Английские стадионы и в чем разница между "ground" и "stadium"
Включите любую футбольную трансляцию с английских полей и, держим пари, вы будете заворожены образом стадионов. Парящие антенны, трибуны, подходящие прямо к полю, яркие табло и реклама, оцифрованная анимация…
Так было не всегда и известный историк футбольной архитектуры Саймон Инглис расскажет о том, как английские футбольные стадионы стали такими, какими они есть сейчас.
Сейчас стадионы стали настоящим домом футбола – о них заботятся, в их развитие вкладывают деньги, их комфортабельность стала важнейшим фактором для клубов. Но так было далеко не всегда и изначально в Англии главным было поле, как место, где можно было гонять мяч, а уж комфорт зрителей стал интересовать всех только после вспышек хулиганства и бедствий на стадионах второй половины XX века.
Когда лорд Тейлор исследовал катастрофу на "Хиллсборо", он сообщил журналистам, что его цель вовсе не подготовка английских стадионов к XXI веку, а приведение их к нормам, которые были общеприняты в XX веке везде, кроме Англии.
Футбольная Ассоциация впервые унифицировала стадион как понятие в 1863 году, но на самом деле зачастую это было просто поле, часто с уложенными рядом рельсами и палаткой для переодевания игроков в углу. Для зрителей в лучшем случае было несколько мест на скамейке или деревянной трибуне, которая вмещала до сотни человек. Чаще же клубы просто арендовали поле на краткосрочных условиях, а реальная штаб-квартира находилась в близлежащем пабе.
Арендованная эра
На самом деле, когда игра начала приобретать популярность, футбольные клубы пошли по пути заимствования стадионов у других видов спорта – в частности легкой атлетики, крикета и даже заморского бейсбола. С 1872 по 1892 года финалы Кубка Англии проходили на стадионе "Овал", лондонском доме Крикетного клуба Суррея, с одним исключением – в 1873 финал принял стадион "Лилли Бридж". Эта крикетная и легкоатлетическая арена на западе Лондона находилась по соседству с другим местом проведения соревнований по легкой атлетике – "Стэмфорд Бридж", ставшим домом "Челси" в 1905 году. Еще 25 лет на этом стадионе проходили соревнования по легкой атлетике, а беговые дорожки окончательно пропали только после реконструкции 1990-х.
Когда в 1886 году финал между "Блэкберном" и "Вест Бромом" нуждался в арене для переигровки, в отсутствие какого-либо достойного места ФА выбрала "Рейскорс Граунд" в Дерби. Как понятно из названия, поле находилось по центру городского ипподрома, но иногда там играли еще и в крикет. "Дерби Каунти" играли там, пока не переехали в 1895 году на "Бейсбол Граунд" – стадион, который был заложен шестью годами ранее владельцем литейного завода, который заболел бейсболом после визита в США, но так и не смог заразить своей страстью жителей Дерби.
Даже после того как ФА стало мало арены "Овал" с увеличившейся посещаемостью от 2 000 до 25 000, в 1893 году финал Кубка Англии перебрался на другой легкоатлетический стадион "Фаллоуфилд" в Манчестере, где удалось принять 45 000 зрителей. Правда, возникли проблемы с размещением болельщиков – фаны прорвали оцепление и дальше уже места занимали по принципу "кто первый сел", а не по факту купленных билетов.
Наш собственный дом: эпоха самостоятельного строительства
Впрочем, вскоре в Англии все же поняли, что для профессионального футбола необходимо индивидуальное основание в виде чисто футбольных стадионов, которые и начали строить в период с 1890 по 1914 года. К буму строительства собственных арен привели три фактора.
Во-первых, клубы начали реформировать себя в общества с ограниченной ответственностью. Это позволило им выпускать акции и собирать необходимый капитал, чтобы купить собственный дом.
Во-вторых, благодаря индустриализации такие материалы как бетон и сталь стали более доступными и дешевыми, что и позволило клубам начать большую стройку.
В-третьих, в 1895 году на рынке появилась новая форма турникетов, изготовленных в Сэлфорде и названных Эллисоном "Rush Preventive". Это было новое устройство, которое позволяло клубам считать деньги и принимать плату за проход на стадион от каждого человека. Барьер позволял войти только после предъявления билета, а это было куда эффективнее старой системы сбора денег на воротах специальными людьми с последующей передачей их в клуб.
Новые турникеты не полностью предотвращали мошенничество, но клубы очень быстро обнаружили, что их доходы выросли. И чем больше денег получалось собрать в кассу, тем больше было оснований для строительства собственных арен.
Во время первой волны строительства возникли такие стадионы как "Гудисон Парк" (вероятно, наиболее развитая арена в 1890-х годах), "Вилла Парк" (с велотреком вокруг поля), три гиганта в Глазго – "Айброкс", "Хэмпден Парк" и "Селтик Парк" (здесь также футболисты делили арену с велосипедистами).
Генеральный план или красивый беспорядок?
Инструменты, которые появились в руках у первого футбольного архитектора Арчибальда Лейча, позволили ему создать оригинальный план для стадиона "Арсенала" "Хайбери" в 1913 году. Но первым британским стадионом, который был построен по генеральному плану, стал "Олд Траффорд" – стадион "Манчестер Юнайтед", построенный в 1910 году. При его строительстве Арчибальд Лейч заложил возможность для расширения вместимости, а стадион был построен на новом месте единым монолитом.
Не то чтобы многие другие клубы последовали этому примеру – большинство по-прежнему ютилось на стесненных участках, отстраивая стадионы по частям без какого-либо генерального плана и сроков – строили тогда, когда появлялись деньги. В итоге на свет появились такие солянки из крыш, углов, террас с уникальным характером как "Сент-Джеймс Парк", "Молинью", "Крейвен Коттедж".
Другие использовали чуть более заокругленные чаши, делали акцент на вместимость (большие террасы, стоячие трибуны), использовали для дешевизны утилитарные материалы, не задумывались об удобстве для зрителей. Первым стадионом, в строительстве которого использовались элементы архитектурного стиля Арт Деко был "Хайбери", но до 60-х годов прошлого столетия другие клубы не заморачивались архитектурными изысками, отдавая предпочтение дешевым "апельсиновым коробкам", которые с поразительной скоростью клепала компания Арчибальда Лейча.
Первыми задумались о том, что можно соорудить комфортные боксы для болельщиков высокого статуса и достатка на "Олд Траффорд" и возможность обустроить такие комфортные места на трибунах появилась благодаря генеральному плану, который был у стадиона. Сама же идея была заимствована у ипподромов, которые использовали боксы уже давно.
Новые трибуны "Олд Траффорд" также имели консольную крышу – то есть конструкцию, которая не использовала колонны, часто закрывавшие обзор из некоторых мест на стадионе. Одним из показателей консервативности Англии было то, что до 1958 года консольные крыши кроме стадиона МЮ имели только арена "стального" "Сканторпа" и стадион "Шеффилд Уэнсдей", в то время как во Франции, Германии и Италии подобные конструкции существовали уже 50 лет повсеместно.
Нежелание руководителей британского футбола инвестировать в объекты высокого калибры имело свою цену. Сначала бедствие в Болтоне в 1946 года (33 погибших), затем Айброкс в 1971 году (66), пожар в Брэдфорде (56) и наконец – "Хиллсборо"-1989 (96). В дополнение к этому были еженедельные травмы, которые на том же ливерпульском "Копе" на каждом матче исчислялись полусотней различных случаев обращения к врачам после посещения стадиона.
Кстати, понятия "ground" и "stadium" имеют серьезные отличия. Стадион – это законченный проект, конечный продукт, выполненный благодаря единовременному строительству всех трибун, которые переходят одну в другую без стыков. А вот "ground" – это как раз те арены, которые собраны по крупицам в течение многих лет, без генерального плана.
Таким образом, новый "Уэмбли" – это подлинный, настоящий стадион. А вот "Энфилд Роуд" и "Вилла Парк", "Сент-Джеймс Парк" - "ground".