Марк-Андре тер Штеген: "За весь матч может быть только один момент, но ты должен быть сконцентрирован"
С ногами Марка-Андре тер Штегена было что-то не так, но ему повезло. Возможно, если бы этого не случилось, его карьера бы не сделала такой виток. Тогда, пятнадцать лет назад, он мог закончить, и тогда бы мы ничего не услышали о нем. Ему было всего 10 лет, и он с четырех лет выступал за Боруссию Менхенгладбах, когда тренер сообщил ему плохие новости. Он был всего лишь ребенком, но в его стиле было что-то не так и, возможно, не могло быть иначе; правда, это могло подтолкнуть к завершению карьеры. "Странный", – так сказал ему тренер.
Осталось ли это в нем?
"Я не знаю, – говорит тер Штеген. "Пусть об этом судят другие люди".
Так что давайте обсудим. Возможно, ему нужно ускориться, чтобы мы увидели, как он ходит. Но не во время прогулки по тренировочной базе "Барселоны", не на искусственном газоне ничего такого не заметно. Он ставит мяч на одиннадцатиметровую отметку. Несмотря на то, что вместо футбольной экипировки на нем джинсы, он спокойно попадает в перекладину. Не с первой попытки, так как мяч предательски летит на два или три сантиметра выше, но с третьей, что тоже довольно хорошо.
И это он может. Помимо всех сейвов и прочих вратарских атрибутов.
"Я начинал полевым игроком, – говорит он. "Я начал играть в качестве нападающего. Сперва это было в шутку. Мне было весело. Но когда мне было десять лет или чуть больше или меньше, тренер сказал мне, что у меня странный стиль бега. Я хотел уйти из футбола…Я должен был принять решение: уйти или остаться, но как вратарь. Иногда я становился в рамку и тренер был доволен этим. И я был в порядке, был уверенным в воротах, играл там в свободное время, в маленьких играх, так что все было в порядке".
В порядке? Получилось лучше, чем просто в порядке. Звук удара мяча о перекладину.
Тер Штегена выделяет то, как он хорошо справляется со своими ногами. Мы часто могли видеть, как он пасует на одноклубников и тысячи сердец замирает, когда он отбирает мяч у соперника, обводит их, как будто бы в его жилах лёд. Он из тех голкиперов, которые, по его словам, "пытаются сыграть, как еще один полевой игрок, пытаясь дать другим игрокам варианты развития атаки, сохранить ход игры, помочь найти хорошее решение".
Насколько он хорош? Никто не ждет, что он будет лучше Лионеля Месси, но возможно, что он не был худшим игроком на тренировках?
Долгая пауза. Черт возьми, он думает об этом. Может быть, он действительно лучше некоторых игроков, даже в такой команде, как "Барселона"? В конце концов, он смеется, и находит спасение в том, как он делает драг беки, оставляя в дураках нападающего. "Я сосредоточен на своих руках", – отвечает он.
Хорошо сыграно.
Марка-Андре тер Штегена оценивают высоко, но за всеми разговорами о его ногах все забывают насколько он хорош в чисто вратарском деле. По крайней мере, до недавнего времени. В этом сезоне тер Штегена хвалят больше. В конце концов, практически весь сезон он спасает свою команду. Статистика не врет: в ноябре по воротам "Барселоны" было нанесено 24 удара. Он спас 23 раза.
Теперь можно спросить, может ли он быть лучшим вратарем в мире. Но не ждите от него ответа. И это не ложная скромность. Это что-то более простое: он не знает, с кем себя сравнивать. Задумчивый, решительный с аналитическим складом ума, тер Штеген рассказывает о ремесле, но не о ремесленниках.
За более чем час интервью с ним, был упомянут лишь Мануэль Нойер, его партнер по сборной Германии. И он получает нечто большее, чем просто мимолетное упоминание. Он отклоняет утверждение о том, что немецким фанатам нет смысла думать о Нойере, как первом номере сборной на чемпионате мира, когда есть тер Штеген.
"Нет. Конечно, нет, – говорит он. "Когда он вернется, то будет первым номером. Он заслуживает больше уважения, и я думаю, что все мы будем пытаться помочь ему найти лучшую форму. В конце концов, это командная ситуация. Мы хотим быть успешными как Германия, команда, поэтому мы всегда стараемся помогать всем членам нашей команды".
О, да, Марк-Андре не забыл и о Клаудио Браво, потому что он когда-то был первым, а сам немец сидел за его спиной. Даже Тибо Куртуа, его соперник по следующему матчу Лиги чемпионов, совершенно не разбирается. Немца больше волнуют форварды "Челси".
"Если быть откровенным, я не слежу за другими вратарями, – говорит он. "Меня спросили, слежу ли я за Куртуа. И я ответил, что мало смотрю Премьер-лигу, и не очень сосредоточен на других голкиперах. Я вижу некоторые моменты, которые могу сделать сам, но когда ты играешь каждые три-четыре дня, то должен быть сконцентрирован на том, что делаешь, на себе".
"И мне не нужно решать, являюсь ли я лучшим в мире. Я просто работаю, чтобы быть на 100 процентов сосредоточенным, и каждый раз показывать, что я чего-то стою для команды. Все крутится вокруг команды, не более. Я имею в виду, что если играю хорошо, то и другие будут чувствовать себя уверенно, они будут чувствовать себя в форме. Это то, что я могу сделать".
"Уверенный" – это о нем. "Концентрация" – тоже. Тер Штеген непоколебим. Не стоит забывать, что ему всего 25 лет. Он совершенно не сомневается и это не показушность, а он действительно уверен в том, что говорит. Чувствуется убежденность в его словах на совершенном английском и впечатляющем испанском.
Он не следит за вратарями, не конкурирует с ними, но он смотрит на нападающих. Он рассказывает о видео, отчетах, подготовке, хотя говорит, что иногда ты можешь быть слишком подготовленным. Он говорит о наблюдении за передвижениями и движением корпусом игрока, тем, как он перекладывает мяч, мелкие детали, которые "вы даже не представляете". Все на уровне интуиции, воспитанной годами.
Он все старается контролировать. Он использует слово "баланс". Как человек, который знает на каком он уровне, каждую деталь своей профессии, но не ныряя в это с головой. Или почти каждую деталь. И если он чего-то не знает, то хочет узнать.
Итак, какая высота у ворот?
Он задумался. "Два…тридцать восемь, что-то в этом роде".
Не самый простой вопрос. Но есть причина, по которой он задан. Однажды Виктор Вальдес сказал, что…
"Подождите, – прерывает он. "Так сколько на самом деле?"
Хм, эм. На самом деле высота ворот 2,44 метра, но, честно говоря, пришлось искать позже. Дело в том, что однажды Вальдес сказал, что в "Барселоне" вратарь измеряет ворота по-другому, не так, как обычный человек. Он говорил о давлении. Играть за "Барселону" означает высокую степень сосредоточенности и концентрации, потому что за весь матч ты можешь лишь один раз коснуться мяча. Вальдес любил виндсерфиг, объясняя это тем, что там тебя никто не беспокоит, только случайная рыба, проплывающая мимо.
"Измерения одинаковы, но я понимаю, о чем он говорит, – говорит тер Штеген. "Я чувствую себя хорошо, я счастлив здесь, я чувствую, что все нормально. За три с половиной года я, конечно, почувствовал больше давления, но это нормально для большого клуба. Я не чувствую слишком большого давления со стороны, поскольку я всегда сосредотачиваюсь на том, что делаю. Так я отношусь к этому".
"Но это правда, что нужна высокая концентрация. Иногда в течение 90 минут по твоим воротам не пробьют ни разу, а затем на 91-й минуте прилетит. Ты всегда должен быть сосредоточен, и ты устаешь быть постоянно на таком уровне концентрации. Он абсолютно прав. Иногда я разговариваю сам с собой, но это случается всего пару раз. Я пытаюсь сказать себе, что мне нужно сосредоточиться. Может быть, у них будет один шанс или ни одного, и тебе нужно быть там, чтобы спасти свою команду".
"Но у тебя всегда есть шансы [быть в игре]: ты играешь ногами, выходишь из ворот. Я считаю, что фокусироваться очень важно. Ты должен быть готов на все сто, неважно к чему. Как бы ни было сложно, но тебе это нужно".
Однако всегда есть время на подумать и не всегда это хорошо. Стоя там один, ошибки могут разъедать тебя изнутри. Может быть, это фасад, который, правда, не смущает его. Критика иногда должна жалить.
"Конечно, есть подобные моменты, но это наша профессия, наша работа, и мы всегда стараемся быть счастливыми и уверенным. Может быть сложно: если ты потерпишь неудачу, то увидишь это во всех обзорах. Я люблю свою профессию. Я человек, и, конечно, я могу ошибаться".
Болельщики любят напоминать об ошибках. И не один игрок так не подпадает под обструкцию, как вратарь, одиноко стоящий у последнего рубежа. "Мне нравятся такие комментарии, я люблю, когда они пытаются сделать тебя неуверенным. А когда они свистят, это лучшее…, – говорит он. "В такие моменты я улыбаюсь, потому что это приятно. Было бы странно, если бы они не свистели, когда ты выходишь. Болельщики пытаются сделать тебя неуверенным. В конце концов, неважно как, но тебе нужно играть".
"Я пытаюсь учиться на своих ошибках. Ты не можешь вернуть время назад. Ошибки будут всегда. Важно их минимизировать. Когда ты ошибся, ты не можешь ничего изменить, и ты должен концентрироваться на следующем матче. Я всегда стараюсь отстраниться и слишком много думать о том, что произошло. Никогда не думаю в стиле: "О, ты сделал действительно ужасный пас…а мог лучше". Потому что, когда ты думаешь о последнем моменте, ты потерпишь неудачу в следующем".
"Я доверяю своим одноклубникам по команде на все сто, и они отвечают взаимностью. Я всегда расслаблен и стараюсь сосредоточиться на следующем моменте".
Марк-Андре тер Штеген признает, что не всегда был счастлив.
"Иван Ракитич говорит по-немецки, поэтому когда мы оба оказались в команде, нам было легко. Я спрашивал его, что они говорят, потому что не знал языка. Он мне очень помог. Он помог мне наладить коммуникацию и все это меня успокоило", – говорит тер Штеген.
Он усмехается: "Я точно знал, что обо мне говорят, что также важно".
"Сейчас я чувствую себя, как дома: за эти три с половиной, уже четыре года. Мне хорошо, жена счастлива, мы оба стараемся как можно быстрее адаптироваться к менталитету. Потому я хотел как можно быстрее заговорить на этом языке. Счастлив, что все так сложилось. В начале я был не так счастлив, но теперь, когда полтора года я первый вратарь, все иначе".
И вот оно.
Ключ. Еще один поворотный момент, как и тот день, когда его тренер сказал ему, что ему не нравится что-то в его беге. В тот момент, когда его вера в себя была подкреплена уверенностью в нем со стороны клуба. Решающее время, и тер Штеген победил: "Мне показали, что я ценен для клуба", – говорит он. После двух лет разделения обязанностей, ситуация, которая никого не удовлетворяла, наконец изменилась.
Браво отправился в "Манчестер Сити", а тер Штеген остался в Каталонии. Сейчас все очевидно, но тогда все было не так ясно. У Клаудио все пошло не так хорошо, а у Марка-Андре наоборот.
"Футбол так часто работает, – говорит он. "Когда он был здесь, то считался очень хорошим, качественным вратарем, и между нами всегда были особые отношения".
Должно быть, сложно, когда два вратаря хотят одного и того же, но оба понимают, что получит это только один из них.
"Да, это так, потому что решать должен клуб. Клаудио был более ценен, и у него были такие же намерения, как и у меня: мы хотели играть на все сто. Оба, а не так, что один играет в Кубке и Лиге чемпионов, а другой в Примере. Я всегда хотел работать все сто процентов, и он тоже, и в конце концов клуб должен был решить. Ситуация была сложная не только для клуба, но и для нас".
"В конце концов, Клаудио решил уйти. Я убежден, что он все еще также хорош, что он пытается работать на максимуме. Хотя сейчас он и не играет так много, как хотел бы, но он принял решение, которое изменило жизнь. Надеюсь, что однажды он вернется в Испанию. Посмотрим, как все сложится. В тот момент был выбор или я, или он. И они решили все в мою пользу".
Источник: EPSN