Вольфганг Франк: учитель Юргена Клоппа. Часть 2
Через три недели после финала "Рот-Вайсс" отправился в Майнц на предпоследний матч сезона. Поединок на "Брухвегштадион" (посещаемость: 3 тысячи зрителей) получился страстным: три красных карточки, две для гостей, а в завершении - гол полузащитника "Майнца" Желько Буваца на девяностой минуте матче. Он сделал счет 1:1 и математически обеспечил хозяевам место в чемпионате на следующий сезон.
В сентябре 1995-го года вечные страдальцы из "Майнца" снова оказались на дне турнирной таблицы второй Бундеслиги и в поисках нового человека на тренерскую скамью. Генеральный менеджер Кристиан Хайдель связался с Франком. "Человек, приглашенный в отчаянии", - написала о нем Rhein-Zeitung.
"Он пришел и наговорил много вещей, которые звучали очень милыми и привлекательными", - рассказывает Хайдель с игривой иронией. - "У него были манеры учителя. Я всегда осторожен с "учительскими" типажами, иногда с ними сложно работать. Но потом я сказал: "Хорошо, почему бы тебе этим не заняться?". Спустя время стоит признать, что это был судьбоносный момент для "Майнца". Я бы хотел сказать вам, что я с первого дня понимал, какой он классный тренер. Но правда в том, что больше никто не хотел нас тренировать".
Команду впечатлили тренировочные методы — игрокам они показались "довольно искушенными" (Хайдель), но они все равно продолжали проигрывать матчи. "Майнц" отправился на зимний перерыв худшей командой дивизиона, набрав только двенадцать очков и имея отставание в пять пунктов от спасительной позиции. Хайдель: "Журнал "Kicker" написал: вероятность вылета "Майнца" - сто процентов". Не девяноста девять, а именно сто. Я этого никогда не забуду".
Франк пришел к Хайделю. "Он сказал: "Нам нужно кое-что изменить". Я подумал: "Да что ты говоришь!". Он сказал, что все обдумал и решил: мы отправимся в зимний лагерь, где будем играть без "свипера". Про себя я подумал: "Что? Он вообще серьезно?".
Профессиональная футбольная команда без "либеро", "свипера" или "последнего защитника" была необычайным явлением в немецком футболе в середине девяностых годов. Клубы и национальная сборная выигрывали все свои большим трофеи с "либеро" cо времен расцвета Франка Беккенбауэра в семидесятых. "Мы все считали, что тебе нужен кто-то вроде "сторожа" в случае, когда соперник забегает за спины защитникам", - говорил Хайдель. – "Как можно взять и избавиться от "свипера"? Так нельзя. Я и сам играл такого защитника, потому в каком-то смысле у меня возникало ощущение, что он хочет избавиться и от меня тоже".
Бывший игрок сборной Германии Ханс Бонгарц вводил подобный вариант — игру без "последнего" и с четырьмя защитниками в линии — в 1986-м году в "Кайзерслаутерне". Он был вдохновлен поражением от тактически прогрессивного "Гетеборга" Свена-Йорана Эрикссона в полуфинале Кубка УЕФА 1982-го года, но сам Бонгарц не произвел впечатления на первый дивизион со своей инновацией. В "Баварии" президент Беккенбауэр прямо запретил Эриху Риббеку продолжать его эксперименты (стоит признать — весьма любительские) с четверкой защитников в сезоне 1993/94. Спустя несколько недель после назначения Франка в "Майнц" менеджер национальной сборной Берти Фогтс в интервью швейцарскому таблоиду Blick заявил, что система без "свипера" является "фундаментально разрушительной" и потому не будет принята в Бундеслиге.
Хайдель: "Я думал, что над нами будут смеяться, у меня были крайне плохие ожидания. Во время тренировочного сбора я предупредил, что буду внимательно следить за процессом. По всему полю были расставлены эти столбы, а игроки думали, что "этот парень выжил из ума". Часами они бегали по полю без мяча и практиковали перемещения из стороны в сторону в новой формации. Сегодня всем очевидно, что в такой ситуации один фланг остается свободным в момент, как четверка защитников движется в направлении мяча. Но когда мы играли так свой первый домашний матч, весь стадион срывался на нас. Форвард соперников был сам на левом фланге, в то время как все наши защитники были на правом. Никто не понимал, что быстро перевести мяч налево в такой ситуации не получится – что у защиты есть достаточно времени, чтобы вернуться в необходимое место. Это называли "ориентированной на мяч зонной защитой", и это была абсолютно новая вещь для Германии. Черная магия, по большому счету. Мы все продолжали тренироваться, а я был уверен, что нас ждет вылет".
В середине девяностых тренировки, по сути, делились на две части. Была рабочая часть (постоянный бег), а была часть для развлечений (игра). Об упражнениях в коллективом движении и теоретических уроках никто не слышал. Франк, в свою очередь, был "одержимым тактикой", говорит Хайдель. "Я ничего подобного раньше не видел". Тренер часами смотрел футбол, особенно итальянский. И Сакки по-прежнему оставался его кумиром. "Он показывал нам все матчи, которые были на его кассетах, и я всегда был там. "Генеральный менеджер должен присутствовать", - говорил Франк. В общем, мне тоже приходилось смотреть все это дерьмо. Никакого монтажа в то время не было. Он просто нажимал на "паузу", перематывал, еще раз показывал и еще раз перематывал, часами. Он сходил с ума от тактики Сакки".
Франк также ездил в Италию, чтобы лично увидеть мастера за работой. "Сакки не воспринял его всерьез, но разрешил посмотреть у линии поля", - рассказывает Хайдель. – "Вот откуда он набрался своих идей. В Германии мы не были настолько продвинутыми".
В докторе Дитере Агустине, профессоре спортивной науки из университета "Майнца", находящегося на расстоянии пешей прогулки от стадиона, Франк нашел приятеля в вопросах футбольной теории. Агустин предпочитал четко структурированную позиционную игру вертикальности "Майнца", но, несмотря на разницу во вкусах, они оба соглашались с тем, что игрокам нужны наглядные пособия для их футбольного развития. Студентов с курса Агустина просили делать коротки видеоролики с игрой "Майнца" и их соперников, чтобы помочь в подготовке к матчам. Простая, но оригинальная идея: у немецких команд того времени не было ни людей, ни знаний для того, чтобы заниматься видеоаналитикой. Одним из молодых спортивных ученых, помогавших в этом эксперименте, был Питер Кравиц. Позже он станет главным скаутом "Майнца" и верным помощником Клоппа.
"Видео-сессии Франка в 7.30 утра нас пугали", - говорил бывший защитник "Майнца" Торстен Либеркнехт. – "Мы сидели на металлических садовых стульях в маленькой комнате, завтракали, а Вольфганг Франк в это время работал с кнопками на видеоплеере. Это занимало целую вечность".
Франк также черпал вдохновение в своей игровой карьере. Год, проведенный в составе "АЗ Алкмаар" в голландской Эредивизии (сезон 1973/74), помог ему проникнуться "тотальным футболом" "Аякса". После возвращения в Германию худощавый форвард по прозвищу Floh (блоха) перешел в только вышедший в Бундеслигу "Айнтрахт Брауншвейг, где воссоединился со своим экс-тренером в "Штутгарте" - Бранко Зебецом. Зебец, югослав, который выиграл для "Баварии" ее первый в истории чемпионский титул в 1969-м году благодаря cуровому фитнес-режиму и строгой тактической дисциплине, был первым тренером, который экспериментировал с зонной защитой в Германии в середине семидесятых. В то время все играли исключительно "по сопернику". "Под руководством Зебеца больше не было тупой беготни за персональными оппонентами, он опережал свое время", - вспоминал позже Франк.
Двадцать один год спустя "Майнц" нуждался в похожих футуристических импульсах. "Как команда, во время зимнего перерыва мы были практически мертвы", - рассказывал защитник "Майнца" Клопп в интервью Süddeutsche Zeitung в 1999-м году. – "Мы были открыты к новым идеям. Мы бы пятнадцать раз подряд залезли на дерево, если бы в обмен нам пообещали какие-то очки". По оценкам Франка, команда нуждалась в 150-ти часах теоретических занятий для того, чтобы усвоить работу новой системы. Вместо привычных для немецких профессионалов тренировок с весельем, они проводили целые дни без мяча. "Но мы подумали: если Гуллит и Ван Бастен были вынуждены учить это в "Милане", мы тоже как-то смиримся", - рассказывал в 2007-м году Клопп в совместном с его ментором интервью изданию Frankfurter Rundschau. – "Вы должны понимать, насколько все это было смело. В футболе обычно требуется много времени, чтобы внедрить какие-то новые вещи. Вольфганг ввел игру в четыре защитника в разгар яростной борьбы за выживание. До его прихода мы находились в каких-то джунглях — на поле нам приходилось просто бегать за каждым, кто был в футболке соперника". Он вспоминает, как то время думал, что Франк вполне может заставить команду сдать экзамен по квантовой физике, чтобы проверить их понимание игры с четырьмя защитниками.