Копируя Роберто Баджо
Теперь можно с уверенностью сказать, что флорентийский супермаркет, который гостеприимно открыл настежь дверь перед всеми топовыми клубами Италии, распродан. Последним действительно ценным активом «Фиорентины» оставался Федерико Бернардески, но мало кто сомневался, что молодой итальянец присоединится, что и случилось сегодня. Кто такой Бернардески и почему его называют ни много ни мало новым Роберто Баджо – в этом материале.
Федерико Бернардески родился и вырос в том же маленьком тосканском городке, что и Джанлуиджи Буффон – Карраре. Впервые на футбольное поле он вышел уже в возрасте четырех лет. Его любовь к этой игре был инстинктивна, а игры в клубе родного города недостаточно. Каждый день он стучал мячом обо все стены дома, оставляя заметные вмятины. Уже тогда родители понимали, что для их ребенка футбол это не просто какая-то забава, а сам он создан для большого будущего.
В системе «Фиорентины» Федерико оказался в десятилетнем возрасте и с тех пор был её часть. Только один сезон он провел вне родных стен – в Серии Б за «Кротоне» в девятнадцатилетнем возрасте Бернардески наколотил двенадцать мячей, «фиалки» не могли не вернуть уникума обратно.
Всего одного года в старшей команде хватило левому нападающему для того, чтобы перерасти ярлык потенциально сильного игрока: ему дали «десятку», продлили контракт на четыре года и нарекли будущей бандьерой клуба.
После отличного сезона 2016/2017 года во Флоренции Федерико Бернардески вызвал разговоры об интересе со стороны клубов английской Премьер-лиги, а ближе к лету вообще заявил, что хочет покинуть команду прямо сейчас. Среди потенциальных покупателей назывались «Челси», «Тоттенхэм», «Манчестер Юнайтед» и «Ливерпуль». Но сам молодой итальянец наметил для себя другую цель.
Федерико постигал футбольную науку в городе, известном эпохой Возрождения, но он не стал при этом типичным тосканцем. Если прогуливаться по современному центру Флоренции, то можно увидеть борьбу за баланс между современными удобствами и невероятной историей и традициями. В этом городе был шумный протест против известной сети фастфудов, которая решилась открыться на площади Пьяцца дель Дуомо, являющейся домом для собора, которому уже 800 лет.
Жители яростно защищали свою главную ценность, намекая на то, что незваный гость может все изгадить своим вмешательством. И власти согласились с общественным мнением. Заявка была отвергнута, мэр ввёл новые правила, направленные на защиту исторического центра Флоренции. По ним любое новое заведение не должно вводить какие-то серьезные изменения в уже сформировавшуюся архитектуру.
Подобное поведение итальянцы называют «campanilismo». Точного перевода этого слова нет, но оно является производным от «колокольня». Наиболее близкий аналог – дань традициям. В Италии уже стало традицией то, что самое высокое и самое известное здание в любом городе или деревне становится его символом. Во Флоренции это Дуомо и где-то неподалеку от этого символа маячат фиолетовые футболки «Фиорентины».
Тифозерия «Виолы» сейчас выступает против современного футбола, протестует против нынешних владельцев – семьи Делла Валли. Они здесь чужие и видят в болельщиках только клиентов.
Тосканцы не из тех людей, которые требуют от команды чего-то крупного или ощутимого. Они хотят, чтобы каждый игрок их любимой команды показывал страсть и гордость за то, что на их плечах именно эта футболка. Учитывая всё это неудивительно, что Федерико Бернардески был выделен ими из общего состава. Он один из них, а флорентийцы живут мечтой о последней «десятке» клуба – Роберто Баджо.
Когда перед сезоном 2015/2016 Федерико принимал десятый номер, он понимал, что таким образом принимает традиции тех, кто носил его ранее: Джанкарло Антониони и Роберто Баджо. Таким образом, он также как и два этих легендарных игрока, занимал особенно место в сердцах болельщиков.
– Это было особенное решение, но я был вместе с «Фио» на протяжении долгих лет, и я хотел бы попробовать носить этот номер. Я хочу носить его с честью и без самонадеянности, поскольку «десятка» на моей спине является источником гордости. Это придает мне уверенности и я буду делать все возможное для этой футболки как на поле, так и на тренировках.
Долгое время именно Бернардески являлся визитной карточкой молодежного сектора «Фиорентины», демонстрируя её силу. Но прогресс был замедлен, когда находясь в аренде в «Кротоне», игрок сломал лодыжку. После восстановления и возвращения домой, Федерико использовался Пауло Соузой практически по всему полю.
Но сам итальянец тяготел к фланговой игре, но не в защите, куда отправлял его Соуза. Сзади не требовалась креативность и творчество, которое было сущностью Федерико, он откровенно терял время на неродной позиции.
Португалец сломался под напором болельщиков только ближе к зиме. Те настояли, а он согласился: Йосип Иличич должен быть задвинут, Бернардески выдвинут на родную позицию. Наконец «десятка» стала «десяткой» не только на спине, но и на поле. За ноябрь Федерико отгрузил пять мячей в шести матчах, а в финальной игре 2016 года именно его игра позволила сыграть 3:3 с «Наполи». Его критиковали за нестабильность, но он доказал, что способен сохранять свою лучшую форму, продолжив результативно действовать и в новом году.
Свой последний сезон с «Фиорентиной» Федерико Бернардески закончил на втором месте сразу в двух номинациях: как голеодор (14 мячей) и как ассистент (пять передач). Всего за весь чемпионат итальянец создал 57 голевых моментов.
Еще в ноябре прошлого года в интервью La Repubblica игрок предположил, что никогда не покинет тень всемирно известного Дуомо: «В моей голове есть мысль, что вполне возможно я закончу карьеру в «Фиорентине». Посмотрим, как будет развиваться моя карьера в течение будущих нескольких лет».
Спустя некоторое время его агент заявил, что Федерико не будет продлевать контракт, который должен был истечь через два года. К большому разочарованию местных болельщиков, термин «campanilismo» оказался чужд молодому игроку.
«Теперь мой сын, как и Роберто Баджо, сможет сыграть за «Ювентус». Кажется, что в семье давно определились с тем, чью судьбу попытается скопировать Федерико Бернардески.