Филиппо Индзаги: "Главное для тренера: быть честным и завоевать доверие"
Легендарный футболист в интервью Undici рассказывает, что быть тренером намного сложнее, чем забивать голы.
- Что интереснее: быть тренером или футболистом?
«Играть точно было легче, ведь все зависело только от меня. Я знал, как вести себя, как питаться, потому безошибочно действовал на поле. Тренеру куда сложнее: нужно постоянно делать так, чтобы тебе верили, найти подход к каждому игроку – к тем, кто постоянно выходит на поле, и к тем, кто чаще остается в запасе. Но, когда добиваешься цели, это приносит невероятное моральное удовлетворение. Даже большее, чем в бытность футболистом».
- В 2012-м вы завершили карьеру, а уже через несколько недель тренировали молодежь Милана.
«Мир футбола – моя жизнь. Я знал, что останусь в нем. Милан дал мне возможность тренировать, все с этого началось. Мой брат Симоне сыграл очень важную роль в моем выборе. Он уже три года был тренером в Лацио, и я видел, как он доволен. Я спросил себя: а почему бы тоже не попробовать?».
- Филиппо тренирует Венецию, Симоне – Лацио. Сложно сказать, что выиграл дерби среди братьев.
«Это получился великолепный сезон для нас обоих, хотя задача Симоне, конечно, была намного сложнее моей. Он принял команду в непростой ситуации. Он прошел свое посвящение, стал одним из лучших тренеров Италии. Выбил Рому в Кубке, выиграл римское дерби в чемпионате. Победа над джаллоросси, учитывая, насколько сильнее их состав, – это настоящий шедевр».
- А выход с Венецией в Серию Б разве не шедевр?
«Поначалу было очень сложно. Команда вышла из Серии D, большинство наших соперников казались сильнее. Нас не считали фаворитами. Но нам удалось невероятное. Мы не просто победили, мы доминировали. Мы сделали сложную задачу очень простой. К тому же, выиграли Кубок Италии Лиги Про. Этот трофей считают не очень престижным, но мы боролись за него изо всех сил».
- Кажется, это уже заметна ваша рука – Филиппо Индзаги всегда хотел побеждать любой ценой.
«Мне повезло, у меня в команде 24 отличных футболиста. Тем, кто меньше играл в чемпионате, я доверял в Кубке. Я понял: чем дальше мы проходим, тем больше парни верят в успех. Чем больше побед, чем больше трофеев, тем больше уверенности в себе. О нас больше говорили после выигрыша Кубка, чем после повышения в классе, хотя всем понятно, что важнее. То, что мы добились обоих целей, – просто невероятно».
- Какими словами вы настраивали игроков?
«Я просил их делать все то, что требует наша профессия. Хорошо тренироваться, хорошо питаться, спать, вести образ жизни спортсмена. Если следовать этому совету, то у тебя появится шанс преуспеть. А еще нужно быть амбициозным. Команда стала такой со временем. Я вижу, что они начинают ценить вкус побед, трофеев, и это отлично. Мне нравится, что я научил их этому, ведь сам был таким».
- Команда по подобию Пиппо Индзаги.
«Я не могу требовать от них быть в точности такими, как я. Все-таки я был настоящим фанатиком своего дело. Но мне приятно видеть их страсть, то, как они гордятся своей командой. Приятно, что они с первого дня пошли за мной. Нужно понимать, что нам, футболистам, повезло жить такой жизнью. Я стараюсь дать им это понять».
- А вы контролируете их личную жизнь?
«Сначала я следил за этим, но быстро понял, что у меня в команде отличные ребята, за которыми не нужно следить. Я доверяю им».
- Как вы сейчас относитесь к футболу? Так же, как в бытность игроком?
«Абсолютно так же…».
- Бессонные ночи не остались в прошлом.
«Тренеры часто не спят. Не только накануне игры. На протяжении недели ты думаешь над составом. Кажется, что принимаешь решение, но затем снова появляются сомнения. Это обычное дело».
- То, как вы переживаете за свою команду, как вовлечены в игру, завораживает.
«Такой я человек. Я никого не копирую. Тренер должен быть самим собой. Не все тренеры следят за разминкой, а я считаю это важным – видеть игроков, говорить с ними. Мне нравится переживать разминку, как будто я футболист. А из технической зоны я должен помочь команде, мотивировать ее».
- Вы никого не копируете, но хотя бы что-то взяли у других тренеров?
«Понятно, что Анчелотти был очень важен для меня. Я работал с ним десять лет. Но я пытался учиться у всех своих тренеров. Думаю, самое важное для алленаторе – быть честным и уметь сделать так, чтобы ему доверяли. Если ты теряешь доверие игроков, то результата не будет. А еще тренер должен быть смелым, говорить все в лицо. Футболисты это ценят».
- Что изменилось с тех пор, как вы тренировали Милан?
«Ничего. Я иду своим путем, веря в свои убеждения. Тренер учится каждый день. Я буду учиться, даже когда мне будет 60 или 70 лет. Когда ты уверен в том, что делаешь, у тебя, как правило, все получается».
- А в Милане ее не было?
«Нет, почему же. Милан дал мне великолепный шанс – в 40 лет я возглавил команду, с которой выиграл все. Ничего хорошего не вышло, но в те времена у всех в Милане были проблемы. Но тот сезон ни в чем меня не разуверил. Он даже сделал меня сильнее. Все произошедшее очень мне помогло».
- Руководство клуба ошиблось, расставшись с вами всего через год?
«Я не знаю. Возможно, все стало бы еще хуже (смеется). Возможно, они поступили правильно, не знаю. Я как-то не думал об этом. Я иду своим путем – это главное».
- У Милана сменились владельцы.
«То, что сделали для Милана Берлускони и Галлиани, останется в истории. Я очень люблю Милан и его болельщиков, надеюсь, что новые владельцы быстро добьются успеха. Тифози россонери страстные, они хотят, чтобы их команда была самой сильной».
Окончание следует