Арриго Сакки. Глава 8. Легендарная команда. Часть 5
В полуфинале нам попался Реал. Одна из сильнейших команд мира, которая выиграла пять Кубков чемпионов подряд. Клуб с невероятной историей, написавший яркие страницы не только европейского, но и мирового футбола. Первый матч играли в Мадриде.
Ван Бастен сравнял счет красивым ударом – пробил головой в падении с линии штрафной. Вратарь не ожидал такого и пропустил. Встреча закончилась ничьей 1:1, наш гол снова не засчитали, хотя Гуллит забил в пустые ворота абсолютно по правилам. Бутрагеньо, футболист Реала по прозвищу «белый рыцарь», после матча сказал мне: «Я в Реале с 11 лет и никогда не видел, чтобы кто-то играл на Бернабеу с позиции силы. Милан – первый. Вы выбили нас из колеи».
За несколько минут до финального свистка мы едва не вышли вперед. Комбинацию организовали наши центральные защитники – Райкаард и Барези. Милан снова показал, что атакует и обороняется вся команда. Движение было основой нашей философии. Мы снова заслужили победу, однако все должно было решиться на Сан Сиро – в матче, который вошел в историю.
Накануне игры, в тренировочном матче между основной командой и молодежью, Альбертини пошел в жесткий подкат против Эвани и нанес тому травму. У меня было несколько идей, как заменить Альбериго, я спросил совета у футболистов, но все предлагали разные решения. Я не спал ночью, размышляя о разговоре с командой. Реал был хорош в атаке, но не так силен в обороне. В конце концов я сделал ставку на Анчелотти.
Это был странный выбор: Анчелотти физически и технически казался наиболее подходящим на позицию Эвани. Но я верил в его интеллект и готовность помочь команде. Также я передвинул в полузащиту Райкаарда, а в оборону поставил Костакурту.
Кто-то мог подумать, что я сошел с ума. Мы вышли на поле в таком составе: Галли, Тассотти, Мальдини, Коломбо, Костакурта, Барези, Донадони, Райкаард, Ван Бастен, Гуллит, Анчелотти. У Реала в основе были выдающиеся игроки: Буйо, Чендо, Гордильо, Мичел, Санчис, Гальего, Бутрагеньо, Шустер, Уго Санчес, Мартин Васкес, Пако Льоренте.
Стадион был переполнен. Зрители чувствовали, что этот вечер может стать легендарным. От финала нас отделяли 90 минут, а ведь еще год назад он казался несбыточной мечтой.
Я просил всех максимально сосредоточиться. Реал приехал в Милан за победой. Они верили в успех – это было видно по разговорам с журналистами. Я 15 дней накручивал парней. «Нужно сыграть идеально, на высочайшем уровне. Мы должны были победить в Мадриде. Если ты должен победить, но не побеждаешь, можешь за это поплатиться».
В том матче меня поразил не столько счет, сколько огромное преимущество одной команды над другой. Такое удается только великим. Тем не менее, эта игра разделила Италию на два лагеря. До сих пор не понимаю, как можно любить футбол и не восхищаться тем Миланом.
Перед матчем Берлускони пришел в раздевалку и услышал громкий рев – это Реал настраивался на игру. Президент посмотрел на меня: «А почему мы не кричим?».
«Они нас боятся!».
Реал начал мощно, но их попытки прорваться к воротам разбивались о защитную стену во главе с Барези. На 18-й минуте Гуллит отдал мяч Анчелотти, тот ушел от двух соперников и ударом с 30 метров застал врасплох Буйо, который «потерял» ворота. Этот выстрел отразить было невозможно. 1:0 в нашу пользу. Начало матча, который вошел в историю. Возможно, самого красивого и важного среди всех, сыгранных Миланом. Такой себе преждевременный финал перед тем, что ждал нас в Барселоне.
Реал пытался реагировать, но мы тут же послали их в нокаут: Донадони отпасовал на Тассотти, тот навесил справа, и Райкаард забил второй гол. Реал был уничтожен мощью и прессингом соперника, который словно действительно был одержим дьяволом. Милан демонстрировал футбол моей мечты. На поле была одна команда. За несколько минут до перерыва Гуллит сделал счет 3:0, а точку в первом тайме поставил Ван Бастен. Пятый гол провел Донадони, точным ударом подведший черту под прекрасным матчем в своем исполнении. Единственной плохой новостью стало повреждение мениска у Гуллита. Но в тот вечер на Сан Сиро была написана важная страница в истории великой команды. Наше восхождение продолжалось. Тифози от радости прыгали на трибунах и пели: «Все в Барселону! Все в Барселону!». Но мы и представить не могли, как нас расхвалит зарубежная пресса.
На следующий день La Gazzetta dello Sport вышла с заголовком «Milan Imperiale», а главная спортивная газета Франции L’Equipe писала о «Fantastique Milan». Нас признали, нас боялись все. 24-го мая 1989-го команду ждал финал в Барселоне. Этим рагромом завершился цикл великого Реала и начался цикл великого Милана. Журнал World Soccer, библия мирового футбола, назвал Милан 1989-го «самой красивой клубной командой всех времен, которая уступает только Бразилии 70-го, Венгрии 53-го и Голландии 70-го». France Football считал Милан «лучшей командой послевоенного периода». И мы стремились к вершине. Соперником по финалу была румынская Стяуа.
Это был самый масштабный выезд в истории футбола. 90 тысяч человек добирались из Италии в Испанию всеми возможными способами. Из Фузиньяно выехал знаменитый автобус с моими друзьями и наставником Альфредо Беллетти. Режим Чаушеску запрещал болельщикам Стяуа покидать страну. Поэтому все билеты выкупили тифози Милана.
24-е мая. Мы были невероятно заряжены. Мы могли стать чемпионами Европы, спустя 20 лет. Нам не терпелось выйти на поле и показать, чего мы стоим. На матче было 90 тысяч зрителей! Доехать от отеля до стадиона на автобусе оказалось очень сложно – на пути была толпа людей. Мужчины, женщины, дети – все с красно-черными флагами или в наших футболках. Мы наполнили улицу Рамбла радостью всех миланистов Италии. Все настолько хотели показать свою любовь, что полиции пришлось действовать жестко – иначе до стадиона команда бы не добралась. Болельщики – как животные, они чувствуют победу. А мы были в великолепной физической форме и приподнятом настроении.
В раздевалке футболисты сели, и я дотронулся до головы каждого. Они ощущали все давление этого исторического момента.
Я старался поговорить с каждым лично. Франко Барези поднял голову и спросил: «А кто будет отвечать перед 90 тысячами, если мы проиграем?».
Перед матчем Джанни Брера написал в своей статье: «Мы играем против мастером обращения с мячом и владения. Нужно выжидать и уничтожить их в контратаках». Я рассказал об этом парням и спросил: «Как считаете, это правильная тактика?».
Гуллит ответил с невероятной решительностью: «Нет. Нужно играть, как обычно. Будем атаковать с первой до последней минуты, пока будет хватать сил». Все с ним согласились. К сожалению, многие журналисты не понимали, что у нас за команда.
Мы не могли проиграть. Мы были намного сильнее соперника. Это был наш матч.
Наша команда была единым целым. На поле не было противостояний один в один, каждый игрок Стуяа встретился с одиннадцатью соперниками. Но их тренер Ангел Йорданеску этого не понимал. Узнав, что Эвани травмирован, он специально поставил против Анчелотти Хаджи, который был намного быстрее Карло. Я сказал команде: «Если будем действовать на участке в 30 метров, нас никто не победить. Мы действительно непобедимы. Нужно просто играть коротко, и мы станем чемпионами».
Румын нельзя было недооценивать. Три года назад – тоже в Испании, в Севилье – они выиграли Кубок чемпионов, победив Барселону. У них в составе были великолепные игроки: Георге Хаджи, Тудорел Стойка и Мариуш Лекетуш, звезды мирового уровня.
Но все оказалось очень легко. В трех матчах, против Реала и Стяуа, мы забили 10 голов и пропустили один. Милан был машиной. Голландцы блистали, они никогда не проваливали важные матчи. Райкаард конструировал игру, Гуллит был нашей силой и мощью, а Ван Бастен – красотой.
Берлускони пришел в раздевалку вместе со мной.
«Доктор, автобус блокировали то ли 50, то ли 70 тысяч человек. Одна женщина в порыве страсти разорвала блузку. Даже Вирдис, который на выездах как правило читал, отложил книгу, и глазел на безумную толпу», – рассказывал я ему. «Очень жаль, но ты видел, какой тут стадион? Есть даже часовня!».
Берлускони говорил серьезно, и я не растерялся: «Хорошо! Тогда я пойду молиться!».
Когда я вернулся, он сообщил мне: «Я сказал парням, что наши соперники – коммунисты!».
Гуллит забил на 18-й минуте, проявив настойчивость и показав реакцию в штрафной. Он же провел и третий гол, настоящий шедевр ударом издали. Первый тайм закончился со счетом 3:0 – между голами Гуллита ударом головой отличился Ван Бастен. После перерыва Марко оформил дубль, закрепив наше преимущество, в котором не возникало сомнений.
Наша мечта сбылась на глазах публика, которая оказала нам невероятную, неповторимую поддержку. Радости не было предела, два года жертв окупились сполна, это было что-то фантастическое. Все неудачи стали далеким воспоминанием. Победа в Кубке чемпионов, последовавшая за скудетто, стерла из памяти все плохое.
Мы с Берлускони, Галлиани и всем тренерским штабом долго обнимались в центре поля. Начался праздник, и я никогда не забуду, каким счастьем наполнилось мое сердце – так же я себя чувствовал, когда выиграл первый чемпионат с Фузиньяно.
Такие моменты невозможно описать. Мы повесили на стену в Миланелло вырезку из L’Equipe с заголовком: После этого Милана футбол уже не будет прежним. Победив Стяуа, команда Берлускони встала в один ряд с великими, вроде Реала, Аякса, Баварии и Ливерпуля.
Чемпионат 1989/90 выиграл Интер, набравший 58 очков, а мы заняли третье место (46), уступив еще и Наполи (47). Милан обошел Юве (43) и Сампдорию (39). Но мы были хороши: 16 побед, 14 ничьих и только четыре поражения. Разница голов – 66:25.
Сезон завершился матчем за Суперкубок Италии, который состоялся в Милане 14 июня. Мы играли против обладателей Кубка, Сампдории, в составе которой блистал Джанлука Виалли. Это был престижный трофей, и, конечно, Милан не мог упустить свой шанс.
Я был очень расстроен тем, как все началось. Мы 15 минут владели большим преимуществом, но пропустили контратаку, и Виалли замкнул навес с правого фланга. Мы проигрывали, хотя играли лучше. Невероятно. Я не мог поверить своим глазам.
Но команда быстро пришла в себя – несправедливый гол добавил ей решительности. По нашим воротам нанесли всего один удар, мы пропустили всего один выпад. Милан зажал Сампдорию на ее половине поля и добился своего, продемонстрировав волю к победе и прекрасную организацию игры. Через четыре минуты после гола Виалли забил Райкаард. Во втором тайме отличились Маннари и Ван Бастен. Волевая победа принесла нам еще один трофей. Нельзя было придумать лучшее окончание сезона.
Днем я вернулся в Фузиньяно. Теперь я жил в центре, в старинном доме. Прилег отдохнуть. На следующее утро проснулся с приятным привкусом во рту, редким и приятным чувством, которое всем желаю ощутить. Победа стала отплатой за множество разочарований, проблем и всю критику, которую я слышал на протяжении нескольких лет.
Я был рад за Берлускони, за Галлиани, за футболистов и болельщиков.
Родилась легендарная команда.