Глава 3. Первый год в Римини. Часть 2
Моя футбольная революция также предусматривала и изменения функций игроков. Например, вратарь, по моему мнению, – важный элемент защиты. Он должен не только уметь разговаривать и прыгать, ему необходимо быть игроком, понимать игру. Я хотел, чтобы у меня был вратарь с хорошей техникой, с характеристиками защитника, который играет не в воротах. Вратарь не должен постоянно находиться между штанг. Он – последний защитник, который руководит линией обороны, действует на опережение, предугадывая задумку соперника. С тех пор прошло 30 лет, и я для меня лучшим защитником чемпионата мира в Германии 2006-го года стал вратарь Мануэль Нойер, чья команда победила на турнире. Разве это случайность?
В книге я перечислял различные качества, которыми должен обладать игрок каждой зоны поля: речь шла не только о физиологии, но и о характере. Все мои советы можно было использовать на тренировках, чтобы распознать и совершенствовать эти качества в футболистах, моделируя игру команды. Я шаг за шагом строил свой футбол, но у меня еще и была прочная этическая база. Так сложилось, что игроки, на которых я делал ставку, не были лучшими с технической точки зрения, но всегда самыми надежными, я мог им доверять. "Чтобы повысить уровень футболиста в целом, важно на тренировках работать над этическими аспектами и умственными способностями. Это необходимо, чтобы справиться с физической и психологической нагрузкой тренировок и матчей".
Главными качествами моего идеального игрока были надежность и безотказность, и только потом – техника. Талант шел на последнем месте. Хотя в Италии все строили команды, полагаясь на индивидуальные качества, на гениальность и вдохновение лучшего футболиста. Словно его фантазия могла обеспечить победу. В футболе такого никогда не было и никогда не будет. Большие результаты достигаются только работой все команды – с партитурой, которой все следуют, и гармонией между линиями. Я не говорю, что нужно обрезать крылья талантам – лучшие игроки должны проявлять свои сильные стороны, словно играют вариацию на тему известного музыкального произведения. Я искал гармонию, постоянную связь между футболистами – так, чтобы у каждого была роль в партии, где все чувствуют себя главными героями, в независимости от того, владеют мячом или нет.
В мануале я также рассказывал краткую историю футбола, приводил конспекты различных школ: английской с ее схемой "WM", дунайской, венгерской. Из моей простой идеи футбола, при которой команда владеет преимуществом на поле и всегда играет ради победы, рождалась новая роль для тренера, дирижера оркестра, который создает музыку. Я писал об истории южноамериканской школы – от доминирования Уругвая в начале XX века до Аргентины и Бразилии Пеле. Рассказывал о важности швейцарской школы, французской и испанской. Анализировал немецкую и голландскую школы, потому что футбол подвергся большому влиянию темперамента, характера и особенностей каждой страны, где в него играли. Он менялся и принимал различные формы. Меня вдохновлял Аякс Ковача, но я также осознавал, что традиции катеначчо важны. "Штефан Ковач – сторонник "тотального футбола", у него играют Круифф, Крол, Сюрбир, Хюльсхофф". Круифф играл важную роль не потому, что обладал исключительной техникой, как Ди Стефано или Пушкаш. Он давал команде преимущество за счет того, что постоянно изобретал новые варианты развития игры. Ковач довел до совершенства постоянное перемещение десяти игроков – его защитники играли, как прирожденные нападающие. Полузащитники заставляли линию атаки действовать шире, но, в то же время, команда была компактной: ставка на офсайды позволяла каждому игроку участвовать в действиях, в независимости от того, был ли у него мяч. Нападающие опускались в центральную линию, чтобы конструировать атаки или начинать ускорение к воротам соперника.
Революция коснулась и моей роли. Я кардинально менял статус тренера. Я проводил тренировки, используя абсолютно инновационные упражнения и методы. Изменилась конечная цель тренировки – теперь это было не просто поддержание физической формы игроков, а интеллектуальная работа, упражнения на психокинетику. Я создавал симуляции эпизодов, которые могут возникнуть во время матча, учил команду действовала по памяти, быть хорошо организованной и располагаться на поле так, чтобы постоянно улучшать игровые связи, доводить их до автоматизма. Я пытался передать игрокам новый, агрессивный менталитет – готовить их психологически. Тренер должен был стать дирижером оркестра, который может исправить ошибки допускаемые игроком на тренировках, чтобы помочь ему стать сильнее.
Я не любил лентяев, тех, кто приходил в последнюю минуту, а уходил первым. Мне нужно были люди, которые полностью отдавали себя даже на тренировках. В мануале я писал о том, как футболист должен вести себя на поле и за его пределами, следить за питанием, избегать кутежей и соблазнов, которые появляются с легкими деньгами и популярностью. В 80-х итальянское общество менялось, футболисты превращались в секс-символов, героев слухов и скандальных газет. Для меня футбол всегда был способом показать лучшее в человеке. Основные правила моей концепции никогда не изменились: во главе всего ответственность, преданность делу, страсть и любовь.
"Реал олицетворяет футбол прошлого, Аякс – футбол будущего", – писал я в книге для подростков в 1982-м году. Возможно, восхищаясь и вдохновляясь этими великими командами, подсознательно я и сам хотел написать новую страницу в истории футбола. Однажды и я буду тренировать такую. Я создавал фундамент для своей идеальной команды, моего нового способа играть в футбол. И продолжал мечтать.
Это не был провинциальный футбол. Я основывался на больших традициях мирового футбола и пытался воплотить их в консервативной стране, где игра совсем не развивалась.
Я был знаком с президентом Римини Дино Капелли, человеком, который всего себя отдавал футболу, но не получал ничего взамен. Щедрый и порядочный, он влез в долги и рисковал своим бизнесом ради любви к футболу. Я не видел, чтобы кто-то так искренне переживал от матча к матчу. Он не сидел в ложе – как простой болельщик, хватался за голову и в ярости тряс оградительную сетку за воротами. Я уже подписал контракт и был уверен, что буду работать с Римини в Серии Б, но команда неожиданно понизилась в классе. Это была драма не только для клуба, но и для всего города.
Чезена и Римини были принципиальными соперниками, это была историческая вражда, как между Пармой и Реджо Эмилий, или Тернаной и Перуджей. Газета "Stadio" перечисляла бывших игроков и тренеров, которые могут возглавить Римини. Все – высочайшего уровня. Там были действительно известные имена, классный футболисты, которые стали отличными тренерами и были готовы принять вызов, помочь разочарованным тифози снова почувствовать успех. Например, Антонио Анджелилло, победитель Копа Америка-1957 в составе Аргентины, который потом принял итальянское гражданство, забил 77 голов за Интер и играл в сборной Италии с Альтафини и Сивори. Или Анджело Доменгини, чемпион Европы 1968-го года, серебряный призер чемпионата мира 1970-го. А еще Лауро Тонеато, легенда Сиены, очень опытный тренер. Список был длинным, в нем нашлось место и мне, Арриго Сакки.
Президент Капелли понял, что цикл завершен. Денег у клуба не было.
"Что будем делать?", – спросил он у меня в отчаянии после окончания сезона, итогом которого стал вылет в последнем туре.
"Продадим всех и наберем молодых игроков, не тратя много!". Это была моя философия, на которую я опирался на протяжении всей карьеры.
Продолжение следует.