И в ох-х штанах. Часть I
1998 год. Главным героем принципиального поединка между сборными Венгрии и Австрии, закончившегося со счетом 3:2 в пользу мадьяр стал дебютант – Габор Кирай. Это был совсем не тот случай, когда первый блин – комом. О таком дебюте можно только мечтать. Уже на 4-й минуте защитники сборной Венгрии привезли пенальти. К мячу подошел легендарный Тони Польстер. Супербомбардир уже видел мяч в воротах, ведь какой-то юнец в странных штанах не должен был стать для него помехой. Но Габор оставил ветерана с носом. Первым же своим касанием в игре он отразил пенальти. После финального свистка Кирай не мог сдержать слез радости: «Поразительно. Весь стадион сегодня пел мое имя. Это лучший день в моей жизни. Также у меня есть чувство, что мы начинаем движение вперед и скоро сможем вернуть былую славу венгерскому футболу. Конечно, вам придется немного подождать, но знайте, что мы работаем над этим и сделаем все от нас зависящее, чтобы попасть на большой турнир».
Однако, как показало время, прогнозиста из Кирая не получилось. Фанатам мадьяров пришлось ждать целых 18 лет прежде, чем их сборная, наконец, пробилась на большой турнир. Также не менее удивительным для Габора стало то, что на протяжении столь длинного периода он сумел сохранить за собой пост номер один. Спустя много лет Кирай все же реализовал свою мечту и вместе с товарищами по команде доказал, что они не чужие на европейском футбольном празднике жизни. А когда он узнал о том, что дебютировать на Евро ему предстоит в поединке с Австрией, его лицо озарила почти джокондовская улыбка. Кстати, улыбка почти не сходит с лица венгра. Да и как может быть по-другому? Ведь Габор родился в День смеха.
Когда Кирай захотел стать футболистом, мать не ставила ему палки в колеса. Раньше она пробовала отучить от футбольного наркотика отца Габора. Однако Кирай-старший не желал соскакивать с этой иглы. Поэтому мать вскоре махнула рукой на эту безнадежную затею. Папа Кирая продолжал играть на позиции форварда за главный клуб родного города Сомбатхей – «Халадаш». На улице этого скромного клуба тоже были праздники. Так в сезоне 1992-93 годов «Халадаш» пробился в финал Кубка Венгрии. Однако андердог, к сожалению, не сумел сделать последний и самый тяжелый шаг к титулу. В следующем сезоне в составе «Халадаша», получив своеобразную эстафетную палочку от отца, появился Габор Кирай.
На первых порах юному киперу удавалось совмещать футбол со службой в армии. Габор в будние дни защищал границу страны, а на выходные стоял на посту номер 1 в «Халадаше». По свидетельству родителей сын рос очень тихим и спокойным мальчиком, но на футбольном поле он часто преображался. Юный Габор очень не любил проигрывать. В этом на собственной шкуре убедился один арбитр, в которого раздосадованный Кирай запулил мячом после финального свистка. Точный «трехочковый» оценили 10-ю матчами бана. Габор засучил рукава и начал еще тяжелее работать, в дальнейшем не допуская подобных взрывов. Литры пота, пролитые на тренировках, дали свои плоды – на юного венгра обратила свой взор Старая дама. «Герта» сделала «Халадашу» предложение, от которого нельзя отказаться. Так Габор стал важной частью командного механизма той колючей берлинской команды.
Поначалу мадьяр протирал свои штаны на скамейке, но после удручающей 7-матчевой серии без побед тренер Юрген Рёбер, уставший тасовать состав, решил сделать ставку на Габора. Кирай пришел, увидел и победил. Венгр стал безоговорочным первым номером «Герты», сумевшей в сезоне 1998/99 годов выгрызть бронзу бундеслиги. Главным фактором успеха Старой дамы стала железобетонная оборона, последней рубеж которой надежно охранял кипер в штанах. Даже в том триумфальном сезоне Габор не отказывал себе в удовольствии немного подурачиться. Однажды он начал атаку, умышленно заставив мяч отскочить от перекладины. После данного эпизода тренер разошелся не на шутку и грозился усадить Габора на лавку. В последнем туре сезона 1998-99 «Герта», уже гарантировавшая себе бронзу, принимала Гамбург. Во время матча фанаты Старой дамы, скандировали просьбу к Кираю ввести мяч в игру с помощью своего коронного трюка. И вот в одном из эпизодов стадион замер в предвкушении представления. Кирай направил мяч в крестовину, посмотрел на тренера, который уже готов был дать указание разминаться запасному голкиперу, и ввел мяч в игру естественным способом.
В сезоне 1999/2000 годов Герта навела шороху в Европе. В составе Старой дамы, как всегда, выделялся колоритный венгр. Особенно удались ему матчи против «Милана». В столице европейской моды Габор поразил избалованную ломбардскую публику не только своим штанами, а, в первую очередь, блестящей игрой. Хваленая атака россонери во главе с Шевченко и Бирхоффом только однажды смогла пробить Кирая. В Берлине же миланцы вовсе не смогли подобрать ключики к воротам Габора. «Герта» смогла пробиться во второй раунд Лиги чемпионов, сумев отцепить сам «Милан». Так Старая дама примерила на себя роль футбольной Золушки, а Габор стал жертвой акул пера. Многие папарацци не могли удержаться от вопроса о штанах…
Окончание следует…