атакуют, как защищаются, как действуют при стандартах. Карло пояснил, что нужно делать, чтобы создать им проблемы. Говорил на уверенном испанском, хотя итальянские слова часто проскакивали, а произношении выдавало в нем уроженца Реджо-нель-Эмилии. Но, учитывая результаты, все хорошо его понимали.
В 18:30 мы поехали на Бернабеу, где тысячи людей ждали команду. Я был крайне взволнован. Спросил Карло, что он чувствует. «Знаешь, я очень напряжен». Анчелотти был бы великолепным игроком в покер – по нему никогда не скажешь, переживает ли он. Футболисты тоже казались спокойными.
За полчаса до матча я пожелал им успеха, обнял Карло и присоединился к президенту на трибуне. «Карло делает хорошую работу», – признался Перес. Когда я ответил, что Анчелотти может войти в историю, как легендарный Бернабеу, он усмехнулся. Я слышал, что Флорентино не уверен в Карло, но мне президент сказал совсем другое, хотя я и знал – он мечтает, чтобы лучшие игроки играли все 60 матчей сезона. «Поясни ему, что болельщики ходят видеть Реал, который контролирует игру и мяч, а не играет на контратаках», – попросил меня Перес.
В перерыве я встретил Бутрагеньо и Рамона Мартинеса. Спросил у Бутре, что он думает о команде и Карло. «Великолепная работа. Снимаю шляпу», – ответил тот.
После матча я пришел в раздевалку, мы с Карло и президентом обсудили победу. Я уверен: никто не умеет так сплотить команду, как Анчелотти. Он принимает лучшие решения. За это его и любят.
Флорентино, по моему мнению, один из величайших президентов в мировом футболе. Он доверился Анчелотти и благодаря их постоянному диалогу сделал Реал великим.
В 2005-м я сказал Пересу, что хочу уйти. «Никто не уходит из Реала», – ответил он очень серьезно.
Но гордость и тоска по дому взяли верх. Я остался до декабря и подал в отставку.
«Если бы я был испанцем, ты бы избавился от меня, только прогнав ногами под зад», – сказал я на прощание. Перес расхохотался.