"Добрый день. Говорит Юрген Клопп". Часть 4
Если первые недели отличал Aufbruchsstimmung – ощущение отправления в сторону славного черно-желтого будущего — то осенью Дортмунд внезапно прибыл в нежеланную точку. Это была территория кризиса, глубоко тревожная cмесь из дырявой обороны ("тир" - так написала Süddeutsche), непродуманной концепции и тренера, которому не удается определить основу. На игру с "Хоффенхаймом" было сделано шесть изменений в составе, еще шесть было сделано перед последовавшей за ней кубковой встречей с "Гертой", которою Клопп не имел права проиграть. "Это темные дни, темная неделя", - сетовал он.
"Ты можешь быть самым приятным человеком как тренер, но все зависит от результата", - говорит Шнек. Cуботич намекает на то, что уверенность раздевалки в новом тренере и его методах в тот момент была шаткой. "Я знал его, я доверял ему", - говорит он. – "Но каждой команде важно увидеть, что вещи, которые делает тренер, действительно работают. Он может нравиться каждому. Но эффективность его методов — вот что самое важное".
"Ему пришлось много разговаривать с людьми, все не получилось сходу", - говорит Кель. – "В начале были сложные моменты, когда мы думали: "Как это вообще может сработать?". Были обсуждения. Как бы там ни было, с первой минуты он дал понять, что есть только его игровой путь, потому что он абсолютно убежден, что этот путь верный".
Против Берлина на помощь Клоппу пришло небольшое везение. Дортмунд вырвал победу 2:1 в дополнительное время, играя с чуть более оборонительным "даймондом" в полузащите, чтобы обеспечить дополнительную охрану своим воротам. После этого на "Мерседес-Бенц Арене" со счетом 3:0 был разбит "Штутгарт": "Боруссия" показала, насколько хорошим может быть ее игровой план при правильном исполнении.
"К этому моменту последний человек в Дортмунде должен был понять, что мы находимся на правильном пути", - заявил Ватцке после ответного матча с "Удинезе". Его команда проиграла в серии пенальти, победив на "Стадио Фриули" 2:0 в основное время. Но качество и смелость в игре сделали этот вылет поворотным моментом: они поставили команду на ноги. Прогресс Дортмунда под руководством нового тренера стал очевидным. Клейменный некоторыми ограниченным мотиватором, бойцом с тенью, прыгающим туда-сюда у боковой линии, словно гиперактивный ребенок шести лет в Диснейленде под сахарным допингом, Клопп показал, что он способен не только читать игру. Он способен и писать ее.
Клопп также покорил местных журналистов, вступившись за них в перепалке в тот вечер. Стюарды на стадионе заблокировали проход представителей прессы к игрокам "Боруссии" после финального свистка, пока тренер Дортмунда лично не пробрался к ним, расчистив дорогу. Один из итальянцев оскорбил Клоппа, выкрикнув "cazzo" (вежливый перевод: хер), но он лишь улыбнулся. "Не стоит переживать — я не говорю по-итальянски", - сказал Юрген.
До Рождества Дортмунд проиграет всего лишь один матч - "Гамбургу", команде, которая необъяснимым образом станет самым неудобным соперником для Клоппа в Бундеслиге — и отправится на зимний перерыв на шестом месте, выше "Шальке". Прогресс был фактическим.
"Мы все знаем, что деньги могут обеспечить тебе забитые мячи в футболе", - говорит Норберт Дикель, взгромоздившись на шаткий пластиковый стул у встроенного в стену кафетерия в Марбелье, в январе 2017-го. Через дорогу, внутри местного стадиона из красного камня, в этот вечер тренируется первая команда Дортмунда. "Но тогда у нас не было денег. Получить Юргена было божественным благословением. Команда, которая у нас была, стала играть очень хорошо уже в первый сезон, мы все это видели. Весь стиль игры изменился. Оставив в стороне наш огромный прогресс непосредственно в футболе, стоит отметить: Юрген позаботился о том, чтобы популярность клуба возросла выше реальных ожиданий. Просто потому что он был здесь, двадцать четыре часа в сутки собирая людей вокруг себя. Он никогда не жаловался на травмы и болезни игроков. Он говорил: "У нас достаточно много хороших футболистов". Он не был нытиком. Он считал, что нет смысла переживать о вещах, на которые ты не можешь повлиять. Мы все ощущали, что дела идут верх — в направлении той отметки, где начинаешь верить в успех".
Люнсхерманн: "Это была трансформация. Мы видели довольно много игр, смотреть которые были сложно. Внезапно, эти молодые парни совершают на поле рывки, словно зайцы, бросаясь на каждый мяч. Через время они также стали комбинировать. Это было превосходно. Каждый из нас говорил: "Ох, а ведь это может превратиться в целую эру". И превратилось — в незабываемую. Это все его заслуга".
Первая половина дебютного сезона Бундеслиги для Клоппа в "Боруссии" принесла семь побед, восемь ничьих и два поражения. Почти идентичные показатели (восемь побед, семь ничьих, три поражения) после зимнего перерыва, несмотря на серьезную травму голеностопа у Хуммельса и плохой старт календарного года, приблизили команду к квалификации в Кубок УЕФА. Контракт Клоппа был преждевременно продлен до 2012-го года. "Никто в клубе не был против Юргена Клоппа, это решение поддержал каждый", - заявил Ватцке в марте.
Правда, команда разминулась с Европой в классическом, болезненно-драматичном стиля Клоппа: на последней минуте последней игры сезона. Занимавший пятое место "Гамбург" проигрывал "Айнтрахту" из Франкфурта 0:2 после часа игры, но победил 3:2 благодаря голу Пьера Троховски, забитому из положения вне игры. Дортмунд, сыгравший вничью 1:1 на поле другой "Боруссии" - из Менхенгладбаха, остался ни с чем. Упущенная возможность заработать 5-7 миллионов евро в новом формате турнира, Лиге Европы с групповым этапом, оставила дыру в бюджете.
"Денег будет немного меньше", - сказал Клопп после того, как разочарование отступило. – "Но мы получили невероятно мощный опыт и стали значительно более едиными с нашими фанами. Я надеюсь, что некоторые спонсоры скажут: "Здесь что-то происходит, это круто, и мы хотим быть частью". Запрыгнуть на поезд может каждый. Но гораздо лучше быть причастным с самого начала".
"В целом, это был отличный сезон", - говорит Ватцке. - К сожалению, вишенку на торте мы не получили. Завершение всего этого было для нас большим разочарованием. Не то чтобы мы были избалованны раньше: подъем на семь позиций в таблице был хорошим результатом. За все годы хватало других разочарований, которые делали нас только более сплоченными. В конечном счете ключевым фактом было то, что мы трое — Юрген, Михаэль Цорк и я — невероятно хорошо подходили друг другу".
Где-то глубоко под неустанным и заразным позитивом, создаваемый Клоппом, были наполовину закопаны элементы тревожности и беспокойства по поводу тренера, который работал только на немецкой футбольной периферии. Слишком много наставников приходило и терпело неудачу после ухода Маттиаса Заммера в 2004-м году. "Немного опасений в клубе было, учитывая недавнюю историю". "Пожалуйста, не провалитесь снова", - рассказывает Суботич. – "Мы сумели смягчить эти страхи в первый год. Финиш на шестом месте после тринадцатой позиции был успехом. Мы побеждали, мы играли вничью, мы, разумеется, и проигрывали, но глобально было видно, что план работает. Мы поняли, что можем доверять ему и друг другу. Весь клуб мог глубоко вздохнуть". Кель соглашается. "Было очевидно, что настроение полностью изменилось", - говорит он.
Не каждого считали подходящим для того, чтобы продолжить путь. Швейцарский нападающий Алекс Фрай был в межсезонье продан в "Базель" за 4,25 миллиона евро. Дортмунд потратил всю сумму на приобретение замены, аргентинского форварда Лукаса "Пантеры" Барриоса, который мог с большим удовольствием трудиться в атаке, как того требовала система Клоппа. Аренда Хуммельса стала полноценным соглашением — трансфер за 4,2 миллиона евро, о котором "Бавария" позже будет сожалеть. Универсалы Свен Бендер (21 год, 1,5 миллиона "Мюнхену 1860") и Кевин Гросскройц (21 год, бесплатный переход из "Рот-Вайсс Аллен") добавили юношеского динамизма в полузащиту.
Рожденный в Мюнхене Бендер вспоминает, как Клопп звонил ему, чтобы убедить перейти в Дортмунд тем летом. "Я был в машине. Связь пропадала четыре раза, но он продолжал пытаться. Я знал, что Дортмунд заинтересован, но момент, когда тренер звонит тебе лично и говорит, почему и как сильно хочет тебя подписать, по-настоящему определяющий. Во-первых, поговорить с ним для меня было классным ощущением. Я знал его только из телевизора, и общаться с ним по телефону было здорово. Беседа была очень приятной. Он рассказал обо всех вещах, с которыми столкнулся в работе в первый год, о том, что Дортмунд — фантастический клуб, который он может мне порекомендовать от чистого сердца, и что мне стоит согласиться. И он добавил, что будет неприлично счастлив, если я выберу его своим тренером, а "Боруссию" - своим клубом. Конечно, мне хотелось этого. Дортмунд — большой клуб, с огромной аурой, а Клопп с самого начала выглядел идеальным человеком во главе процесса". Бендер был под еще большим впечатлением, когда ему удалось встретиться с новым тренером лично. "Этот парень был огромным! Невероятно. По ТВ он не выглядел настолько высоким, мне пришлось посмотреть на него еще раз, чтобы убедиться. Он был потрясающим мотиватором. Для меня, как молодого футболиста, он был идеален".