Президент "Ювентуса" Андреа Аньелли: "Трудно понять, что сейчас в голове президента Инфантино"
Президент Ассоциации европейских клубов и "Ювентуса" раскритиковал план Джанни Инфантино по увеличению числа участников клубного чемпионата мира, хочет больше игр в Лиге чемпионов и уменьшения внутренних матчей.
Во встрече золотой элиты европейского футбола, которая состоится в субботу в Киеве, интриги будет больше, чем обычно. Все потому, что Джанни Инфантино, президент ФИФА, в обход УЕФА решил представить свой новый проект по реорганизации клубного чемпионата мира. Всё большую влиятельность среди клубов набирает Андреа Аньелли, представитель четвертого поколения знаменитой династии, владельцев ФИАТа и "Ювентуса", президент "Юве" с 2010 года, а с сентября прошлого года занимающий ту же должность в Ассоциации европейских клубов (ECA).
На этой неделе он пришел в своем сером костюме в полоску в офис The Guardian, находясь в Лондоне ради заседания правления Fiar Chrysler – компании с прошлогодним оборотом в размере 111 млрд евро. Сорокадвухлетний Аньелли пришел, чтобы похоронить грандиозный план Инфантино. Но, как он сам объясняет, свое видение он формировал на протяжении шести лет. Видение, которое многие в футболе могут найти сложным, а его амбиции распространяются не меньше, чем на "большой проект по перестройке европейского футбола".
Предложенная им реорганизация явно продумана: лучшие клубы будут играть больше игр на высочайшем европейском уровне и, следовательно, зарабатывать больше денег. Формат Лиги чемпионов, таким образом, будет расширен. Он утверждает, что европейская элита должна играть меньше игр в своих национальных чемпионатах, что должно уменьшить количество клубов или даже дивизионов.
Такая перспектива когда-то была поднята в Англии, где так называемая "большая шестерка" клубов хотела обеспечить себе большую долю прибыли от продажи телевизионных прав. Но Аньелли неоднократно подчеркивал, что топовые клубы Премьер-лиги активно участвуют в обсуждениях.
"Мы все хотим больше международных [европейских] игр и меньше национальных, в сочетании с общим сокращением игр, потому что мы не хотим подходить к определенному числу. И мы сказали: "Давайте обдумаем предложение"
Аньелли предлагает, чтобы в квалификации участвовало 32 клуба, но на стартовой групповой стадии было четыре группы по восемь команд вместо восьми по четыре. Это означало бы, что каждый клуб провел бы, по меньшей мере, по 14 матчей, что на восемь больше нынешних шести. Отвечая на вопрос, что это будет означать для национальных лиг, Аньелли подрывает устоявшееся положение дел.
"Мы могли бы сказать, что те, кто участвует [в расширенной версии Лиги чемпионов], должен играть в своей национальной лиге шестью игроками U21 или U23, – предлагает он, но добавляет: "Но для этого нужен мозговой штурм, потому что сейчас проекта, как такового, нет".
Есть подозрение, что такие европейские клубы, как "Ювентус", могут видеть в таком расширении Лиги чемпионов способ преодоления финансового разрыва от Премьер-лиги, чья сделка в размере 8,4 млрд евро в период 2016-2019 гг. затмевает всё. В итальянской Серии А "Ювентус" находится впереди всей планеты – открытие "Альянц Стэдиум" в 2011 году, значительное улучшение результатов и финансовых показателей – в прошлом году выручка составила 563 млн евро, что на 45% больше показателя, который был в 2010 году во время прихода Аньелли. В этом году клуб взял седьмое подряд Скудетто, поскольку Серия А становится, как и большинство лиг, гораздо менее конкурентоспособной.
Аньелли утверждает, что другие итальянские клубы должны улучшить свои "компетенции", а новый глава, который вскоре должен быть назначен, должен перестроить национальную лигу. "Серия А, как продукт, находится на одной из низших точек", – говорит он.
Аньелли по-прежнему владеют 64% "Ювентуса", клубом, который был приобретен в 1923 году дедом Андреа, Эдоардо, в первую очередь как связующее звено с сотрудниками ФИАТа в Турине. Андреа описывает привязанность семьи как "прежде всего, чистую страсть" с акцентом на ядро из итальянских игроков. Капитаном до последнего времени был великий голкипер Джанлуиджи Буффон, который также является крестным отцом однолетней дочери Аньелли Ливии.
Он описывает "Ювентус" и ФИАТ, в котором Аньелли имеет 30% акций объединенного с Chrysler автопроизводителя, как "часть ДНК семьи". Тем не менее, как председатель клуба в эпоху повальной коммерциализации футбола, о "Ювентусе" он говорит на языке бизнеса. "Независимо от того, являемся ли мы "Манчестер Юнайтедом", "Мадридом", "Ювентусом" или варшавской "Легией", "Спортингом" и "Андерлехтом", для того, чтобы развивать наши бренды, всем нам нужно больше международного опыта. Всё сегодня об экспорте бренда", – говорит он.
Аньелли предполагает, что новый формат может стать частью перестройки нынешнего футбольного календаря, который согласован до 2024 года. Он также говорит о "гармонизации", трансферных окнах и судействе, а также обязательном месячном летнем отдыхе для игроков.
Аньелли не отрицает предположение, что новый план может сделать богатые клубы еще более богатыми. "Но я думаю, что если после обсуждения с европейскими национальными футбольными ассоциациями, европейскими лигами, UEFA и клубами, нам удастся прийти к общему знаменателю, то произойдет нормальная эволюция, которую мы бы получили в игре".
Взгляды Инфантино и Аньелли совпадают в одном: у обоих план развития футбола распространяется на следующие шесть лет. Президент FIFA неожиданно заявил о своем плане по расширению клубного чемпионата мира и Лиги наций, обещал финансовую поддержку в размере 25 млрд долларов от неназванных инвесторов. Японский банк Softbank не подтвердил сообщения о том, что он входит в консорциум инвесторов, чья личность является конфиденциальной по соглашению. Инфантино сказал, что в совете FIFA был установлен 60-дневный срок для соглашения, и он попытался утвердить план еще в марте.
Совет FIFA отказался и попросил больше времени. "Вероятно, в совете FIFA впервые не прошло какое-то предложение, – иронически заметил Аньелли. – Это должно заставить вас думать".
Затем Инфантино пригласил семь лучших клубов, включая "Юнайтед" и "Сити", чтобы услышать предложения в Цюрихе, приводя тем самым в ярость ECA, как структуру, которая представляет все клубы вместе. "Ювентус" был также приглашен, но Аньелли говорил, что заранее сообщил Инфантино, что он против, и вместо него на встречу отправился другой представитель, глава отдела по связям с общественностью Стефано Бертола. Узнав о больших обещанных деньгах "Мадрид" и "Барселона" сразу ответили положительно, но Аньелли возмутился всем процессом.
"Если вы придете к кому-то и скажете: "Хотите ли вы за пару недель футбола получить в среднем 150 млн евро", то очевидно, что ответ будет положительным".
Он описывает финансовый прогноз как "сомнительный", что он должен оставаться на уровне 3 млрд долларов на каждый турнир, а не увеличиваться на протяжении более 12 лет, а также "сложным" план, по которому инвесторы должны делиться с FIFA 50% от любой прибыли. Признавая, что клубный чемпионат мира мог бы быть улучшен, Аньелли говорит: "Для будущего футбола это очень важно, а не просто брать и входить куда-то без информации с завязанными глазами".
На вопрос, не считает ли он, что таким образом Инфантино пытается расширить сферу влияния FIFA на клубы, Аньелли отвечает: "Вероятно, что он рассчитывал на это. Но, как я сказал ему, наилучшая идея – это думать о том, какова роль FIFA как руководящего органа? FIFA должна быть руководящим органом с передовым опытом, а не заниматься вступлением в совместные коммерческие предприятия с неизвестными инвесторами".
После коррупционных скандалов в FIFA, кульминацией которых в 2015 году стали аресты и преследование в США, Аньелли говорит, что он ожидал от Инфантино хорошего управления, но сейчас, по его мнению, все происходящее напоминает старые методы. "Я удивляюсь, как сейчас они себя ведут", – говорит он.
На этой неделе ECA направила в адрес FIFA письмо, в котором пожаловалась, что несколько национальных федераций слишком рано приглашают игроков на чемпионат мира. И Аньелли с недоумением встречает недавнее предложение FIFA по увеличению количества команд на чемпионате мира в Катаре до 48. "Трудно понять, что на самом деле в данный момент происходит в голове президента FIFA".
На этой неделе Инфантино отложил свой план, согласившись с тем сопротивлением, которое ему оказали в FIFA, UEFA и клубы.
Возвращаясь к своим смелым коммерческим планам и перспективой сопротивления ко еще одному прорывному клубному проекту, Аньелли говорит следующее: "Что бы вы не предложили в футболе, тебя никогда не поддержат на все сто процентов. Дело в том, что заинтересованные стороны должны сесть и все обсудить. У вас есть соревновательный баланс проблем, поляризация, мы хотим сесть и поговорить об этом. Все будет под эгидой UEFA, буду финансовые механизмы солидарности. Могу вас заверить, что многие мои коллеги имеют очень похожие взгляды".
Затем Андреа Аньелли ушел, чтобы дальше вести свой лондонский бизнес, прежде чем отправиться в Киев. В отличии от президента FIFA, который желает больше денег, он находится на пути более существенной кампании: пересмотра европейского футбола и продвижения топовых клубов еще выше.
The Guardian