Арриго Сакки. Глава 8. Легендарная команда. Часть 3
Роберто Донадони. Прекрасный человек, исключительный профессионал, футболист с отличной техникой и скоростным дриблингом. Треквартиста, который был идеален для тотального футбола. Заменить его было сложнее всех. Роберто всегда работал в полную силу. Он великолепно понимал тактику, был полезен в оборонительной фазе, эффективно участвовал в прессинге, а в атаке отлично умел уходить от опеки. Забивал не слишком много для треквартисты, но проделывал огромный объем работы – намного больший, чем игроки его амплуа. Он стал хорошим тренером и работал даже со сборной Италии.
Альбериго Эвани хотели продать в Дженоа, но я попросил Берлускони и Галлиани оставить его. У Эвани было порвано сухожилие, он не играл почти полгода. Но Альбериго обладал хорошей техникой и тактическим чутьем. Он мало забивал, но делал это в важные моменты. Позже я взял его в сборную, на чемпионат мира. Серьезный хороший парень, профессионал, стабильный и классный игрок. Со мной он очень прибавил в принятии решений и завершении атак. Он действовал просто, всегда выбирал правильную позицию на поле. Хорошо навешивал, взаимодействовал и с обороной, и с атакой. Важный элемент в игре команды.
Даниэле Массаро я знал еще со времен работы с молодежью Фиорентины. Он играл на правом фланге – в защите, полузащите, атаке. Массаро не сразу адаптировался к новым идеям, ему было непросто, и я предложил Даниэле поменять позицию – поставил его в центр нападения. В полузащите он перемещался неправильно – ошибался, в центре поля появлялись дыры. А вот нападающим стал замечательным, забил много важных голов.
Однажды перед матчем у нас было занятия с психологом, чтобы снять волнение и избежать стресса. Массаро не пришел. Из леса около Миланелло донеслись выстрелы. Это Массаро готовился к игре. «Нет, так готовиться нельзя!» – возмутился я и не выпустил его на поле. Я хотел, чтобы игроки были спокойными и сосредоточенными, а он палил из оружия в лесу.
Даниэле постоянно жаловался на проблемы со здоровьем – причем большую их часть он сам себе придумывал. Как-то после товарищеского матча я увидел, что он лежит со льдом на колене и обеих лодыжках. Гуллит, проходя мимо, положил лед ему на голову: «Вот что тебе стоит охладить». Рууд понял, что Массаро просто ленится. На тренировках он падал на землю, а я не хотел звать медиков – это нарушало ритм занятий. Однажды на тренировке Филиппо Галло подошел к Даниэле, который лежал на газоне, и сказал: «Поднимайся, мы уже проиграли из-за тебя».
Мы отправили его в Рому. Я был суров с футболистами. Массаро был любимчиком Галлиани, он привел его из Монцы, но я принял решение. В матче с ПСВ от Массаро не было пользы. В игре за Трофей Бернабеу с Реалом он даже не разминался как следует, и я не выпустил его на поле. В конце концов, я не выдержал: «Слушай, ты мне больше не нужен». Позже мы узнали, что в Роме он всем рассказывал, как мы работали и тренировались – приводил в пример. А потом позвонил мне: «Мистер, если позволите вернуться, я буду главным профессионалом в команде». И я вернул его. С тех пор проблем не было, Массаро играл у меня в сборной, даже в финале чемпионата мира.
Рууд Гуллит был проявлением сил природы. Очень быстрый, великолепно играющий головой, обладающий невероятной мощью. К тому же потрясающе харизматичный человек, уверенный в себе, гордый и великодушный. Он понимал важность маневров, знал, как использовать свободные зоны, неистово прессинговал соперников. Настоящий лидер, который помог мне привить команде менталитет победителей. Гуллит практически никогда не проваливал важные матчи.
Гуллит – пример того, насколько переоценена индивидуальная техника в разрезе командной игры. С техникой лично у него были проблемы, но в составе команды Рууд был прекрасен. Великий футболист. Чемпион, каких мало. Он стал тренером, работал в сильных клубах, а сейчас комментирует футбол на телевидении.
Марко Ван Бастен – вишенка на торте. Самый талантливый и самый нестабильный. Он был неповторимым футболистом невероятно высокого класса. Танцевал с мячом. Голеадор, великолепно взаимодействовавший с партнерами и делавший их сильнее. Он забивал правой, левой, головой. Обладал невероятной техникой, принимал неожиданные, но правильные решения, был хорош в дриблинге и на скорости, несмотря на рост. Интроверт, хороший и чуткий парень, который перенес слишком много травм. Ван Бастен был удивительным нападающим. «Став тренером, я понял, как много проблем тебе создал», – признался он мне. А я ответил: «Если это тебя утешит, ты помог решить не меньше проблем!». Марко трижды выиграл Золотой мяч и завершил карьеру в 28 лет. Феномен, оставивший в истории множество красивых голов.
Пьетро Паоло Вирдис сыграл решающую роль в развязке чемпионата 1987/88, забив важнейший гол. Настоящий специалист своего дела. Вирдис не обладал высокой скоростью, но у него было голевое чутье, и в штрафной площадке он чувствовал себя, как рыба в воде. Его гол Интеру в чемпионском сезоне вошел в историю. Пьетро прекрасно играл головой, умел уйти от опеки. Великолепный бомбардир.
Марко Симоне, парень с отличной техникой и реализацией. Он выделялся скоростью и дриблингом. Помог команде добыть несколько важных побед.
Стефано Боргоново. Его гол Баварии в полуфинале позволил нам второй раз взять Кубок чемпионов. Стефано очень не повезло, но болезнь показала, насколько он силен. За Милан он играл всего год, но внес солидный вклад в успех команды. Этот прекрасный парень написал значимую часть истории Милана.
Деметрио Альбертини был очень молод и только тренировался с нами. Уже тогда было видно, что он далеко пойдет. Также в составе были Джованни Строппа, полузащитник или треквартиста, дублер Донадони, Марио Бортолацци, Стефано Каробби, Стефано Сальватори, Диего Фузер, Анджело Карбоне, Кристиан Лантиньотти, Руфо Эмильяно Верга, Франческо Антониоли и Андреа Падзальи – без них Милан не был бы Миланом. К сожалению, Паццальи, который работал со мной в молодежных сборных, неожиданно скончался ночью 2011-го, в 51 год.
Себастьяно Росси – вратарь с выдающимися характеристиками, которому не всегда хватало сосредоточенности, усердия и профессионализма. Он был великолепен, пусть только отчасти реализовал свой огромный талант.
Мы были готовы к Кубку чемпионов. В сезоне 1988/89 это была наша главная цель. Мы хотели спустя много лет снова побеждать в Европе, вывести итальянский футбол в лидеры. Берлускони понимал, что только успех в еврокубках принесет нам мировое признание. У него всегда было множество идей, и Сильвио раздумывал над созданием турнира между сборными, которые нанесет удар по престижности Кубка УЕФА и Кубка чемпионов. Но руководству УЕФА эта затея не понравилась – возможно, поэтому на пути к финалу нам активно мешали. Но стоит сказать, что нынешний формат Лиги чемпионов отчасти напоминает то, о чем говорил Берлускони.
Дебют был непростым. Тогда сразу играли на вылет, два матча: дома и в гостях. Одна ошибка – и все кончено. Мы пошли на жертвы в чемпионате, потому что нашей целью был Кубок чемпионов.
Этим воспользовался Интер Трапаттони, но мы хотели стать командой мирового уровня. Побеждать тяжело, повторить успех – еще тяжелее. Преследовать две цели за сезон – практически невозможно. Ведь в командах было 20-22 футболиста.
Я из «синьора никто» превратился в «пророка из Фузиньяно». Так меня назвали журналисты. Кубок чемпионов – шанс всей жизни. Было седьмое сентября 1988-го года. Я испытывал невероятные эмоции после обоих матчей. Я был уверен, что у нас классная команда, но это мог подтвердить только Кубок чемпионов – мечта, которая стала реальностью. Мы дебютировали против Витоши из Софии, болгарской команды, которая отбивалась на протяжении двух игр.
Берлускони прилетел в Софию и пришел ко мне в номер отеля. Я был на удивление спокоен, даже дремал. «Как принц Конде перед битвой!» – воскликнул президент, и я рассмеялся, вспомнив о битве при Рокруа 1643-го года, описанной Алессандро Мандзони во второй главе «Обрученных». «Говорят, принц Конде глубоко спал перед днем битвы. Во-первых, он очень устал. Во-вторых, уже отдал все необходимые распоряжения». Это были идеальные слова, чтобы описать мое состояние накануне матча. Я был очень спокоен. Возможно, потому что мы выиграли все товарищеские матчи: у Тоттенхэма, Баварии, Арсенала, обладателя Кубка чемпионов ПСВ и Реала.
В гостях Милан играл на максимуме оборотов, стильно и мощно. Мы победили 2:0 благодаря голам Гуллита и Вирдиса. В ответном матче, шестого октября, проблем тоже не возникло.
Стадион был переполнен нашими болельщиками. Дебютный матч еврокубков дома вызвал даже напряжение в раздевалке. Парни переживали, чувствовали, что значит эта игра. Наконец-то они сражались за главный трофей Европы. Милан уничтожил соперника – 5:2. Героем стал Ван Бастен, который забил четыре гола. В тот вечер родилась легенда – «лебедь из Утрехта».
И снова игрок Милана получил приз от France Football – на этот раз лучшим стал Ван Бастен. Второе место занял Гуллит, третье – Райкаард. Три миланиста на подиуме, но вместе с ними – вся команда.
Продолжение следует.