Revolution 09. Часть 1
Дортмунд 2008
Пронзительный зимний вечер в Марбелье в январе 2017-го года. Холл отеля Gran Meliá Don Pepe выглядит как мечта постановщика сериала "Династия": белый мрамор, позолоченные колонны, комнатные пальмы. И мужчина, играющий на саксофоне.
Мимо пустого бара в отеле работники дортмундской "Боруссии" тащат ящики с грязным после вечерней тренировки бельем. Сидя на кремовом диване, Ханс-Йоахим Ватце сопровождает их одобрительным кивком. 58-летний исполнительный директор "Боруссии" - успешный предприниматель; его компания Watex, занимающаяся производством спецодежды, имеет годовой оборот более чем в 250 миллионов евро. Он — человек, который спас клуб от банкротства в 2005-м году. Человек, который вернул в Дортмунд хороший футбол, радость и трофеи, пригласив в 2008-м году на "Вестфаленштадион" Юргена Клоппа. Но, как и любой настоящий болельщик, он, похоже, ощущает максимальное счастье и гордость от самого факта пребывания с командой в Андалусии во время десятидневного зимнего перерыва. Одет он в тренировочный костюм клуба с собственными инициалами на груди.
"Почему Клопп? На этот вопрос ответить просто", - говорит Ватцке, опуская на стол свою чашку эспрессо. - В 2007-м году было очевидно, что мы сможем выжить как клуб. Но также было очевидно, что у нас нет денег, которые можно было бы вложить в команду".
"Боруссия" Дортмунд, чемпионы Бундеслиги в 1995-м и 1996-м, победители Лиги чемпионов в 1997-м и снова чемпионы в 2002-м, пошли по пути "Лидса". 130 миллионов евро, полученные после выхода клуба на Франкфуртскую фондовую биржу в 2000-м году, были потрачены на очень дорогих игроков ради непосильной гонки вооружений с мюнхенской "Баварией". Когда команда в 2005-м году во второй раз подряд не смогла пробиться в Лигу чемпионов, клуб едва не развалился под давлением долга в 240 миллионов евро. "Мы сидели в клубном офисе и не знали, нужно ли нам выходить на работу завтра", - рассказывает стадионный диктор и бывший нападающий "Боруссии" Норберт "Нобби" Дикель. – "Ужасные времена".
"Дортмунд — это город, который живет вместе с клубом, живет ради клуба", - говорит Себастьян Кель. Бывший капитан вспоминает, как весь город был на пределе волнения, переживая о том, выживет ли "Боруссия". "Таксисты, банкиры, пекари, рабочие — все боялись потерять важную часть своей жизни. Игрокам было очень тяжело в этой ситуации — осознавать, что победа или поражение на поле не сделают большой разницы".
Именно Ватцке, бывший казначей клуба, спас "Боруссию", вырвав контроль из рук у буквально дискредитировавшего себя дуэта — спортивного директора Михаэля Майера и президента Герда Нибаума. Он договорился о займе с банком Morgan Stanley, позволившем Дортмунду выкупить обратно свой стадион и положить край разрушительному соглашению об аренде. Но радикальный план по сокращению расходов не оставил клубу средств на подписание звездных имен.
Ватцке: "Михаэль Цорк (спортивный директор) и я сошлись в том, что мы хотим построить молодую команду. Марсель Шмельцер (левый защитник) уже был здесь, как и Кевин Гросскройтц (полузащитник). Мы также хотели играть в другой футбол. Под руководством Берта ван Марвейка и Томаса Долля мяч ходил с одного фланга обороны на противоположный, затем обратно, и так десять раз подряд. У нас было 57 процентов владения, но при этом в игре не было никаких действий. Нельзя так играть в Дортмунде. Мы хотели дать людям команду, которая будет бегать по полю так, что под ее ногами будут вылетать куски газона. Это то, что мы увидели в "Майнце", играя против них в двух сезонах до этого. У тебя всегда было ощущение, что они не очень хороши, но каким-то образом осложняют жизнь твоей команде, а иногда и побеждают. Потому что у них был менталитет убийц. И они были очень здорово организованы тактически. Значит, все дело в тренере. Сейчас было бы сложно пригласить кого-то в Дортмунд из второго дивизиона, но тогда это было допустимо".
По словам Кристиана Хайделя, "Боруссия" не была до конца уверена в том, что Клопп сможет совершить переход от роли святого покровителя "Майнца" к возрождению гиганта Бундеслиги, переживающего сложные времена. "У них были сомнения", - говорит он. Ватцке впервые обратился к генеральному менеджеру "Майнца" в октябре 2007-го, перед ежегодным собранием Немецкого футбольного союза. "Он позвонил и предложил встретиться за чашкой кофе. Тогда я еще не был с ним знаком. Когда мы сели, разговор быстро перешел к Юргену Клоппу. Его контракт заканчивался в конце сезона. Ватцке спросил: "Насколько Клопп хорош?". Я ответил: "Если я сейчас скажу, что он очень хорош, то вы его у меня заберете. Я могу соврать и сказать вам, что он ничего не стоит. Но тогда вы расскажите это Клоппу, и он на меня обидится". Потом я добавил: "Этот тренер уровня Бундеслиги". Ватцке продолжил интересоваться, не упоминая Дортмунд в явной форме. Способен ли Клопп тренировать в большом клубе Бундеслиги? "Я ответил ему, что Клопп способен тренировать в любом клубе на свете", - рассказывает Хайдель. – "Потому что у него есть преимущество над остальными: он по-настоящему умен. Он приспособится к большому клубу. Если вам нужен кто-то в костюме и галстуке, то не нанимайте Юргена. Но если вам нужен топ-тренер, то вам необходимо пригласить именно его. Речь в тот момент не шла о принятии решения, но я знаю, что с того дня Дортмунд следил за ним внимательнее. Правда, сомнений у них по-прежнему хватало. Ватцке продолжал мне звонить - даже не знаю, сколько раз именно. А я всегда говорил ему: "Приглашайте уже его, приглашайте. Вы никогда не пожалеете о том дне, когда подписали Юргена Клоппа".
В то же время в Дортмунде росли сожаления о назначении Томаса Долля. Бывший полузащитник сборной Германии, находившийся в должности с марта 2007-го года, не сумел вдохновить ни игроков, ни публику тем болезненно скучным футболом, в который играла его команда. Дортмунд был ближе к зоне вылета, чем к вершине таблицы, и закончил сезон на тринадцатом месте — их худшей позиции за двадцать лет. Хорошее выступление в Кубке Германии, где команда в апреле проиграла финальную встречу "Баварии" в дополнительное время (2:1), не мог скрыть очевидных проблем. "Наверное, это было самое ценное финальное поражение в истории клуба", - писали Саша Флигге и Франк Флигге в книге "Echte Liebe", хронике дортмундского "камбека" в последнее десятилетие. "В случае победы, руководству клубу было бы сложно попрощаться с наставником Томасом Доллем, в качества которого они уже перестали верить. Юрген Клопп мог бы никогда не оказаться в Дортмунде. История взяла бы совсем другом поворот". "Поражение в Берлине было частью стратегического плана по очистке пути для Юргена Клоппа", - позже шутил Ватцке. Волею случая, Клопп освещал матч в Берлине в роли телевизионного эксперта для национальной телекомпании ZDF. Он признался редактору программы Яну Долингу в том, что "хотел бы в один день быть внизу, у кромки поля". Вернувшись в свою берлинскую гостиницу, болельщики "Боруссии" встречали его в холле словами "Юрген Клопп, ты самый лучший". Они хотели, чтобы он возглавил команду.
Продолжение следует...