Revolution 09. Часть 2
Ватцке говорит, что он всегда чувствовал: личность Клоппа достаточно велика для "геркулесового труда": "По его телевизионной работе у нас сложилось впечатление, что он способен представлять большой проект. Никого другого мы не обсуждали — мы хотели только Клоппа". Тайная встреча в офисе одного из друзей Ватцке недалеко от Майнца приблизила желаемое вслед за увольнением Томаса Долля 19-го мая. "Как только все сотрудники офиса ушли, мы приступили к разговору", - вспоминает Ватцке. - Это была фантастическая беседа. Мы рассказали ему о своем видении развития клуба, и оно совпало с его идеями. Михаэль Цорк встречался с ним днем ранее, мы хотели составить отдельное друг от друга мнение о Клоппе. Соглашаемся мы часто, но это был случай, когда наше согласие было абсолютным. У нас с самого старта возникла очень сильная "химия".
Свои руки к Клоппу протянула и "химия" более искусственного типа. "Байер" из Леверкузена, принадлежащий одноименной фармацевтической компании, тоже положил глаз на тренера. У них не было ауры черно-желтых цветов "Боруссии", но они были лишены финансовых проблем, а также обладали приличным составом, способным бороться за место в зоне Лиги чемпионов. "Клоппо поначалу не хотел отправляться в Дортмунд, он хотел в Леверкузен", - говорит Хайдель. – "Я сказал ему, что он должен отправиться в Дортмунд из-за эмоций и всего такого, что там есть. У него была беседа с Вольфгангом Хольцхаузером (исполнительным директором "Байера"). Они никак не могли решиться...А потом интерес Дортмунда стал более конкретным. Но изначально Клопп не был уверен в этом решении".
Его заслуга проявилась в решении еще одного момента, добавляет Хайдель, слегка посмеиваясь. "Забавная история. В первом предложении Дортмунда зарплата Юргена была меньше той, что он получал в "Манйце" на уровне второй Бундеслиги. В то время они еще не процветали так, как сейчас. Клоппо сказал: "Слушай, они предложили мне меньше, чем я получаю в "Майнце". Я ответил: "Не переживай, я с этим помогу". В Дортмунде не могли поверить в то, что он уже столько зарабатывает. Ватцке позвонил мне: "Сколько он получает у вас?" – "Он получает хорошие деньги, он самый важный человек в клубе, и я лучше сэкономлю средства на игроках", - ответил я ему. Ватце сказал, что он не верит в это. Но они повысили ему зарплату в следующем предложении". Клопп подписал с Дортмундом двухлетний контракт в отеле Lenhof утром пятницы 23-го мая, и уже в 11 часов был представлен на клубном стадионе.
"Боруссия", справедливости ради, предлагала не только материальные преимущества. На должности главы пресс-службы у них работал Йозеф Шнек, который очень нравился лично Клоппу. "Мы впервые встретились в апреле 2004-го года на мероприятии в Кельне", - говорит Шнек, добрый и общительный мужчина за шестьдесят. В тот вечер Клопп получал награду Fair Play от ассоциации спортивных журналистов Германии за то, каким образом он публично справился с душераздирающими для его команды концовками двух последних сезонов второй Бундеслиги. Маттиас Заммер, в то время работавший тренером дортмундской "Боруссии", был приглашен произнести речь на церемонии. "Мы отправились туда с Маттиасом и его женой Карин, а вместе с нами за столом сидел Клопп. Это был очень приятный вечер", - вспоминает Шнек. Небольшая трогательная история, учитывая, каким захватывающим образом испортятся отношения Заммера и Клоппа спустя несколько лет на пике противостояния "Баварии" и "Боруссии".
"Я также знал Юргена по пресс-конференциям (когда "Майнц" выступал в Бундеслиге с 2004-го по 2007-й)", - продолжает Шнек. – "Как-то раз "Майнц" сыграл с нами 1:1 в Дортмунде, и я поздравил его с набранным очком. Ведь сыграть вничью в Дортмунде для "Майнца" - это успех, правда? Но он посмотрел на меня и сказал: "И вас тоже поздравляю". Это был классический Клопп. А в одну из первых недель после его переезда сюда Клопп шутил в беседе с Михаэлем Цорком: "Я не мог решить, подписывать контракт с Дортмундом или нет. Но я знал, что у вас достойный пресс-аташе, потому вы вряд ли можете быть плохим клубом".
Более того, немногие клубы могли рассчитывать на такую же пылкую поддержку болельщиков. Знаменитая "Желтая стена" на "Сигнал Идуна Парк", самая большая в Европе терраса с 25-ю тысячами стоячих мест, взывала к "футбольной страсти, пылающей внутри меня", сказал Клопп репортерам во время своего представления. "Каждый, кто был на поле внизу знает, что "Желтая стена" - это что-то очень особенное, одна из самых впечатляющих вещей, которые только можно найти в футболе. Для меня честь быть тренером "Боруссии" и получить возможность вернуть клуб туда, где ему положено находиться. Это потрясающая история. Я невероятно воодушевлен начать свою работу здесь". Кто-то спросил, не был ли очень большим шаг от "карнавального клуба" в Майнце до одного из традиционных тяжеловесов немецкого чемпионата? "В Майнце мы не шатались с одного парада на другой", - улыбнулся Клопп. – "Мы выполняли большую и серьезную работу. Я ощущаю себя хорошо подготовленным".
В городе ходили слухи о том, что некоторые спонсоры и компании, вовлеченные в реструктуризацию долгов Дортмунда, надеялись увидеть более "городского" тренера, большое имя, подходящее для международного продвижения.
Клопп — вероятно, зная об этих опасениях — надел пиджак. Но без галстука. "Секретно и молча, но он работал над облагораживанием своего гардероба в последние несколько месяцев", - отметило издание Frankfurter Allgemeine Sonntags-Zeitung. В то же время его пламенная риторика отдавала дань уважения глубокой любви к футболу среди рабочих классов этого города, его источнику идентичности и квазирелигиозного культа.
"Для меня важно сделать трибуны счастливыми и выдавать матчи с узнаваемым стилем игры", - поклялся он. - "Когда матч скучный, то он теряет свой смысл. Мои команды никогда не играли на футбольном поле в "шахматы". Солнце не будет светить в Дортмунде каждый день, но у нас есть шанс сделать так, чтобы оно светило как можно чаще". Репортер Süddeutsche Zeitung Фредди Роккенхаус, освещающий жизнь в "Боруссии", был очень впечатлен таким обилием солнечного оптимизма. "Если Клопп тренирует команду так же хорошо, как произносит "панчлайны", то Дортмунд скоро будет готов к Лиге чемпионов", - написал он. - "Ему понадобилось всего 45 минут, чтобы сразить наповал болельщиков "Боруссии" своей заразительной живостью и красноречием. Если существует тип тренера, идеально вписывающийся характером в помешанный на футболе Рур, то это должен быть Юрген Клопп".
Восторг не ограничивался болельщиками "Боруссии". На персональной странице Клоппа в Интернете один из пользователь также высказал одобрение. "Отлично, что вы отправляетесь в "Боруссию", - написал он. – "Это не та команда, за которую я болею, но мне принадлежит довольно много их акций. Учитывая, что я полностью уверен в вас и знаю, на что вы способны, могу с нетерпением ожидать большого заработка". Вера анонимного инвестора окажется оправданной. Стоимость акций Дортмунда выросла на 132 процента: с 1.59 евро за акцию 23-го мая 2008-го года до 3.70 евро в день ухода Клоппа, ровно семь лет спустя.