Микель Мерино: "Теракт заставил меня переосмыслить мою жизнь"
Полузащитник обсудил произошедший в Дортмунде инцидент, объяснил почему жизнь в Англии оказалось не такой, какой он её ожидал, а также как игра под руководством Рафаэля Бенитеса может ускорить его попадание в сборную Испании.
Микель Мерино вставил в уши наушники и включил любимый испанский реггетон, когда автобус поехал по знакомой дороге. Когда громкость достигла максимума, он почувствовал себя заключенным в кокон своего маленького мира. Потом взорвались бомбы.
"Все полностью изменилось", – заявляет полузащитник "Ньюкасла", купленный английским клубом у дортмундской "Боруссии" за 8,5 млн фунтов. "Все подумали, что мы умрем. Этот момент был очень тяжелым. Мы были напуганы".
Одиннадцатого апреля дортмундцы переезжали из клубного отеля на Вестфаленштадион, чтобы в рамках четвертьфинального матча встретиться с "Монако". Три самодельные бомбы, спрятанные за изгородью и упакованные с острыми металлическими болтами, были только что взорваны. К счастью, автобус имел усиленные окна. Именно это спасло Томаса Тухеля и его команду от тяжелых травм. Единственными жертвами стали Марк Бартра, которому потребовалась операция на правом запястье, и полицейский мотоциклист, который получил повреждение слуха и большой шок.
Обвинения по 28 пунктам покушения на убийство было предъявлено 28-летнему гражданину, имевшему немецкий и российский паспорт. Он занимался спекуляциями на фондовых рынках и надеялся извлечь выгоду на резком падении акции дортмундской "Боруссии" в случае, если бы команда понесла потери.
Сейчас Мерино сидит в тихом уголке тренировочной базы в пригороде Ньюкасла, его воспоминания об этом ужасном вечере остаются такими же яркими, как его красный ботинки. "Было тяжело это пережить", – говорит он. "Оно меняет тебя". Микель вспоминает об одноклубниках, которые кинулись на пол и кричали водителю, чтобы тот "вытащил нас отсюда", когда автобус покачнулся в одну сторону, а мягкий весенний воздух, наполненный пылью, навсегда останется в его памяти.
"Мы не знали, будут ли еще бомбы, или может на нас нападут с оружием и убьют", – говорит он на впечатляюще свободном английском языке. "Но теперь все в прошлом. Я счастлив тому, что жив, и наслаждаюсь игрой в футбол".
В ту ночь Мерино по-другому взглянул на жизнь. "Теперь я всегда стараюсь смотреть даже на плохой опыт с положительной точки зрения", – говорит этот поразительно зрелый и уравновешенный молодой человек из Памплоны. "После того, как с тобой происходит что-то подобное, тебе легче, более расслаблено, думаете о тех вещах, которые раньше сильно беспокоили. Ты понимаешь, что нужно думать о важных вещах и наслаждаться каждым моментом".
Мерино все также близко общается с Бартрой. "Одна из бомб взорвалась недалеко от него, и у него действительно с рукой было не все хорошо", – вспоминает Микель. "Он весь побелел и не понимал, где он, поэтому я пытался помочь. Я разговаривал с его женой по телефону, рассказывал, что происходит, и куда мы направляемся. Затем я поехал с ним в больницу на машине скорой помощи и остался там на ночь. Я мог переводить для него".
"В том сезоне я боролся за место в составе "Боруссии" и был под большим давлением. Он очень помог мне, поэтому было приятно ответить дружеской помощью на его помощь. К счастью, он сильный парень с невероятной женой, и теперь у него нет никаких проблем. Он в порядке, но, как и я, он многое вынес из той ситуации. Он также смотрит на все с положительной точки зрения. Он благодарен, что жив".
Если поездки на командном автобусе "Ньюкасла" никак не влияют на Мерино, то первое в Германии все было иначе. "Я помню следующий раз, когда мы ехали на автобусе, то я был осторожен и немного обеспокоен", – рассказывает он. "Во время выездного матча с "Монако" наш автобус задержали на полчаса. Мы напряглись и начали спрашивать, что происходит".
Значительно меньше напряженности окружало разочаровывающий год вместе с Тухелем. Ведь именно под него Мерино покидал "Осасуну". За весь сезон он вышел на поле лишь восемь раз. "Все это зависит от уровня уверенности в тебе людей", – говорит игрок, который в команде Рафаэля Бенитеса практически каждый матч начинает со старта и уже заслужил сравнение с баском Хаби Алонсо. "В Дортмунде у меня не было уверенности в тренере. Я тот же игрок, каким был в прошлом году, но здесь мне доверяют. Вот главное отличие".
В клубе он играет достаточно глубоко, что контрастирует с тем, что в молодежной сборной Испании U21 Микель выполняет роль "десятки".
"В Дортмунде меня не узнавали, но когда здесь я гуляю по улицам, фанаты подходят и демонстрируют всю свою любовь", – говорит он. "Я действительно доволен болельщиками "Ньюкасла", они очень добры и всегда стараются помочь. Я этого не ожидал. Я думал, что англичанин – холодный, скучный и не приветливый, но я доволен тем, что ошибся. Я не ожидал такого количества смеха и шуток".
Мерино находит свой новый дом приятным. "Я живу в пятнадцати минутах от центра, и он настолько близок к сельской местности и побережью, что на пляже я частый гость", – добавляет он. "В Ньюкасле предстоит сделать большее, чем в Дортмунде. Я чувствую себя здесь, как дома".
Есть высокая вероятность исполнения мечты Микеля Мерино – оказаться в национальной сборной Испании. "Вероятно, что это будет не так скоро, но я надеюсь оказаться в ней в ближайшем будущем", – говорит игрок. "Я думаю, что смогу достичь этого, играя за "Ньюкасл". Почему нет? Когда ты растешь в Испании, то от тебя ждут тики-таки, и мне нравится такой футбол, но я способен и на другое. Я хочу быть хорош с мячом, я достаточно высок и силен физически, стараюсь быть совершенным полузащитником".
Есть мнение, что на позиции Мерино только Роб Ли мог похвастаться лучшим чтением игры. Но при этом Мерино своим желанием и игрой в отборе, когда это необходимо, помогает команде Бенитеса лучше сохранять владение, чем это было в прошлом сезоне.
"В Испании учат, что футбол идет от головы; это не только пахота и физические аспекты. В Испании всегда были крупные центральные полузащитники, и, конечно, они хороши технически, умны. Они знают, что и когда делать. Они всегда думают об игре и как они могут помочь своей команде".
Сейчас Анхель Мерино, бывший игрок "Лас-Пальмас", "Сельты" и "Осасуны", отец Микеля, стал тренером и знаком с Бенитесом. Сам Микель рос в семье, где частый глубокий тактический анализ матчей казался таким же нормальным, как ежегодный фестиваль Сан-Фермин в Памплоне с забегами с быками.
Шесть быков с тысячами местных жителей, бегущих рядом, зверь, который бегает по лабиринту узких городских улиц – это невероятное зрелище. "Это опасно, но абсолютно нормально для Памплоны", – говорит Мерино. "Так всегда было и будет".
Чувство, что "Ньюкасл" может не получить промоушн в премьер-лигу улетучилось, поскольку проницательные игровые планы Бенитеса позволили команде выглядеть в целом лучше, чем в сумме её частей. "Мы молодая команда, и самое главное, что мы все доверяем друг другу", – добавляет полузащитник. "Я многому учусь у Рафы. У меня всегда была предрасположенность к чтению игры, но теперь я понимаю еще больше".
"Он заботится о маленьких тактических деталях и учит, что каждый нюанс может стать полезным. На тренировках он очень профессионален и ожидает полного сосредоточения. За пределами поля Рафа отличный человек. Он всегда заботится о тебе".
После событий 11 апреля Мерино точно знает, насколько это важно.