Добро пожаловать. Федор Смолов
Посещение библиотеки – одно из моих ранних воспоминаний.
Когда мне было пять лет – слишком рано, чтобы идти в школу – моя мама привела меня в здание, которое до того момента я никогда раньше не видел. Это была библиотека иностранной литературы. Когда мы вошли внутрь, она сказала: "Здесь ты выучишь английский". Оставшуюся часть года я посещал библиотеку для учебы в дошкольном классе по английскому языку. Там были и другие дети моего возраста, и я подружился с ними. Мы постоянно соревновались в знаниях английского алфавита. Я не очень много помню о тех занятиях, но то, что мне запомнилось из библиотеки, это то, как она пахла – запах старых книг. И как было тихо. В том возрасте мне казалось таинственным, что вокруг тебя такое количество книг, но ты не знаешь, что внутри любой из них.
Однажды я пожаловался своим родителям, ну как это обычно бывает у детей, типа: "Почему мои друзья не учат английский? Они играют днями напролет".
На этом моменте я хочу остановиться и немного рассказать о своих родителях. У них абсолютно разные характеры. Мой отец строг и скуп на слова, а моя мама мягкая, чуткая и разговорчивая. Они идеально подходят друг другу как противоположности. Но на мою жалобу они имели одинаковое мнение. И они оба сказали мне то же самое.
"Язык откроет для тебя мир", – сказали они мне.
Я родился в 1990 году, за год до падения Советского Союза. Это было время большой неопределенности. Я был слишком молод для того, чтобы понимать происходящее. Для многих людей это были тяжелые времена. Я помню, что слышал о перестройке, но полностью не осознавал, что это значит. Была надежда на что-то новое – новое начало для страны с многолетней историей. В детстве у меня было ощущение, что мир был намного больше, чем я знал. Может быть, даже слишком большой, чтобы понять.
Россия – огромная страна, но правда в том, что многие люди не имеют возможности увидеть остальной мир. Если бы не футбол, это было бы правдиво и для меня. Я вырос в Саратове, который находится примерно в 800 километрах к юго-востоку от Москвы, на Волге. Вероятно, это город, о котором вы никогда не слышали. Когда люди думают о России, возможно, что в их уме всплывает только Москва или Санкт-Петербург, большие города, где существует больше возможностей для всего: туризма, футбола, образования, культуры. Можете представить, почему мир казался находящимся где-то в другом месте, а не в Саратове.
Я благодарен своим родителям за то, что они научили меня мечтать. Они сделали все возможное, чтобы показать мне новое, они побудили меня задуматься о мире, который больше Саратова, больше Москвы и даже больше России. У нас в доме была небольшая библиотека из книг на английском языке, и мои родители как могли прививали мне любовь к чтению. В детстве, задолго до того, как я смог читать или понимать Достоевского, я гордился тем, что у нас одинаковое имя, потому что его знают люди во всем мире. Мне было важно говорить людям: "Меня зовут Федор".
На протяжении всего школьного времени я изучал английский. Большое спасибо за это моей маме и бабушке. Именно они сделали изучение английского языка приоритетом. Мне даже давали дополнительную работу. Перед тем как перейти в среднюю школу, я все летние каникулы, когда все мои друзья забывали об учебе, моя мама каждый день заставляла меня читать по 20 страниц на английском. В конце каждого дня мне приходилось рассказывать ей о том, что я прочитал, и я не мог это делать спустя рукава, потому что она тоже читала вместе со мной. Иногда мне было тяжело. Но я помню, что прочитал "Сто лет одиночества" за неделю. Увлекательная книга. В ней говорится о цикле – как люди приходят в этот мир, как родители заботятся о них, воспитывают, обучают, а затем они становятся старше и заботятся о своих родителях, а потом цикл повторяется. Я был очарован тем, как красиво все это было написано, но также и более глубоким смыслом. Я думаю, что Маркес показывал нам, насколько все мы похожи, независимо от того, откуда мы. Я стал страстным читателем, так как мой английский становился лучше. Чтение заставило меня мечтать о путешествии в далекие уголки. Я просто не знал, как это сделать.
Футбол стал тем связующим звеном между моим Саратовом и остальным миром. Мое первое футбольное воспоминание о футболе по телевизору – лето 1998 года. Чемпионат мира игрался во Франции, мне было восемь лет, и я сидел на полу в нашей квартире. Я помню финал, где Зидан забил дважды, а Франция обыграла Бразилию. Я не помню многих деталей, но мне ярко врезалось в память то чувство, когда я увидел две сборные, игравшие на стадионе в месте под названием "Париж", в окружении фанатов, которые сходили с ума. В мой дом тогда вошел новый, захватывающий мир, находящийся за пределами Саратова.
Саратов не известен производством футболистов. Я помню, когда мне было семь, я собирался на просмотр в местную футбольную академию. Условия были далеки от профессиональных. На поле не было травы, просто грязь. Так что играть в настоящих футбольных бутсах было невозможно. Я был не таким крупным, как некоторые из других парней, но я был быстр. Мы делали такие упражнения – спринт на 30 метров, дриблинг, удары по воротам – с тренером, который наблюдал за каждым нашим шагом. Я явно помню, как говорил себе: "Какое бы упражнение нам бы ни дали, постарайся быть лучшим".
После тренировки ко мне подошел тренер. Он был из тех людей, которые с одинаковым тоном говорит тебе комплименты и критикует. "Я доволен твоими результатами, – сказал он. – Можешь приходить".
Даже в том возрасте я понял, что если я буду продолжать играть в футбол, это может открыть мне многие двери.
В мире существует много стереотипов о русских. Когда я рос, то видел много американских фильмов, в которых русский обязательно был плохим парнем. Смешно, что они никогда не могли найти актера, который говорил бы по-русски! Но даже сегодня на серьезном уровне ты можешь увидеть стереотипы. Видишь заголовки новостей. Да, здесь есть реальные проблемы, как и в Америке и других странах.
Я не говорю о правительствах. Меня интересуют люди. Если вы встретите на улице русского человека, то удивишься его знаниям об искусстве, истории и мире. Вероятно, что как и вы, они будут заинтересованы в тех же вещах. И они обычно говорят по-английски, особенно если молоды. Поэтому я приглашаю вас, если у вас есть шанс посетить нашу страну во время чемпионата мира, поговорить с русскими людьми – нам будет интересно узнать, откуда вы и кто вы.
Я уверен, что если скажу о проведении чемпионата мира, как о мечте, то выступлю от лица большинства россиян. И остальному миру я хочу направить простое сообщение.
Добро пожаловать.
Если вы посетите мою родную страну или смотрите турнир издалека, я хочу сказать вам "добро пожаловать в Россию".
Для меня этот чемпионат мира будет первым, так же, как и для самой страны. Я хочу, чтобы за время турнира как можно больше людей посетило Россию. Я хочу, чтобы они увидели, что это такая же современная страна, как и любая другая, что это место, где люди приветливы и добросердечны. У нас есть все, что угодно –удивительные рестораны, ночные клубы, музеи, архитектура – все! У нас есть долгая-долгая история и прекрасная культура, которую вы сможете найти здесь, если присмотритесь.
С гордостью приходит ответственность. Мы хотим сделать все возможное для страны, чтобы устроить хороший турнир и поприветствовать здесь весь мир. Как и Олимпийские игры, чемпионат мира – это не только про спорт. Это прекрасная возможность в течение одного месяца раз в четыре года вспомнить, что все мы соседи. Футбол – это действительна та игра, которую любят во всем мире. И когда в этом году на поле выйдут тридцать две страны, они не будут представлять тридцать два правительства или компании. Нет, эти тридцать две команды – представители миллионов людей.
Поэтому я хочу поприветствовать всех вас, а также поблагодарить. Потому что каждый хороший хозяин нуждается в хорошем госте. Быть принимающей страной, это как познакомиться с незнакомцем: ты многого о нем не знаешь, но ты открываешь дверь и приглашаешь его войти. И ты надеешься, что вы узнаете о друг друге многое.
Мир по-прежнему большой, такой же, как и в детстве. Но чем больше мы узнаем о друг друге, тем меньше это будет ощущаться.
Я надеюсь, этим летом, в России, вы будете себя чувствовать также.