Вокруг истории мундиалей за 80 дней. Часть V. Баттл между венгерским чардашем и уругвайским кандомбе
Если современных болельщиков попросить назвать лучший матч в истории чемпионатов мира, многие назовут фантастический полуфинал 1982 года между сборными ФРГ и Франции. Эксперты, заставшие первые послевоенные мундиали, с уверенностью поставят на вершину своего хит-парада полуфинал 1954 года, в котором скрестили шпаги непобедимые мадьяры и действующие чемпионы мира, уругвайцы.
Путь к матчу
Венгрия
В мае 1950 года сборная Венгрии проиграла Австрии 3:5. Как показало время, это поражение повлияло не только на мадьярский, но и на мировой футбол. Раздосадованный тренер венгров Густав Шебеш разослал своих гонцов по всем клубам страны с заданием взять на карандаш наиболее талантливых игроков. Получив списки главных звезд мадьярского футбола, местные чиновники решили, что лучше будет никогда не спускать с них глаз. Поэтому был отдан приказ – «Все топ-футболисты должны играть в одном клубе» – Кишпеште (впоследствии Гонвед). Эту суперкоманду взяло под свою крышу Министерство обороны. Один из самых интересных чемпионатов Старого Света теперь превратился в турнир одной команды. Однако чиновники прекрасно знали, что делали. Главное, что футболисты национальной сборной получили возможность постоянно играть и тренироваться вместе. Очень скоро Венгрия превратилась в непобедимую команду, одно упоминание о которой нагоняло страх на всех грандов мирового футбола. Только Остров до поры до времени не боялся мадьяр, традиционно считая себя пупом земли.
Результаты не заставили себя долго ждать. В 1952 году венгерские «любители» вернулись с Хельсинки с золотыми олимпийскими медалями. Очевидно, что на таможне никто не обратил внимания на то, что футболисты в нагрузку везли несколько чемоданов с сувенирами, которые потом всплывали на черном рынке. Игроки понимали, что главное побеждать. Пока они будут прославлять честь национального флага, а с ней и существующего строя, они могут пользоваться всеми благами социалистического рая. После триумфа в Хельсики легендарный итальянский тренер Витторио Поццо не скупился на комплименты для венгерских волшебников: «Я никогда не видел команды, которая играла бы настолько здорово!» Глава Английской футбольной ассоциации Стэнли Роуз тоже был поражен игрой мадьяр, но все-таки сомневался, что им по плечу победить англичан. И он решил устроить проверку венграм по настоящему лондонскому счету, который в те времена считался главным мерилом силы футбольных команд. Если бы Стэнли знал, чем закончится его затея... 25 ноября 1953 года на поле была только одна команда, и это была не Англия. Мадьяры разгромили родоначальников со счетом 6:3. Англичане, вместо того, чтобы понять, что они уже давно не учителя и им самим следует садиться за школьную парту, привычно хорохорились: «Мы проиграли случайно. В Венгрии мы обязательно возьмем реванш». Но в Будапеште родоначальников опустили еще сильнее. Мадьяры могли побеждать с двузначным счетом, но довольствовались скромными по такой игре 7:1.
На момент старта чемпионата мира 1954 года Араньчапат могла похвастаться впечатляющей беспроигрышной серией, которая длилась с вышеупомянутого поражения в матче с Австрией и насчитывала 28 матчей, в которых мадьяры наколотили 123 мяча. Мундиаль выглядел простой формальностью, которая должна была официально короновать некоронованного чемпиона мира. В дебютном матче чемпионата мира мадьяры уничтожили южнокорейских туристов 9:0. Венгры могли бы с легкостью довести счет до двузначного, но решили пожалеть азиатов. Так, Ференц Пушкаш даже сделал массаж ног защитнику корейцев, который рухнул, как подкошенный, после финта майора. В следующей игре наставник сборной ФРГ Зепп Гербергер понимал, что его ребятам нечего ловить в противостоянии с идеальной венгерской машиной, а потому решил выставить полурезервный состав, экономя силы на решающий матч с Турцией.
Араньчапат разгромила немцев 8:3, но потеряла своего лучшего бойца – майора Ференца Пушкаша. Вернер Либрих в одном из противостояний случайно или специально ударил супербомбардира по лодыжке. Известный английский журналист Брайан Глэнвилл позже отметил, что этот фол решил судьбу титула. В четвертьфинале мадьяр ждали серебряные призеры последнего мундиаля – бразильцы. В двух таймах селесао ничего не смогли противопоставить европейским кудесникам, кроме грубости, и проиграли 2:4. Бразильцы решили показать, кто есть кто, в третьем тайме, устроив на поле и в подтрибунных помещениях настоящее побоище, в котором принял участие даже подбитый майор Пушкаш. Тренеры команд тоже не хотели оставаться в стороне от такого зрелища. Так, Зезе Морейра, вооружившись бутсой, лупил подвернувшихся под руку венгров, а Густав Шебеш потом хвастался несколькими швами на голове. В полуфинале мадьяр ждали действующие чемпионы мира, уругвайцы.
Уругвай
Селесте тоже имела на своем счету внушающую серию. Уругвай еще никогда не проигрывал на мундиалях. Два участия = две победы. Многие специалисты утверждают, что Селесте, приехавшая в Швейцарию, была даже сильнее команды, взявшей титул на мундиале 1950 года. Черный вождь Варела, как и 4 года тому назад, вел команду вперед. Интересно, что во всех матчах, в которых Варела выводил Селесте на поле с капитанской повязкой, она ни разу не испытала горечи поражения. Накануне швейцарского мундиаля лучший игрок в истории Уругвая, Хуан Альберто Скьяффино, официально стал самым дорогим футболистом мира, подмахнув контракт с Миланом. Из того состава, шокировавшего Бразилию на «Маракане», Селесте не досчиталась Гамбетты и Матиаса Гонсалеса. Обезьяна Гамбетта прилично сдал и уже не отвечал высоким требованиям сборной, а с Гонсалесом произошел несчастный случай. После одного из матчей чемпионата Уругвая его ранил ножом какой-то неадекватный фанат. Матиас вскоре поправился, но так и не смог вернуться на прежний уровень. Поняв, что он теперь стал обычным игроком, не хватающим с неба звезд, разочарованный Гонсалес повесил бутсы на гвоздь.
Уругвайский отряд не заметил потери важных бойцов. За 4 года Селесте пополнилась отличными игроками. Защиту цементировал Хосе Сантамария по прозвищу «Стена», который уже тогда находился под прицелом Сантьяго Бернабеу. Его партнером по центру защиты был Вильям Мартинес, о котором говорили, что ему неведома усталость. Хотя атака сборной Уругвая потеряла игрока похоронившего Бразилию – Альсидеса Гиджу, тренер Хуан Лопес абсолютно не переживал из-за этого. И его можно понять. Ведь в составе Селесте теперь появились голодные к победам Аббади, Борхес и Хохберг. Визитной карточкой однофамильца знаменитого писателя являлся феноменальный дриблинг. Борхес, как правило, проходил редуты соперников, как нож сквозь масло, а потом отдавал пас в центр вратарской, после которого партнерам оставалось только подставить ногу. Уругвайцы на чемпионате мира в Швейцарии были единственной командой, не боявшейся Венгрию. Журналисты даже пустили слух о том, что Селесте была настолько уверена в победе, что даже оставила Золотую Нику дома.
В дебютном матче с Чехословакией уругвайцы не показали ничего особенного, довольствовавшись скромной победой 2:0. А вот во второй игре шотландцы почувствовали на своей шкуре всю мощь Селесте – 7:0. Латиноамериканцы плели на поле изящные комбинации, а Скьяффино чуть не забил один из лучших голов в истории чемпионатов мира. Уругвайские форварды устроили в неприятельской штрафной шикарную перепасовку пятками, которую ударом в касание завершал лидер Селесте, но голкипер Мартин не дремал и кончиками пальцев перевел круглого на угловой. В четвертьфинале уругвайцы уверенно справились с англичанами 4:2. Однако игра с родоначальниками дорого обошлась Селесте. Травмы несовместимые с участием в полуфинале получили Мигес, Аббадди и Варела. Вождь сокрушался, что если бы не трещина в кости, а что-нибудь полегче, он бы точно сыграл с венграми в полуфинале… А потом в финале.
Несмотря на такие внушительные пробоины в составе, глава уругвайской делегации Луис Трокколи не спешил выкидывать раньше времени белое полотенце: «Мы работали в поте лица, ведь не хотели никому отдавать наш титул. Мы также надеялись победить Венгрию, невзирая на все восторги по поводу ее игры. Лучше бы мы встретились с ними в финале. Ну что ж, для победы в турнире нам рано или поздно все-таки пришлось бы сыграть с ними. Нас совсем не тяготит статус андердога. 4 года тому назад бразильцы тоже были фаворитами, а чемпионами мира в итоге стали мы».
Матч
Сборная Венгрии стала одной из первых команд, начавших делать разминку перед матчами. Из-за этого, пока соперник только входил в игру, мадьяры уже открывали счет или даже убегали далеко вперед. Это хорошо иллюстрирует статистика – Араньчапат забила в Швейцарии 6 мячей в первые 15 минут матча. После стартового свистка в поединке с уругвайцами, мадьяры сразу же взяли мяч в свои ноги, но о привычной доминации речь не шла. «Для нас это была странная игра. Все началось совсем не так, как мы ожидали. Темп был очень низким, а наша атака не показывала ничего особенного. Возможно, причиной данной метаморфозы стал проливной дождь, не прекращавшийся ни на минуту, а, возможно, это Селесте не давала нашим играть. К счастью, мяч все-таки оставался у нас, и мы диктовали игру. Это позволяло Араньчапат создавать больше моментов, чем соперник. А когда уругвайцы огрызались, наша оборона играла безошибочно», – писал репортер «Немзети Шпорт».
Первый реальный момент у ворот Масполи создала тройка Кочиш-Цибор-Хидегкути. После удара последнего мяч лишь на несколько сантиметров разминулся с целью. Селесте не стала тянуть с ответом. И уже Грошич, вытянувшись в струнку, переводит мяч на корнер. После навеса с угла поля Кочиш эффектной бисиклетой ликвидировал опасность у собственных ворот. Команды входили во вкус. «Мяч не задерживался в центре поля, венгры и уругвайцы искали счастье в атаке. Несмотря на ужасное состояние газона, игроки демонстрировали филигранную технику», – вспоминал английский журналист Джек Роллин. На 13-й минуте мадьяры смогли пробить Масполи. Хидегкути навесил на Кочиша, тот отдал пас на Цибора, который ударил в касание, успев на долю секунды опередить уругвайских защитников.
В отсутствие вождя, в составе Селесте обнаружился лидер, который повел команду на штурм вражеских позиций. «Через архитектора Скьяффино строилась вся игра латиноамериканцев. Хуан несколько раз вскрывал оборону мадьяр, но защитники все же успевали подстраховывать своих партнеров, не дав уругвайским форвардам первыми добраться до мяча. А когда и они ничего не могли поделать, то на линии блестяще играл Грошич, дважды каким-то чудом мешавший Селесте восстановить паритет», – рассказывал Роллин. Воспользовавшись ошибкой Бузански, Хохберг должен был забивать, но не смог толком ударить с 12-ти метров. Через несколько минут чуть не сработало старое футбольное правило. Хидегкути нашел золотую голову Кочиша, и тот пробил под перекладину, однако Масполи не спал и потянул очередной мертвый мяч. Первые 45 минут закончились минимальной победой венгров. «Араньчапат заслужила свое преимущество. В первой половине игры наши думали и действовали намного быстрее, нежели уругвайцы», – отмечал «Немзети Шпорт».
Однако темп игры не устраивал тренера венгров Шебеша, который в перерыве дал четкую установку своим футболистам на второй тайм: «Вы должны сделать так, чтобы мяч вообще не останавливался. Наша сила в движении. Двигайте мяч так быстро, как только можете». Селесте после возобновления игры показала стремление сыграть первым номером. Но поначалу из этого ничего хорошего не получилось. Уругвайцы потеряли блуждающего Хидегкути, который показал латиноамериканцам, что в составе Араньчапат головой умеет играть не только Кочиш. Венгры подумали, что дело сделано и решили спокойно довести матч до победы. Возможно, латиноамериканцы уже бы не поднялись, но тут болельщики на трибунах решили поддержать андердога: «Уругвай! Уругвай!» «Этот гол разбудил Селесте. Она, наконец, вспомнила о том, что является чемпионом мира. Уругвайцы сделали ставку на атаку и не прогадали. Оказалось, что мадьярская защита на самом деле не является такой монолитной, какой она выглядела в первой половине игры. Мадьяры начали совершать ошибки характерные для обычной команды, а не для команды без слабых мест», – писал Роллин. После окончания поединка Дьюла Грошич сознавался: «Наши футболисты почему-то забыли о том, что игра длится 90 минут, и начали играть в контроль мяча ради контроля, совершенно забыв об атаке. Я тоже заразился от них этой болезнью. Каждые несколько минут я смотрел на большие часы, установленные на стадионе».
На 62-й минуте уругвайцы создают первый стопроцентный момент во втором тайме. Амбруа уже готовился расстрелять ворота Грошича, но тут, словно из-под земли, выскочил Лорант и заблокировал удар форварда. Этого звоночка оказалось недостаточно, чтобы вывести Араньчапат из летаргического сна. На 76-й минуте настала расплата за такую беспечность. Скьяффино в очередной раз оставил венгерскую защиту в дураках и вывел Хохберга тет-а-тет с Грошичем. Форварду не составило труда переиграть вратаря. На сохранившейся видеозаписи можно увидеть, как Лантош выбивая мяч из сетки ворот, рвет на себе волосы. Венгры, наконец, поняли, что с уругвайцами шутки плохи. И началась шикарная игра, в которой стопроцентный момент у одних ворот сменял такой же убойный момент у противоположных.
79-я минута. Цибор оставляет не у дел трех защитников Селесте и с острого угла пробивает Масполи. Но удар получился слабым и Сантамария в шпагате выбил мяч с линии ворот. В ответной атаке уругвайцы зарабатывают корнер, после подачи которого Грошич ошибается на выходе, кто-то из игроков Селесте проталкивает сферу в пустые ворота. Но гол вновь не состоялся, Бузански в отчаянном подкате спас ворота венгров. Спустя несколько оборотов секундной стрелки, Скьяффино бросил мяч на ход Хохбергу, отрезав троих защитников, однако Лорант успел первым оказаться на мяче и выбить его на очередной угловой. На 86-й минуте связка Скьяффино-Хохберг вновь напомнила о себе. Хуан в борьбе изловчился отдать пас на партнера, и тот, уже потеряв равновесие, переиграл в ближнем бою Грошича. Хохберг от радости потерял сознание, однокомандники этого не заметили и сообразили кучу малу. Только разобрав данную «форму рельефа» уругвайцы увидели, что Хохберг лежит без чувств. Его вынесли за линию поля, где врач Карлос Абате сделал форварду массаж сердца. К счастью, «мёртвый» ожил и сумел продолжить поединок, как ни в чем не бывало.
В самом начале овертайма Скьяффино мог вывести Уругвай вперед. Но тут Фортуна пришла на помощь венграм. Мяч затормозил в грязи, и Лантош в очередной раз выбил его с линии ворот. Однако черт с ним с голом. Данный эпизод оказался для уругвайцев фатальным из-за того, что в нем получил травму лидер команды Скьяффино. Теперь Селесте оставалось уповать лишь на чудо. И оно чуть не произошло. На последних минутах первого дополнительного тайма Скьяффино из последних сил выдал блестящую передачу на Хохберга, который нанес неотразимый удар… Грошичу оставалось только провожать круглого взглядом… К счастью, для Дьюлы, ему на помощь пришла лучшая подруга – штанга. Венгры во втором дополнительном тайме с еще большим остервенением пошли на штурм ворот Масполи, и уругвайцы не выдержали. Они не удержали Кочиша, который выиграв второй этаж, расстрелял ворота Селесте. Чемпионы мира сломя голову помчались вперед, но получили еще один гол. Навес Хидегкути своей золотой головой замкнул Кочиш. После финального свистка команды в обнимку покинули поле. Они знали толк в хорошей игре, и понимали, что создали настоящий шедевр, который не удался бы без помощи соперников.
«После игры болельщики еще долго аплодировали 23 великим актерам, которые подарили им фантастический спектакль. Именно 23. Судья Гриффитс тоже оказался под стать футболистам», – отметил польский журналист Гжегож Александрович. Тренер сборной Англии Уолтер Уинтерботтом тоже оценил величие матча Венгрия-Уругвай: «Я никогда не видел, чтобы мадьяры играли с такой страстью. Они сражались, как львы, и что еще более удивительно, оказались в состоянии показывать свой лучший футбол даже в дополнительное время». Главный арбитр Гриффитс был рад прикоснуться к классике: «Этот матч напоминал битву настоящих мужчин, жесткое соревнование, в котором не было места грубости, зато было в избытке отличного футбола». Полузащитник Венгрии Божик лаконично подвел черту под, возможно, лучшим матчем в истории мундиалей. Уругвайцы провели практически идеальный матч, просто мы сыграли немного лучше».
Продолжение следует…