Невероятные приключения итальянцев в отборе к чемпионату мира 1958. Часть ІІ
К тому времени ольстерцы уже успели съездить в Португалию, где, несмотря на то, что не слезали сворот лузитан, довольствовались лишь очком. Разумеется, что такой результат был на руку итальянцам. Домашняя игра с Северной Ирландией началась для Скуадры Адзурры – лучше не придумаешь, уже на 3-й минуте Червато реализовал штрафной. После этого на поле была только одна команда. Ольстерцы все оставшееся время пытались подобрать отмычки к итальянскому замку, но Фортуна упорно отворачивалась от британцев. Трижды апеннинцев спасал каркас ворот. После финального свистка, несмотря на победу, тиффози провожали Скуадру Адзурру оглушительным свистом. Фони лишь усмехался: «Главное не пропустили». Тренер не сомневался в крепости своих редутов. Козырем защитной пятерки итальянцев являлась сыгранность. И это неудивительно, ведь все защитники представляли «Фиорентину», которая доминировала в Серии А.
Но очень скоро Альфредо пришлось отказаться от роскоши строить редуты из фиалок. В товарищеском матче югославы не оставили мокрого места от хваленой итальянской обороны, отгрузив макаронникам 6 мячей. Атака же Скуадры Адзурры родила только гол престижа. Хотя какой тут, к черту, престиж? Фони никогда не слыл любителем экспериментов, но теперь даже ему пришлось взять метлу и отправить восвояси флорентийскую диаспору. Не забыл Фони и о беззубой атаке. Новый квинтет форвардов составили – Пандольфини, Бониперти, Беан, Пезаола и Гиджа. Да, тот самый, единственный человек которому удалось заставить замолчать «Маракану». Фони решился прибегнуть к любимому трюку легендарного Витторио Поццо – у нас проблемы, мы звоним ориунди, предлагаем им хорошие деньги, а потом ищем им итальянских бабушек или дедушек и они приносят нам титулы. В 30-х годах система не давала сбоев. А вот 20 лет спустя все изменилось.
Накануне матча с португальцами многие журналисты критиковали тренера за то, что он настолько решительно перетряхнул состав. А как же сыгранность, спрашивали пессимисты. Но их было очень мало. Ведь это Португалия, мы их возьмем одной левой, писали папарацци. Такой же настрой передался Фони. Он уже мысленно записал себе в актив 2 очка в игре с Португалией. Ходят слухи о том, что Альфредо напутствовал своих футболистов такими словами: «Не переживайте, что у нас совершенно новая линия обороны. Нам же противостоят португальцы, а они нам уж никак не смогут забить». Однако в Лиссабоне громыхнула сенсация. Лузитане забили, и не раз, а трижды. Так Италия стала первой командой, которую красно-зеленым удалось обыграть в отборе к ЧМ. После того, что сделали с апеннинцами юги и португальцы, акулы пера не давали ни минуты покоя «гениальной» технической комиссии. Некоторые даже успели поставить крест на перспективах Скуадры Адзурры поехать в Швецию. «Как можно говорить о чемпионате мира, если наша защита напоминает проходной двор?». Однако Фони не думал отчаиваться, все по-прежнему было в его собственных руках. Для того, чтобы отправиться в Скандинавию, Скуадре Адзурре хватало набрать 3 очка в двух следующих матчах. Конечно, эта задача не выглядела невыполнимой.
День 4 декабря 1957 года уже давно был отмечен красным цветом в календаре ольстерских болельщиков. Они понимали, что победа над макаронниками практически гарантирует им участие в мундиале. Пресса тоже прекрасно понимала важность этого поединка. Одна из газет опубликовала коллаж, в котором маленькие футболисты Скуадры Адзурры стоят внутри большого шприца. Газетчики так намекали на то, что итальянцы сидят на допинге. После скандальных слухов, о том, что немцы победили великолепных мадьяр не благодаря тевтонскому духу, а благодаря запрещенным препаратам, эта публикация имела большой резонанс. Также ирландцы делали акцент на том, что за апеннинскую сборную играют «коренные итальянцы» Скьяффино, Гиджа, Монтуори. Подбросила дров в огонь вражды и традиционная британская погода.
Венгерский судья Жолт решил отправиться на матч, не посчитавшись с возможными форс-мажорными обстоятельствами. До Лондона он добрался без проблем, а вот поспеть вовремя в Белфаст не представлялось возможным. Тогда ольстерцы предложили апеннинцам своего судью Митчелла. Но макаронники, конечно же, отказались от такого царского предложения. Руководитель итальянской делегации Отторино Барасси моментально настучал на североирландцев в FIFA, и оттуда пришел ответ: матч нужно играть, но он буде признан товарищеским. Болельщики, заполнившие до краев чашу «Виндзор Парк», узнали о товарищеском статусе поединка только за 10 минут до его начала. Что тут началось... По словам итальянских футболистов, когда они вышли на поле, перед ними будто бы разверзся ад. Трибуны без устали освистывали итальянцев, обзывая оринуди обезьянами. Под стать болельщикам действовали и игроки. Недаром этот товарищеский матч окрестили «Битвой при Белфасте».
Уже на первых минутах ольстерцы чуть не вырубили голкипера апеннинцев Бугатти. Эта игра более напоминала регби, чем футбол. На 83-й минуте Джузеппе Кьяпелла, устав терпеть ольстерские фокусы, прыгнул двумя ногами сзади на Макадамса, который только чудом уцелел после этого, с позволения сказать, подката. Итальянец, увидев перед собой красный свет, еще долго не мог успокоиться. И только полиции удалось убрать его с поля. Эта выходка еще больше раззадорила горячих ольстерцев. Они, нашли в себе силы дождаться финального свистка. А потом волна болельщиков затопила «Виндзор Парк». Кто его знает, чтобы они сделали с апеннинцами, если б им не подоспел на помощь капитан Северной Ирландии – Дэнни Бланчфлауэр. Он придумал приставить к каждому итальянцу персональный эскорт – по одному игроку своей команды. Так апеннинцы отделались легким испугом. Не повезло только Рино Феррарио, который замешкался, давая автограф мальчику, и проморгал момент, когда нужно было делать ноги. Несмотря на шкафообразную комплекцию, Рино очень хорошо помяли бока.
Кстати, закончился матч с устраивающим итальянцев счетом 2:2. Правда, неизвестно, как бы играли североирладцы, если бы знали, что поединок – официальный. Хотя для ольстерцев наверное не существует товарищеских матчей – они никогда не выходят отбывать номер на поле.
После матча белфасткая пресса потешалась над макаронниками, которые по собственной глупости профукали устраивающий их результат. Конечно, итальянские папарацци тоже не упустили случая задать Отторино Барасси этот щекотливый вопрос: «Возможно, стоило согласиться играть даже с их арбитром?». Функционер дал собственную оценку событий: «На самом деле мы не имели ничего против того, чтобы игру обслуживал Митчелл, даже несмотря на то, что он – североирландец. Категорически против официального статуса данного матча высказался комиссар FIFA. Поначалу он вообще не хотел, чтобы эта игра состоялась. Но мне удалось его переубедить, сделав акцент на том, что все билеты на поединок уже проданы». FIFA вынесла решение провести решающую игру между итальянцами и североирландцами 15 января 1958 года. Однако мы совершенно забыли о еще одной команде, тоже имевшей призрачные надежды на то, чтобы отправиться в Швецию.
Окончание следует...