Хуан Мата: "Люди недооценивают футбол. Он многим дает надежду". Часть первая

Игрок "Манчестер Юнайтед" и сборной Испании рассказал о своем проекте Common Goal ["Общая цель"], смысл которого заключается в отчислении одного процента от своего футбольного дохода в благотворительных целях, а также о своих отношениях с Жозе Моуриньо и смерти деда.
Девяносто минут с Хуаном Матой – это время, полное пространства и света. Это немного похоже на то, как он играет в футбол, где его интеллект и видение очевидны. В небольшой отель в Олтрингеме он приезжает без суеты. Он один, без агента или спонсора, и заинтересован в интересном разговоре, а не рутинном интервью.
Важность места становится яснее, когда мы обсуждаем субботний визит Маты и "Манчестер Юнайтед" на "Энфилд" [разговор произошел в пятницу, 13 октября – прим.] МЮ занимает из-за худшей разницы мячей в таблице второе место, сразу вслед за "Манчестер Сити". Оба клуба в семи турах выиграли шесть игр и один раз сыграли вничью, "Юнайтед" ожидает первый настоящий тест в Ливерпуле. Мата уже блистал на "Энфилде", сделав дубль в ворота "Ливерпуля" в 2015 году. Этот день был изменчив, Стивен Джеррард был удален спустя 38 секунд после того, как вышел на замену.
Суббота может стать интенсивной и физически сложной, но Мата улыбается после вопроса о хаотичной игре в Премьер-лиге. "Мне это нравится, – говорит он с неожиданным для техничного игрока удовольствием. - Когда игра становится такой, то создается больше пространства. В Англии лига очень сложная физически, она складывается из множества частей, но это чувство "давайте забудем о тактике и будем просто атаковать" помогает мне использовать свободное пространство".

"Хороший футбол для меня – это не то, сколько финтов ты показываешь, или сколько игроков накручиваешь. Речь про принятие правильного решения каждый раз, когда у тебя есть мяч. Я знаю нескольких игроков, которые принимают 100% правильных решений – это Иньеста и Хави, – но и в Англии есть хорошие примеры. Скоулз, Лэмпард и Джеррард принимали гораздо больше правильных решений, чем ошибочных. Вы можете увидеть много игроков, развитых физически. Они быстры, сильны, но не принимают верных решений. Поэтому для меня самое главное – сделать то, чего требует игра в данный момент. Ты, естественно, знаешь как правильно, поэтому должен думать о защитных обязанностях и структуре. Но как только ты выходишь на поле, то твой ум должен быть свободен".
Свободное мышление и сочувствующая способность понимания того, что футболисты могут делать за пределами поля, лежат в основе проекта Маты Common Goal, который он запустил в августе. Испанец, который выигрывал Кубок мира, Евро и Лигу чемпионов, жертвует с каждой своей зарплаты по 1%. Деньги, которые собирает он и другие игроки, поддерживают футбольные благотворительные организации по всему миру. Амбиция Маты в том, чтобы достичь момента, когда 1% всей многомиллиардной футбольной индустрии будет жертвоваться на благотворительность.
"Этот проект не лично для меня, – подчеркивает Мата. - Кто-то должен был начать, и это сделал я. Но я надеюсь, что многие из нас полностью посвятят себя проекту. Конечной целью является то, что все, кто связан с футболом, включая болельщиков и СМИ, могут помочь по-разному. Лучший способ начать с игроков, потому что нам уделяется много времени. Мы говорим об одном проценте, потому что нам нужна реалистичная структура, которая побудит других людей присоединиться. Мой собственный 1% не означает много, но если в один прекрасный день мы достигнем одного процента от всего футбольного дохода, это будет здорово. И если люди сейчас находятся не в лучшей финансовой ситуации, то они могут присоединиться к нам, просто сообщив о проекте".
Мата руководствуется своим видением футбола, которое, на его взгляд, способно преобразовать общество, но есть еще и глубоко личные причины. Он помнит, как смерть деда восемь месяцев назад, вызвала желание улучшить менее счастливые жизни. "Ужасный день, – говорит Мата о смерти своего деда. - Он приводил меня на тренировки и смотрел все мои игры. Футбол был его страстью, и он был очень рад, что у него есть внук, который живет футболом. Для меня многое значило, когда он приходил посмотреть мои финалы чемпионата мира и Лиги чемпионов. Очевидно, когда я играю хорошо и что-то выигрываю, то чувствую себя счастливым. Но чувствую себя еще счастливее за свою семью, потому что знаю, что они страдают, если все идет не так. Они переживают больше меня. И они, вероятно, счастливее меня, когда все идет хорошо".
"В ночь перед его смертью мы сыграли против "Сент-Этьена", и я сделал голевую передачу на Мхитаряна, гол которого позволил выиграть матч. Был четверг, и я надеялся увидеть деда после финала Кубка Футбольной лиги, который должен был состояться в воскресенье. Но он умер в пятницу, поэтому в субботу я отправился в Испанию и вернулся на финал. В последний раз мы говорили после "Сент-Этьена". Он был очень слаб, но сказал, что я сделал очень хороший голевой пас. Этот ассист я буду помнить всю жизнь. Он был очень важен для меня еще и с той точки зрения, что заставил меня думать о футболе, как об инструменте, делающим людей счастливыми".

"Я думал о том, что нужно сделать свой собственный фонд, чтобы помочь другим. Также меня вдохновляла сестра. Она отличный человек и сейчас живет в Исландии. Она путешественница, свободный человек, и я восхищаюсь её образом жизни. Поэтому моя семья дала мне верный толчок по-новому взглянуть на футбол. Потом я познакомился с Юргеном Грисбеком [основатель StreetFootballWorld, который теперь занят в Common Goal]. Он работает в футболе в течение 15 лет, начинал в Колумбии после смерти Андреса Эскобара, который был убит за то, что забил автогол на чемпионате мира 1994 года. Мы поладили и придумали идею футбольного единения для помощи другим. Идея состоит в том, что помощь не должна быть добровольной. Мы стремимся к тому, что один процент пожертвований были бы автоматически встроены в структуру футбола".
"Эту идею нелегко воплотить в реальность, но у Юргена был опыт, у меня было доверие и контакты для распространения месседжа, что сила футбола несравнима. Куда бы я ни пошел, я вижу, что дети играют в футбол. Даже если нет травы и вместо штанг вещи, ты все равно видишь, как люди любят футбол".
На данный момент к нему присоединились шесть игроков – Матс Хуммельс, Джорджо Кьеллини, Серж Гнабри, Деннис Аого и две футболистки национальной сборной США – Меган Рапино и Алекс Морган. Все они объявили о том, что будут отчислять 1% от зарплат в фонд Маты. Алекс Броск, капитан "Сиднея", также подтвердил свое участие, как и самый многообещающий молодой тренер европейского футбола [Юлиан Наггельсман]. В ближайшее время будет объявлен первый английский футболист, который поддержит эту инициативу. "У нас много футболистов, которых мы будем объявлять шаг за шагом, – говорит Мата. - Мы хотим сделать рекламу долгоиграющей, а не просто появляющейся время от времени. Мы также хотим показать, что этот проект глобален, и у нас есть игроки со всех континентов. Отклик от всех был замечательным – журналистов, фанатов, моих товарищей по команде и других профессионалов. Иногда мы, футболисты, нуждаемся в небольшом толчке, но как только ты объясняешь о смысле проекта, то все всё понимают. Наша цель – сделать его простым, эффективным и прозрачным. После того, как Common Goal был запущен, ко мне обратилось много игроков, которые хотели сразу присоединиться. Это счастливый момент. У нас также были многообещающие разговоры с людьми, которые принимают решения в футболе. Я чувствую, что они очень хотят присоединиться к нам".
Считает ли Мата, что его цель процентного пожертвования от общего футбольного дохода реальна, даже если на это уйдут годы? "Неважно, сколько времени это займет. Рано или поздно, я думаю, мы это сделаем".
Мата еще не говорил об этой инициативе с Жозе Моуриньо, его тренером. "Иногда сложно в рутине подготовки к матчам думать об этих вещах. Так что, возможно, этот разговор перенесется на межсезонье. Всего лишь вопрос найти подходящий момент для общения со всеми".
После трудностей в "Челси", где Мата был отстранен Моуриньо, удивительно, насколько сильно все изменилось. Моуриньо недавно сказал: "Мне нужно игровое мышление Маты для возрождения "Юнайтед". "После сэра Алекса был трудный период с тремя тренерами и пятнадцатью новыми игроками. Но мы близки к стабильности, которую хотим. Мы знаем, что фанаты "Юнайтед" хотят захватывающего футбола и в этом сезоне, особенно на "Олд Траффорд", мы забиваем много голов. И лично я нахожусь на хорошем отрезке карьеры. Мне 29, так что это моя вторая её часть. Но я чувствую в себе, что могу дать многое".
Продолжение следует...