Не белградский "Партизан", "Динамо", "Ворскла" и все-все-все
Попросили меня тут написать сочинение на тему «Футбол моего детства». Ну что ж, держите – первая часть, обо всем, кроме зарубежного футбола, о нем – чуть позже…
Футбол в моей жизни был всегда. Все просто – мой отец активно занимался футболом в спортивной школе города Прилук, играл на область, с хорошими шансами засветиться как минимум в черниговской "Десне", но судьбе было угодно, чтобы он стал учителем математики, о чем никто никогда не жалел.
Ну а в футбол он все равно играл – уже на первенство Семеновского района Полтавской области. Сначала за Худолиевку, где я и родился, а потом – за Кривую Руду, где он и выиграл три титула чемпиона района кряду в команде "Партизан" с невероятными показателями результативности, которым позавидовал бы и Пеле – ну, в количественном измерении, конечно.
В общем, первый мой футбол был живым, а главное воспоминание детства – как я заказывал отцу количество голов, которое он должен сегодня забить и он почти всегда выполнял этот "заказ", хоть иногда моя фантазия и выдавала цифры в районе 4-5 голов. Самое интересное, что уже в то время отец не совсем был похож на футболиста, и изначально для людей несведущих его появление на поле было поводом постебаться (лишний вес). Но – до первого гола и до первого сезона, потому что дальше уже и его и команду уважали и опасались все соперники.
На поле он мало бегал, а забивал в основном после стандартов – вот потому и уважаю я команды, умеющие разыгрывать штрафные и угловые до сих пор. Чуть ли не каждый второй угловой в случае с "Партизаном" заканчивался голом, так как там хватало и умельцев навесить на ближнюю штангу или в район 11-метровой отметки и ударить – головой или через себя, что было особо эффективно в исполнении отца, с его тогдашним весом и безумно красиво. Голы, забитые ударом (именно ударом!) головой и всякие ножницы и бисиклеты опять же – обожаю с тех пор. А еще – он всегда забивал пенальти, ну что тот Ле Тиссье. И до сих пор не может понять, как профессиональные игроки могут мазать с "точки", если он в споре с голкипером "Партизана" на трехлитровую банку самогонки (этот приз, конечно – чисто символичный, никто его никогда не видел – просто звучало красиво!) забивал десять из десяти, предварительно объявляя в какой угол будет бить.
Сам я на большом поле любить не играл категорически, так как был кем-то наподобие Филиппо Индзаги, а таких товарищей в детских командах не особо любят и выбирают всегда последними. А вот в зале или на маленьком поле, в клетке – это вот была моя стихия, так как удар был и есть до сих пор и умение отправить мяч в ворота, даже если они как на тренировках у отца – перевернутый турник (ну, вот были такие в спортзалах, что вешались на лесенку), размером – ну чуть больше мяча. Правила у нас были свои – играли три на три, вратарю можно было задерживаться у ворот только на пять или десять секунд, а за нарушения всякого рода – удар по пустым воротам с центра "поля". В таких условиях эффективной была только мини-футбольная тактика "отдал-открылся" и игра в пас, ну и с хорошим подбором партнеров в игре "на высадку" мы могли сидеть на поле по два круга при 6-7 командах. В общем-то, я и сейчас играл бы исключительно в зале или клетке – дурак я, что ли, бегать по всему полю.
Телевизионный футбол пришел вместе с первым цветным телевизором в 1986 году. Копили на него к чемпионату мира, но затем внезапно он превратился в цветной ковер как раз перед матчем открытия ЧМ, так как мама решила, что он вполне может заменить цветной телевизор. Время было такое, что отец просто взял беспроцентный кредит и купил на следующий день "Таурас", по которому и смотрели ЧМ-86. Мне было шесть лет и тем летом мы как раз переехали из Худолиевки в Кривую Руду, а я пошел в первый класс. Говорят, что тот чемпионат мира я смотрел, но – я ничего не помню.
Первое воспоминание о просмотре футбола – когда вся команда "Партизан" праздновала очередную то ли победу, то ли чемпионский титул у нас дома. Мы все смотрели финал Кубка СССР, но в моей памяти все перепуталось – по какой-то причине я помню, что была серия пенальти, в ходе которой забил Михайличенко, но с другой стороны – помню и что соперником был "Локомотив" и разгромили его знатно 6:1 – опять же с голом Михайличенко. Вероятнее всего, в похожих условиях мы смотрели два финала – 1987 года с минским "Динамо" и 3:3 серией пенальти и 1990 года с "Локомотивом" и выносом – 6:1.
Моей любимой командой детства (кроме «Партизана»), конечно же, было киевское "Динамо" – я знал тот великий состав конца 80-х по номерам с запасными, моя комната была увешана плакатами, фотографиями, вырезками из журналов "Старт", открытками с фотками Заварова, Литовченко, Михайличенко, Протасова, Баля, Балтачи, Чанова, Евтушенко, Раца, Блохина, Демьяненко, Кузнецова, Яремчука… Ну, а любимым игроком был Алексей Михайличенко.
Почему? Все довольно просто – мой отец родом из села Манжосовка (или Дедовцы) под Прилуками, фактически сейчас это уже черта города, а именно там жила родная бабушка Лёсика и масса его родственников и он часто приезжал туда на лето. В то время футбол был самым популярным развлечением для детей и в селе проводился чемпионат в четыре круга и играли там только местные – это сейчас на чемпионат района бегает, кто попало, а вот для детей этот вопрос был принципиальным. Ну, в общем, Лёсик попросился играть со словами "Я из Киева приехал", ну отец ему и предложил мячи за воротами подавать, если он из Киева, а потом как-то у Алексея Михайличенко кровь из носу потекла, и отца не выпускали играть в футбол неделю…
По какой-то дивной коллизии после того как я услышал этот рассказ для меня Михайличенко стал роднее всех в "Динамо", ну и чего там – играл он в то время очень даже прилично – и в "Динамо" и в сборной и в "Сампдории" и "Рейнджерс". К слову, был в том "Динамо" и еще один игрок, с которым пересекался отец – Олег Кузнецов, которого, по его словам иначе как "костолом" в Чернигове не называли, но Лобановский сумел сделать из него великого защитника. Да – еще я точно помню, что одной из немногих претензий к ВВЛ в то время от отца было то, что он превратил в защитника Бессонова, который по молодости был очень крут в атаке. А так в моем кругу боготворили Лобановского и "Динамо", не любили "Спартак" и ЦСКА, но в советское время – поддерживали их в еврокубках. Мне, к слову, из числа других команд больше всего нравилось "Торпедо" – они тогда были такой себе "грозой авторитетов". Ах да – и "Жальгирис" со смешными фамилиями – Нарбековас, Фридрикас, Иванаускас, Янонис и т.д. По какой-то причине мне тогда вообще все нравилось, связанное с Прибалтикой, а любимым хоккейным вратарем был Артурс Ирбе.
Телевизионный футбол для меня был интереснее только вечером, потому как днем он вызывал лишь жгучее желание взять мяч и побежать играть в футбол с друзьями. Обычно матчи чемпионата СССР проходили для меня так – я смотрел до перерыва, потом уже сил терпеть не было, и я бежал на площадку в надежде, что там уже идет вечернее рубилово с большими шансами на успех, так как в то время в футбол реально играли ежедневно.
А вот вечерние матчи еврокубков, хоккей и конечно – чемпионаты мира и Европы отсматривались "от и до". Но об этом – в другой части, посвященной моим детским и юношеским симпатиям в зарубежном футболе.
Первый мой большой футбол вживую – знаменитая "шубная" игра против "Панатинаикоса". Эту поездку я помню, как сейчас – с футболистами того самого "Партизана", который уже, кажется, не был "Партизаном" (сейчас – "Магнолия", так как в нашем селе есть дендропарк, где растет и магнолия и еще много чего) и частыми остановками автобуса для импровизированных пикников выехали за пределы района – привал, области – привал и т.д. Помню как удалось даже подойти к газону – каким же он зеленым казался, я никогда больше в жизни такого насыщенно зеленого цвета не видел – ну, или мне так казалось.
Хотя и выиграли 1:0, но игра мне показалась чем-то фантастическим, а гол забил любимый игрок той поры – Виталий Косовский. Праздновали по дороге домой всю ночь, но когда триумфально въехали в село с криками "Греция – параша!" (уж, извините – из песни слов не выкинешь), оказалось, что рано радовались. Уже было известно, что "Динамо" могут дисквалифицировать, что и подтвердилось вечером. Вот такой вот – облом у меня случился на первом выезде на "Динамо". Но все равно – хоть этот матч и выпилили из всех справочников, для меня – он особенный, потому что – первый!
Приблизительно в то же время мы с отцом стали болеть за "Ворсклу", которая только вышла в вышку и сходу заняла третье место. Странно, но по какой-то причине "Кремень" таких эмоций не вызывал, а вот эта команда Пожечевского – мы в нее влюбились с первого взгляда. Как сейчас помню состав – Ковтун, Дычко, Мачоган, Кефалов, Омельчук, Боровский, Кобзарь, Кислов, Богатырь, Головко (не тот, хоть и тоже Александр), Гузенко, ну и конечно – непревзойденные Иван Шарий и Сергей Чуйченко. Гол Шария "Динамо" со штрафного до сих пор в памяти, как и та игра. Потом еще Игорь Костюк пришел под еврокубки – вот он, Кобзарь и Чуйченко и были моими любимыми игроками в той команде.
Потом уже в студенческие годы было "Динамо" Лобановского и все матчи еврокубков и сборной на стадионе, кроме одного – с "Баварией", 3:3 – хоть и стоял в очереди несколько дней, но на игру не попал, а потом узнал, что спекулянты, посчитавшись, перед игрой меняли билеты на семечки. Этот матч и то, что то "Динамо" не вышло в финал Лиги чемпионов – самое большое футбольное разочарование в жизни, вместе с матчем Украина – Словения, на который я купил 10 билетов и раздал в общаге. Погода была – снегопад, цены скинули в 10раз как раз, мы всей секцией с двумя бутылками коньяка и пошли в полной уверенности, что будем праздновать выход на Евро-2000. Но было и много хорошего – эх, как же мы душевно "Барсу" рвали...