Невероятные приключения итальянцев в отборе к чемпионату мира 1958. Часть ІІІ
Португалии 22 декабря предстоял последний и решительный бой с итальянцами. Наученные горьким опытом, аппеннинцы не хотели ничего оставлять на долю случая. Местом проведения матча был выбран Милан. Почему местные чиновники остановили свой выбор на столице Ломбардии? Все очень просто. В декабре на севере Италии настоящая зима, что должны были почувствовать на собственной коже теплолюбивые португальцы. Погода не подвела и «Сан-Сиро» встретил гостей снежными сугробами. Лузитане увидев, что из себя представляет газон миланского стадиона, назвали их достойными сынами Макиавелли. Но оказалось, что это не последний сюрприз, подготовленный радушными хозяевами для дорогих гостей. Итальянцы умудрились где-то найти своего арбитра. Как им это удалось? Все просто – он имел югославский паспорт. Португальцы пробовали протестовать: «Где вы видели югослава с именем Эцио и фамилией Дамьяни?». Но FIFA отмахнулась от них, как от назойливой мухи. Португальцам было невдомек, что итальянцы все давно порешали на самом высоком уровне.
Вот так апеннинцы после того, как в Белфасте отказались от местного судьи, организовали своего арбитра. На этом аналогии с Северной Ирландией не закончились. Кроме снега, «Сан-Сиро» укутал непроницаемый туман, мяча вообще не было видно. Судья должен был отменить этот матч, но он прекрасно знал свое дело. И в послематчевом рапорте Эцио отметил, что условия для игры оказались чуть ли не идеальными. Этот поединок вошел в историю, как «матч который никто не видел».
«Мне удалось занять стратегически важное место около тренера Фони (в те времена журналисты иногда действительно проникали в эту запретную зону, достаточно было просто быстро бегать и делать каменное лицо). Но даже оттуда я ничего не видел. И тут из тумана вынырнула фигура нашего игрока Пивателли. Я у него спросил, какой счет, тот ответил 2:0. Так я стал первым болельщиком на «Сан-Сиро», который узнал, что мы побеждаем», – писал журналист Альфео Бьязи.
«Матч, который никто не видел», закончился со счетом 3:0 в пользу Скуадры Адзурры. Теперь на итальянцев ждала решающая игра, в которой им уже не приходилось рассчитывать на помощь «слепой» Фемиды. В ключевом матче Фони решил изменить себе и выставил суператакующий состав, найдя место на поле для Гижди, Скьяффино, Пивателли, Монтуори и да Косты. «Зачем он это сделал? Ведь в этой игре нам достаточно ничьей». Таким вопросом задавались многие итальянские футболисты, узнав стартовый состав.
Из этой авантюры ничего хорошего не вышло – матч прошел под диктовку Северной Ирландии. Уже к 28-й минуте ольстерцы создали комфортный задел в два мяча. Их старания чуть не перечеркнул неуклюжий вратарь Норман Апричард, который заменял в этом матче основного голкипера ольстерцев Гарри Грегга. Знаете, почему Грегг не смог сыграть? Вы будете смеяться, но он застрял в лондонском аэропорту из-за тумана. Это чуть не сыграло злую шутку с североирландцами. На 56-й минуте да Коста, отчаявшись пробиться к воротам ольстерцев, ударил наобум с 35-ти метровой дистанции. Апричард, опустился на колени, чтобы зафиксировать мяч, но пропустил круглого между ног. Стадион взорвался оглушительным хохотом. «Мы умудрились проиграть команде, у которой был такой вратарь», – разочарованно писал Бьязи.
После забитого гола итальянцы воспрянули, но ненадолго. Гиджа, на которого Макмайкл охотился весь матч, не выдержал и ударил грубияна. За это Жолт (на этот раз мадьяр учел метеоусловия на Туманном Альбионе и прилетел в Белфаст загодя) выдворил его с поля. Ориунди покинул поле со слезами на глазах. После того, как итальянцы остались в меньшинстве, они уже даже не пробовали атаковать. Финальный свисток зафиксировал первый выход ольстерцев на мундиаль. А итальянцы в свою очередь установили другое менее приятное достижение, они впервые не смогли пройти сито отбора на ЧМ. Отторино Барасси не скрывал своего разочарования случившимся и дал Бьязи одно из самых эмоциональных интервью в истории итальянского футбола. То насколько Отторино не терпелось сказать пару ласковых слов, свидетельствует тот факт, что функционер сам подошел к папарацци и спросил у него: «А ты бы не хотел взять у меня интервью?» Альфео, конечно же, не мог отказаться от такого предложения.
«Мы пролетели мимо чемпионата мира. И это очень серьезно. Я думаю, что пришло время начать все с нуля. Мы уронили престиж итальянского футбола. У синьора Фони контракт до июля. Однако он оказался в очень деликатной ситуации, и я не удивлюсь, если от него придут новости намного раньше этого срока. Альфредо – хороший тактик и футбольный специалист, но я не думаю, что он подходит для руководства командой на поле. Он генерал, но иногда сержанты, которые появляются из ниоткуда, оказываются более полезными и могут превратить разношерстную компанию в дисциплинированную армию. Я уже начал задумываться над тем, кто придет на смену Фони. Возможно, Рокко – гениальный тренер, и еще есть Феруччо Валькареджи. Он мне очень нравится. Я уже давно наблюдаю за его работой и он добивается блестящих результатов (в 1958 году Валькареджи еще работал в Серии С, а его уже рассматривали в качестве тренера национально сборной!). Для того чтобы снова вернуться в мировую элиту, мы должны сделать ставку на молодых игроков и сбросить за борт балласт, который много лет тянет нас на дно».
Эти слова Барасси остаются актуальными и в наше время. Скуадра Адзурра вступила в трудную эпоху перемен, умудрившись впервые за 60 лет пропустить главный мировой футбольный бал. Однако можно не сомневаться в том, что знойная красавица недолго будет горевать. Она быстро приведет себя в порядок и снова вскружит голову многим элегантным кавалерам. Forza Italia!