Вольфганг Франк: учитель Юргена Клоппа. Часть 1
"Наш отец обладал жесткой самодисциплиной, кто-то может сказать, что он был одержимым", - говорит 36-летний Бенжамин Франк, сидя за ланчем в одном из отелей Майнца со своим 39-летним братом Себастьяном. Ланч включает в себя пасту и горько-сладкие воспоминания.
Франки работают агентами и скаутами для Юргена Клоппа и его "Ливерпуля". До этого они консультировали "Лестер Сити", неожиданных победителей Премьер-лиги сезона 2015/16. Они выросли в Гларусе, неспешном городке в швейцарской долине, 12 тысяч жителей которого почитают Вольфганга Франка своим героем. Бывший нападающий Бундеслиги (215 матчей, 89 голов за "Штутгарт", "Айнтрахт Брауншвейт", "Борусиию Дортмунд" и "Нюрнберг") в 88-м году в роли играющего тренера вывел местных "карликов" из "Гларуса" во второй швейцарский дивизион впервые в истории.
Старший Франк, как говорят братья, не видел разницы между работой тренера и ролью отца. В обоих случаях он полагался на одну и ту же вещь: обязанность образовывать. "Он был "фриком", в хорошем смысле этого слова", - говорит Себастьян. – "Чрезвычайно амбициозным человеком, для которого футбол был не просто игрой и тактикой, а всем. Школой жизни".
По ходу своего последнего сезона профессионального футболиста Вольфганг Франк получил квалификацию учителя, специализирующегося на спорте и религии. Обе темы вселили в нем убеждение о том, что "нет такой вещи, как совпадение, потому все — травмы и поражения — случаются по какой-то причине", говорит Бенжамин Франк. Он отталкивался от этого, центрального принципа веры для каждого, кто был готов его слушать.
В детстве мальчишки должны были регулярно бегать на выносливость по льду и снегу у себя в городе. Несколько лет спустя в Греции, во время одного из немногочисленных семейных отпусков, которые допускало расписание Вольфганга, братья должны были каждый день просыпаться в пять часов утра, бегать по пляжу, а после завтракать витаминами в таблетках. Затем следовала вторая тренировка и взвешивание перед ланчем.
Поздним вечером или ранним утром в их доме в Гларусе начинала мигать факс-машина. Франк отправлял целые страницы мотивирующих речей и советов, либо запутанные тренировочные расписания, вместе с наилучшими пожеланиями, находясь на расстоянии в сотни километров — в одном из пятнадцати клубов, где он тренировал по ходу своей карьеры. "Каждый раз, когда у нас возникали проблемы в школе или в спорте, приходил длинный факс, где он подбадривал нас и показывал, что он долго и упорно мыслил о проблеме на расстоянии, пытаясь решить ее по-своему", - рассказывает Бенжамин.
Как футболист, Вольфганг был очарован стилем игры "Милана" Арриго Сакки — команды, которая доминировала в европейском футболе в конце восьмидесятых и начале девяностых годов благодаря революционной тактике, построенной на синхронности движения, удушающей соперников за счет лишения их пространства и времени. Он изучал отдельные движения игроков на видео до поздней ночи, а также рассуждал о важности восстановления, питания и психологической тренировки во времена, когда подобные темы в Германии воспринимались эзотерикой. В то же время в Швейцарии ограниченность бюджетов и гораздо меньший выбор игроков способствовали большей открытости в подходах. Зонная оборона, система, которая смещала фокус защищающейся на стандарте команды с соперников на пространство, была внедрена еще в 1986-м году под покровительством тренера национальной сборной страны Даниэля Жандюпе. Игроки сборных забирали эти знания с собой в клубы, где некоторые продолжали работать над ними по собственной воле, как вспоминает бывший защитник Энди Эгли. Жандюпе, уверен Эгли, впервые столкнулся с этим стилем, играя и тренируя во Франции.
Франк осознал, что тактические инновации могу быть оружием маленького клуба в его борьбе с большими и сильными командами; что правильные идеи способны заметно улучшить качество твоих собственных выступлений.
Удивительный успех в "Гларусе" заработал ему приглашение в "Арау", провинциальную команду первого дивизиона, которая и сама пережила неожиданные триумфы под руководством немецкого тренера Оттмара Хитцфельда. Хитцфельд, будущий победитель Лиги чемпионов во главе дортмундской "Боруссии" и "Баварии", работал в непримечательном клубе настолько здорово, что его команда в 1985-м году стала известна в медиа под прозвищем "Чудо". Они заняли второе место в чемпионате и также выиграли швейцарский Кубок.
Франк тоже вывел "Арау" в финал Кубка Швейцарии в свои первые полсезона (1989/90) во главе, но чудо быстро подошло к концу. В финале в Берне они проиграли со счетом 2:1 "Грассхопперу" из Цюриха, которым тогда руководил Хитцфельд. Франк покинул клуб через год. Впоследствии он не сумел произвести впечатление в "Веттингене", боровшемся за выживание в первом дивизионе (1991/92), а также в "Винтертуре" (1992/93), представлявшем второй дивизион. (Ключевым игроком и капитаном "Винтертура" в то время был немецкий нападающий по имени Йоахим Лев. Тренер сборной Германии, тогда чуть старше тридцати лет, как-то раз взялся защищать команду от критики со стороны Франка. Лев также пробовал себя в моде: продавал партнерам по команде новые галстуки из багажника своего автомобиля).
В конце концов в январе 1994-го года Франк получил своего рода шанс проявить себя в родной стране. "Рот-Вайсс Эссен", команда, обладающая хорошей поддержкой, представитель второго дивизиона, а также индустриального и любящего футбол Рура, нуждалась в новом тренере после того, как Юргена Ребера во время зимнего перерыва заманил к себе "Штутгарт". Правда, еще до того, как прибыть на стадион "Георга Мельхеса", Франк и его команда оказались обречены на вылет. Немецкий Футбольный Союз отозвал профессиональную лицензию клуба из-за финансовых нарушений. Помимо этого, Франк столкнулся c бунтом в раздевалке команды уже в первый день работы. Капитан Инго Пикеннакер и его заместитель Франк Курт сняли с себя полномочия в знак протеста: с ними не посоветовались на тему сменщика Ребера, несмотря на обещания правления клуба.
В "Рот-Вайссе" надеялись, что Футбольный Союз проявит снисходительность к апелляции клуба. Сообразительный адвокат эссенцев Райнхард Раубалль (сейчас — президент дортмундской "Боруссии") обнаружил много процессуальных ошибок со стороны футбольного руководства страны. Сенсационно подопечные Франка выиграли полуфинал Кубка Германии у "Теннис-Боруссии" (2:0) в марте и вышли в берлинский финал, но вынужденный вылет в третий дивизион был подтвержден арбитражной комиссией несколько дней спустя. Все их голы и очки были аннулированы.
В мае 35 тысяч эссенских болельщиков отправились в столицу Германии с чувством неповиновения. В Берлине было много плакатов, кричавших о несправедливости решения Футбольного союза. "Если есть небесная справедливость, мы победим", - сказал Франк. Тем не менее на поле "Олимпиаштадиона" фавориты матча, бременский "Вердер", возглавляемый Отто Рехагелем, были безразличны к перспективам божественного возмездия. Северяне, которые двумя годами ранее завоевали Кубок Кубков, обыграв "Монако" Арсена Венгера со счетом 2:0, легко выиграли и берлинский финал. Итоговый счет: 3:1.
Спустя десятилетия выяснилось, что отвратительная политическая интрига сыграла свою роль в поражении. Игрок "Рот-Вайсса" Франк Контни до сих пор колеблется рассказывать историю, которую называет "самым темным моментом карьеры". 52-летний Контни в то время был капитаном команды, и ему было суждено занять позицию в обороне со старта. "Но утром в день игры Франк сообщил мне, что я лишен места в составе, и мне необходимо найти новых работодателей, если я хочу снова играть в футбол", - рассказывает он. – "Мой мир мгновенно обрушился. У меня только что забрали главную игру всей карьеры".
Как и большинство игроков "Рот-Вайсса", Контни имел вторую работу для того, чтобы обеспечивать семью во времена финансовой неопределенности клуба. Член правления Вольфганг Тулиус организовал ему работу риелтором. После того как клуб в марте пробился в финал Кубка, контроль в правлении получили другие люди. Они, судя по всему, поставили перед Франком условие оборвать все отношения со "старым режимом". Контни: "Я бы на "неправильной" стороне разделения. К сожалению, Франк принял решение, которое никак не касалось футбола".
На месте Контни тренер выпустил Пикеннакера, который получил довольно серьезную травму паха несколькими неделями ранее и не был до конца готов. В первых двух мячах "Вердера" была вина Пикеннакера, и он был заменен за семь минут до перерыва. Эссен прибавил во втором тайме, один мяч отыграл Дауд Бангура, но Уинтон Руфер сделал счет 3:1 ударом с пенальти в концовке встречи. "Уверен, что со мной на поле это была бы другая игра", - говорит Контни с болью в сердце. – "Я был очень разочарован во Франке, проклинал его. Он был хорошим тренером — он всегда говорил, что мы должны учиться и расширять наши горизонты, а его тренировки длились по два часа. Думаю, что сегодня он бы признал, что совершил большую ошибку".