Арриго Сакки. Глава 13. Чемпионат Европы
«Только идиоты в чем-то уверены на 100%».
Джордж Бернард Шоу
Финальная часть чемпионата Европы-1996 проходила в Англии. Слоган «Футбол возвращается домой» напоминал, что именно англичане придумали игру. Впервые в финальном турнире принимали участие 16 команд.
Мы подготовились наилучшим образом. В квалификации я немного изменил состав, вызвал новых игроков, продолжая искать исполнителей, которые подходят под мое видение. Я экспериментировал в товарищеских матчах, пробовал молодых футболистов.
За два года с финала чемпионата мира до чемпионата Европы футбольная география очень сильно изменилась. Упала Берлинская стена, распался СССР, шла война в Боснии. На пути из Лос-Анджелеса в Ливерпуль мы встретились со сборными Украины, Литвы, Эстонии, Словении и Хорватии. Хорваты только начали приходить в себя после жуткой братоубийственной войны – команда едва была создана.
Первый матч мы сыграли вничью, 1:1 против Словении в Мариборе. В той игре дебютировал Пануччи. Эстонию мы победили 2:0, а первое поражение потерпели в ноябре 1994-го, когда в Палермо встретились с Хорватией. 1:2, дубль Шукера, гол Дино Баджо за минуту до конца. Во втором круге мы тоже не выиграли у хорватов – 1:1, забили Шукер и Альбертини. После этого матча обе сборные набрали по 23 очка.
Вместе с Хорватией мы вышли из группы – они стали первым благодаря разнице голов и личным встречам. Это были два года взлетов и падений: нам было необходимо справиться с усталостью после чемпионата мира, найти новую энергию. Но команда играла в хороший футбол, научилась двигаться, как я того требовал.
После того, как мы обеспечили себе выход на Евро, я допустил одну из самых больших ошибок в карьере. Не первую и, конечно, не последнюю. К чемпионату мы готовились, проводя не слишком сложные товарищеские игры. Одной из причин было мое желание уберечь команду от критики в случае плохих результатов. И это была ошибка, потому что нужно было соперничать с топовыми сборными, чтобы потом на равных сражаться против них на Евро.
Возникла еще одна проблема – перед турниром мы потеряли двух важных игроков. Чиро Феррара травмировался в матче против Бельгии, а Антонио Конте – в финале Кубка чемпионов, который выиграл Ювентус. Вместо Феррары я поставил Мальдини и вызвал Луиджи Аполлони.
Накануне чемпионата Европы, как обычно, нашлись недовольные моим выбором. Я не взял Беннариво и Пануччи, Виалли и Синьори. Но решения я всегда принимал, рассматривая футболистов как людей, профессионалов и исполнителей, подходящих моему проекту.
Заявка на Евро была в такой: Анджело Перуцци, Франческо Тольдо, Лука Буччи, Луиджи Аполлони, Паоло Мальдини, Амадео Карбони, Алессандро Костакурта, Алессандро Неста, Роберто Донадони, Роберто Мусси, Морено Торричелли, Деметрио Альбертини, Дино Баджо, Фабио Росситто, Алессандро Дель Пьеро, Анджело Ди Ливио, Роберто Ди Маттео, Диего Фузер, Пьерлуиджи Казираги, Энрико Кьеза, Фабрицио Раванелли, Джанфранко Дзола.
Я был уверен в то, что делал. Игроки, которых я тренировал, для меня были лучшими в мире.
***
Фаворитом нашей группы была Германия, также в нее попали Россия и Чехия. Очень сложные соперники, но мы не боялись никого. Без сомнения, мы показывали лучший футбол на чемпионате. Первый матч состоялся на Анфилде 11-го июня против России. Начало вышло непростым, но нам удалось захватить преимущество, и Казарига забил. Мы играли хорошо, но у нас не было таких лидеров, как в США. Россияне на 25-й минуте сравняли счет – отличился Цымбаларь.
Команда пала духом. В перерыве я пытался подстегнуть игроков, рассказывал, в чем они ошиблись. Мы вышли на поле, начали атаковать, и быстрая комбинация с участием Дзолы и Казираги привела ко второму голу Пьерлуиджи. Мы выиграли у очень непростого соперника, темной лошадки турнира, которая в отборе не потерпели на одного поражения.
***
Когда выигрываешь первый матч на чемпионате мира и Европы, не сказать, что расслабляешься, но уже знаешь – двух ничьих хватит для выхода из группы. Я ошибся в оценках. Помня о проблемах на чемпионате мира, когда в финале команда была выжата, словно лимон, я поменял пять игроков на второй матч. Хотел дать некоторым отдохнуть, и м заплатили за это решение дорогую цену. В старте с Чехией не было Дзолы и Казираги – их заменили Раванелли и Кьеза.
Атака правым флангом закончилась ударом Недведа – 1:0. Кьеза сравнял счет, но этого было мало – на 30-й минуте удалили Аполлони. И я снова ошибся. То ли недооценил соперника, то ли переоценил нас, но нужно было сразу реагировать на красную карточку. Перед игрой наш врач мерял мне давление слушал сердце. Все в порядке, я был расслаблен – наверное, слишком. Мне не хватило решительности и страсти, которые я показывал на чемпионате мира. К тому же, в составе у нас стало меньше игроков с сильным характером.
В США в матче с Норвегией после удаления Пальюки я заменил Роберто Баджо, нашего лучшего игрока, обладателя премий и всеобщего любимца. С Чехией я потерял десять минут, прежде чем начал действовать. Мне казалось, что мы можем продолжать играть в меньшинстве так же, как до удаления.
Но на 35-й минуте Бейбл забил второй гол. Нужно было делать замены, но оказалось, уже слишком поздно. Мои попытки исправить ситуацию оказались тщетными. У Италии всегда возникают сложности в простых ситуациях – мы проиграли матч, в котором владели преимуществом. Не стоит забывать, что Чехия дошла до финала Евро, где сыграла с Германией. Мы попали в настоящую группу смерти. Но это не оправдывает поражение.
Решающим матчем стал последний в группе – против Германии. Новая глава в историческом противостоянии с Бундестимом. За несколько месяцев до этого я сказал журналистам: «Я мечтаю о победе, но мечтать – не значит обещать». Все решили, что я осторожничаю после неудачи на чемпионате мира.
19-го июня 1996-го мы вышли на поле. Германия уже обеспечила себе выход в плей-офф. Нам нужно было побеждать – других вариантов не было. Мы захватили инициативу, и в перерыве Бирхофф, который отлично владел итальянским признался мне: «Вы очень хороши!».
Мы сразу пошли в атаку. Фузер пробил издали, а Казираги быстро создал великолепный момент. Он запрессинговал Заммера, отобрал мяч и был сбит в штрафной. Пенальти. Мы могли выйти вперед уже на восьмой минуте. Но Дзола пошел пробивать без должного настроя. Кепке легко парировал его слабый удар. Такое, как правило, случается, когда тренер не может настроить команду на победу.
Мы играли лучше, били по воротам, создавали моменты, но матч закончился со счетом 0:0. Кепке был очень хорош.
Меня называли сумасшедшим, говорили, что я погубил игроков. Хотя мы проиграли только одну встречу из трех, владели преимуществом во всех матчах, показали лучший футбол на турнире. К сожалению, часть журналистов оценили не игру, а результат. Меня жутко раскритиковали, но я не подал в отставку. «А почему? Это не провал, мы хорошо играли», – заявил я на пресс-конференции.
Вылет с чемпионата Европы после группового турнира поднял волну критики в адрес всей системы итальянского футбола, в том числе – президента Матаррезе. Я был очень эитм расстроен: он был отличным руководителем в обстановке, где никто ничего не решал.
Матч с Германией был одним из лучших среди моих 53 игр во главе сборной. Мы действовали разнообразно, быстро, агрессивно, постоянно атаковали. Но итальянские болельщики не умеют прощать. Для нас футбол – не спорт, не развлечение. Нам важно только побеждать. Остальное не считается. Потому и появляются подпольные ставки как средство быстрого обогащения. Сама игра никого не волнует.
Часть журналистов то ли из лени, то ли из-за моды, то ли по причине невежества, тоже так воспринимает футбол. Агрессивная полемики и критика отодвигают на второй план спортивное зрелище. Все говорят о результате, а не о том, как играла команда. Если побеждаешь, ты тут же герой. Если проигрываешь – просто мудак. Исторические так сложилось, что лучших результатов Италия добивалась после больших скандалов. Мы выиграли чемпионат мира 1982-го года после истории с тотализаторами, мундиаль 2006-го – в разгар Кальчоскомессе, когда Липпи, Буффона и Каннаваро называли недостойными сборной.
На том чемпионате Европы не было команд, которые играли бы лучше нас. Когда мы вылетели, два лидера сборной Германии – Мюллер и Клинсманн – на пресс-конференции сказали, что Италия преподала их сборной урок футбола. Они признались, что должны воспользоваться этим опытом, если хотят выиграть турнир.
Германия, в свою очередь, преподала урок футбола Италии. Они сыграли вничью и вышли из группы, а мы вылетели. Но они признали, что мы играли лучше.
Атмосфера в сборной после Евро была сложная. Критика не успокаивалась. Цикл завершился.
***
Милан после больших успехов под руководством Капелло переживал не лучшие времена. Галлиани и Берлускони обратились ко мне с предложением вернуться. Таким образом были развеяны все слухи о том, что Берлускони выгнал меня из клуба. На самом деле он был очень расстроен моим уходом – настолько, что хотел снова видеть меня во главе россонери.
Последний матч под моим руководством сборная провела шестого ноября 1996-го года в Сараево. Это была товарищеская игра, мы проиграли 1:2. Я передал команду Чезаре Мальдини. Мое заявление о том, что я ухожу из сборной и буду тренировать Милан, стало большой новостью в футбольном мире.
Мой баланс работы со сборной за эти пяти лет получился позитивным. Я вывел Италию в финал чемпионата мира и на чемпионат Европы. В общей сложности мы провели 53 матча: 34 победы, 11 ничьих, 8 поражений. Я вызвал 93 футболиста и выпустил на поле 76. 55 были дебютантами.
Еще одна глава моей жизни закрылась. Я возвращался в Милан уже по ходу чемпионата – со мной никогда такого не случалось.
Это оказалось ошибкой.