Юрген Клопп. "Дорога на "Анфилд". Часть вторая
Кристиан Хайдель говорит, что у Клоппа было только одна причина для сомнений: его английский. "Мы много говорили об этом". Он спросил меня, стоит ли соглашаться. Я сказал: "Твои речи — это твое оружие, ты знаешь. Ты должен решить, способен ли ты передавать все самое важное на английском языке. Если ты заставишь других говорить за тебя, это не сработает. Тогда ты будешь Клоппом только на 70 процентов. Ты должен быть уверен, что справишься". Тогда он ответил: "Я справлюсь. Начну учить сейчас, и у меня все получится". Так как он очень умен, у него все получилось быстро. Думаю, что после предложения "Ливерпуля" у других клубов не было и шанса. Они ему всегда нравились, нравилась эмоциональное величие клуба. Не думаю, что он пошел бы в "Манчестер Сити" или другой подобный клуб — несмотря на то, что они его хотели".
Имя Клоппа впервые стало упоминаться на "Анфилде" весной 2012-го, когда перечислялись потенциальные преемники Кенни Далглиша. Один посредник связался с Клоппом, но получил категоричный ответ: у тренера не было никакого желания уходить. Он был на пути к историческому выигрышу дубля.
В сентябре 2015-го года все стало намного серьезнее, причем быстро. Плохой старт сезона Бренданом Роджерсом подтолкнул бостонскую компанию "Fenway Sports Group", владеющую "Ливерпулем", к поиску на рынке следующего менеджера. "Мы думали о ком-то, у кого был опыт и успех на самом высоком уровне", - объясняет 52-летний президент FSG Майк Гордон. – "Юрген добился всего этого на внутренней арене, в Бундеслиге. В Лиге чемпионов, несмотря на одну или две осечки, он также все доказал. Думаю, что его статус одного из лучших — если не лучшего — менеджеров был очевиден всем. И нам нравился тот футбол, в который он играл. Много энергии и уклон в сторону атаки: наэлектризованный футбол со своим лицом. Так что с футбольной точки зрения это было довольно простое решение".
В то время, как была "очевидная почва для поддержки" кандидатуры Клоппа, как это называет Гордон, FSG было необходимо провести разбор работы тренера, чтобы выяснить, насколько "хайп" соответствует реальным делам. "Я попытался оставить в стороне его популярность в футболе и харизму, проведя беспристрастный анализ", - говорит бывший менеджер хедж-фондов, который в детстве начинал с продажи попкорна на бейсбольных матчах. "Вместе с людьми из клуба я провел достаточно много исследований, определяя оценку его работы — строго с аналитической и футбольной точек зрения. Процесс очень напоминал тот, что предшествует назначению человека на должность в инвестиционном бизнесе. И я счастлив сказать — пусть сейчас это и не требует доказательств — что, какой бы высокой и завышенной ни была его репутация в футболе, факты все равно были еще более убедительными".
Исследования Гордона указали на то, что Клопп "имел, с точки зрения цифр, положительный эффект относительно того, что можно было требовать" в его работе в "Майнце" и Дортмунде. Говоря простым языком, шваб превосходил ожидания. Привлекательность тренера для "Ливерпуля", стратегия которого (в сравнении с некоторыми более финансово обеспеченными конкурентами) строится на умном использовании ресурсов, была отчетливой. "С футбольной точки зрения, здесь все было просто и ясно", - говорит Гордон. – "Конечно, я не мог знать, насколько философии Юргена и клуба сойдутся. Это должно было быть взаимно. Мы также должны были знать, хочет ли Юрген управлять тем проектом, которым является "Ливерпулем". Это очень важные аспекты, требующие согласования".
Встреча была назначена на первый день октября в Нью-Йорке. План Клоппа и Кошицке держать это в тайне уже на старте потерпел неудачу. В зале ожидания компании "Lufthansa" в мюнхенском аэропорту один из работников спросил Клоппа, которого едва ли маскировала бейсболка, зачем тот отправляется в аэропорт Джона Кеннеди. "Мы будем смотреть баскетбольный матч", - ответил он. Достойное объяснение, если не учитывать, что до старта сезона в NBA оставалось еще четыре недели.
Всего через час после прибытия на Манхэттен двух немцев ждало еще одно разоблачение. По иронии судьбы, рецептионист в отеле "Плаза" на Пятой авеню был родом из родного в футбольном смысле города тренера. "О, Боже! Это Клоппо!", - выкрикнул он на диалекте жителя Майнца. Каким-то образом, но новости об этой тайной поездке так и не утекли в СМИ.
Основной владелец FSG Джон У. Генри, председатель "Ливерпуля" Том Вернер и Гордон встретились с Клоппом и его агентом в офисном здании юридической фирмы "Shearman & Sterling" на Лексингтон-авеню, в нескольких кварталах на восток. "Мое первое впечатление заключалось в том, что он очень высокий. А я нет", - смеется Гордон. – "Было уже очень поздно, но разговор получился длительным и содержательным. Потом мы решили отложить продолжение на следующий день и встретились для еще одного длительного и содержательного разговора, теперь в гостинице. Я хочу подчеркнуть: это были очень двусторонние беседы. Речь шла как о том, подходит ли Юрген футбольному клубу "Ливерпуль", так и о том, подходит ли футбольный клуб "Ливерпуль" и мы, как владельцы, Юргену". Как и ожидалось, харизма Клоппа соответствовала его фактическим размерам ("он использует свои личные навыки, свой способ выстраивать отношения с людьми, чтобы донести нужные посылы").
Что Гордона поразило больше всего, так это "объемное содержание", которое скрывалась за этой широкой улыбкой и масштабом личности. "Мыслили мы не в духе: "Ох, этот парень такой очаровательный, он будет великолепен на пресс-конференциях и станет отличным лицом для нашего клуба". Довольно быстро стала понятна глубина его таланта: не только в личностном плане, но и уровень интеллекта, своего рода аналитическое мышление, логика, ясность и честность, способность так легко вести диалог несмотря даже на то, что английский не был его родным языком. На мой взгляд, он недостаточно часто получает признание за эту свою сторону, потому что люди очень увлечены его персоной".
Клопп пояснил руководителям FSG, что футбол — это "больше, чем система". Что это также "дождь, подкаты и шум стадиона". Важнее всего, по его словам, чтобы трибуны "Анфилда" была "приведены в действие" манерой игры, стимулируя команду, а затем обратно — от команды к трибунам. Двусторонний процесс взаимодействия, эффект которого усиливается в этом круговороте.
Гордон: "Было сложно найти что-то, что могло не понравиться, и это абсолютная правда. Что я хочу сказать: было ясно, что Юрген Клопп, как футбольный менеджер, был на уровне с корпоративным руководителем или кем-то, кого ты выберешь управлять своей компанией. Я говорю это как человек, который провел 27 лет в роли инвестора, работавший с некоторыми из лучших исполнительных директоров и управляющих бизнесом в Америке и Европе. Мне было очевидно, что он нужный нам человек. Мы решили обсудить условия, и в тот момент Юрген попросил отлучиться".
Пока Кошицке продолжал обсуждать зарплату, Клопп гулял по Центральному парку. Прогулка длилась дольше, чем ожидалось. Изначально стороны и близко не сходились в финансовом вопросе, но набросок для будущего соглашения, в конце концов, был оформлен.
После того, как Клопп вернулся в Германию, Гордон отправил ему сообщение. "Слова не могут описать то, насколько мы воодушевлены", - писал он. В своем ответе Клопп извинился за то, что ему также не хватает для этого словарного запаса. Но он знал одно слово, которое резюмирует его ощущения: "Ваааааааааааааау!!!".