Георгий Кинкладзе. Любовь и ненависть Манчестера
Завершение 25-й кампании в Премьер-лиге стало удобным моментом для того, чтобы оглянуться назад и поразиться огромному тактическому и техническому развитию лиги в течение четверти века. В первый сезон в АПЛ 1992/93 практически все команды играли 4-4-2, использовали длинные передачи и загружали мяч в "миксер". Сейчас, через 25 лет, модной стала схема 3-4-1-2, сложная комбинационная игра и "гегенпрессинг".
Наиболее значимый прогресс произошел в середине 90-х. Этому способствовали разные факторы: запрет голкиперам брать мяч в руки после паса назад вынудил команды уделять больше внимания контролю мяча, а огромный рост доходов от трансляций дал возможность английским клубам привлекать лучших игроков с континента вместе с отменой правила о трех легионерах. В первом туре АПЛ, в августе 1992 года в 22-х клубах лиги числились только 11 небританских или ирландских игроков, а уже к концу десятилетия иностранные менеджеры стали вытеснять из АПЛ местных специалистов, а "Челси" первым вышел на матч АПЛ без единого англичанина. Это был период значительных перемен.
В это время одним из самых ярких и технически одаренных игроков в Премьер-лиге был грузин Георгий Кинкладзе, экстраординарно талантливый грузинский "номер 10", гарантировавший присутствие магии на стадионе "Ман Сити" с 1995 года. Кинкладзе обладал удивительно нетипичной для Британии техникой и дриблингом и умел забивать незабываемые голы, но при этом категорически не вписывался в английскую классику 4-4-2, что в итоге привело к краху "горожан" и попаданию их в третий дивизион под восторженные отзывы об игре Кинкладзе.
После того как в середине 90-х сэр Алекс смог найти вариант как эффективно использовать в "МЮ" бунтаря Кантона, ранее не вписывавшегося ни в какие схемы, а "Юнайтед" стал доминирующей силой Премьер-лиги, конкуренты "дьяволов" стали искать эквивалент "Короля Эрика" на континенте. "Арсенал" пришел к покупке Денниса Бергкампа еще до появления на "Хайбери" Арсена Венгера, а Рууд Гуллит привел в "Челси" Джанфранко Дзолу. Оба обладали изысканной и неординарной техникой, были по-своему гениальны.
Но то, что ставка на изобретательную "десятку" не всегда срабатывала, продемонстрировал "Манчестер Сити" Алана Болла, попытавшийся построить игру вокруг гения Георгия Кинкладзе. Грузин был куплен после того как сборная Грузии с ним, Шотой Арвеладзе и Темури Кецбая в составе разгромила в ноябре 1994 года со счетом 5:0 валлийцев в Тбилиси, а затем обыграла их и в Уэльсе.
Находясь за спинами Кецбая и Арвеладзе в схеме 4-3-1-2, Кинкладзе сыграл настолько удачно, что этого не могли не заметить в Британии. Знаменитый голкипер валлийцев Невилл Саутхолл, пропустивший пять мячей, вспоминал: "Они просто убили нас, а Кинкладзе был игроком с другой планеты". В ответном матче следующим летом Грузия снова доминировала и выиграла благодаря единственному голу Георгия, забитому невероятным ударом левой ногой.
Грузин к тому времени безуспешно прошел просмотры в "Реале" и "Атлетико" и даже поиграл на протяжении месяца за аргентинский "Бока Хуниорс" – команду, в которой знали толк в игроках, получающих полную свободу самовыражения в атаке. Там Кинкладзе встретил своего кумира Марадону, но не задержался и оказался в "Ман Сити", где нашел благодарную публику, готовую носить его на руках вне зависимости от результата матча.
Впрочем, начиналось все с провала. "Горожане" взяли всего два очка в первых 11-ти матчах с грузином, забив всего три гола, а сам Георгий тосковал по дому, не в силах выучить английский, три месяца проведя в номере гостиницы. Все изменилось, когда к нему присоединились два друга из Грузии и мать Хатуна, которая принесла домашний уют, а вместе с ним – грузинский коньяк, грецкие орехи и специи для любимых блюд Георгия. Кинкладзе забил свой первый гол в ноябре в ворота "Астон Виллы" и стал находить себя в новой команде.
"Он был сбит с толку, как только приехал", - говорил менеджер "горожан" Алан Болл. "Он очень слабо говорил по-английски, и ему претила необходимость ломать себя, подстраиваться и сражаться. Но у парня был огромный талант".
Лучше всего игру Кинкладзе характеризовали его голы, и среди них было несколько действительно запоминающихся. Первый он забил в ворота "Мидлсбро" в декабре 1995 года, когда подхватил мяч справа, перешел с ним налево, а затем внезапно пробил из-под Фила Стампа в дальний угол. Его другой великолепный гол был признан лучшим в марте и был забит в ворота "Саутгемптона". Открыв счет в матче с близкого расстояния, а затем, пробив в перекладину, грузин поймал кураж и решил в одиночку обыграть всю команду – он получил мяч на правом фланге, пошел к центру, уклонившись от четырех игроков соперника, уложил обманным движением вратаря Дэйва Бизанта и перебросил его. "Это был гол, самый похожий на тот, что забил Марафона в матче с Англией", - сказал после матча Алан Болл. "Не тот, что он забил рукой, а тот, где ушел ото всех. Люди спрашивают, зачем мы приглашаем в наш футбол иностранцев – вот для таких голов".
Болельщики "Сити" настолько устали от побед "Юнайтед" и культа Кантона в их городе, что сделали "Кинки" своим кумиром, называя его лучшим Джорджи Манчестера со времен Беста. Чувство было взаимным, так как после того как Георгий начал чувствовать себя в городе как дома, он полюбил Манчестер и даже женился на манкунианке. "Если бы он играл в успешной команде", - сказал нападающий "Сити" Найл Куинн, "он бы выиграл звание Игрока Года в АПЛ, потому что он был способен творить потрясающие вещи. Он также приятный парень. Я так думаю – хоть он и не знает ни слова по-английски, но кажется приятным парнем".
Это было время пика популярности Oasis и фаны "Ман Сити" по понятным причинам считавшие эту группу своей, переделали слова знаменитого хита Wanderwall. "All the runs that Kinky makes are blinding" заканчивались шедевральным: "And after all… we`ve got Alan Ball". Автор этой песни и фанатичный поклонник "Сити" Ноэль Галлахер описывал игру Георгия как "самое страшное и самое лучшее, что в когда-либо видел", предсказав, что Кинкладзе или же приведет "горожан" к триумфу в Лиге чемпионов или отправит их в четвертый дивизион. Он почти угадал – Кинкладзе ушел, когда "Голубая Луна" взошла среди команд третьего дивизиона в 1998 году.
"Горожане" оказались там именно потому, что Алан Болл решил построить игру вокруг Кинкладзе. Пол Уолш, форвард "Сити": "Для меня Георгий был катализатором проблем "Сити". Не поймите меня неправильно – у него были удивительные индивидуальные способности и если показать пять его лучших голов на Youtube, они бы соперничали с голами любого самого великого игрока на планете. Но Болл потакал ему – он хотел строить команду вокруг Кинкладзе и изменить всю динамику игры, но Георгий не был тем, кто мог в одиночку вытащить "Сити" – он не забивал достаточное количество голов, чтобы команда была в безопасности. Для той роли, которую выделил ему Болл, его общий вклад в дело команды был недостаточным".
Вингер Ники Саммерби соглашается: "Болли обожал его. Георгий не мог ошибаться – мы это хорошо знали и не завидовали ему, потому что все мы видели, как он божественно талантлив. Но некоторые игроки ненавидели Болла за то, что он потакал Кинки. Проблема с ним была в том, что мы не могли играть 4-4-2, потому что при этой схеме у нас оставался только один игрок в центре – Кинкладзе же был и не нападающим и не полузащитником. Болл постоянно менял схему и это было верным признаком того, что он сам не знает что делает".
Кит Керл, тогдашний капитан "Сити": " Я помню, как мы играли против "Арсенала" и один из голов пропустили потому, что Георгий не стал преследовать своего игрока. Ребята были недовольны и некоторые сказали об этом менеджеру после игры. В ответ он сказал им, что если они будут также талантливы как Кинкладзе, им тоже не придется бегать назад".
После вылета "Ман Сити" Болл отработал только три матча, но ему на смену пришел Фрэнк Кларк, который использовал аналогичный подход и также попал под чары таланта Кинкладзе. Кларк: "Я хотел построить игру вокруг Кинкладзе, потому что это идеальный способ извлечь максимум из его невероятного таланта, но ему, конечно, не нравилось бегать. Если у него не было мяча в ногах, он был не самым полезным игроком на поле".
Кларк был заменен Джо Ройлом, гораздо меньшим футбольным романтиком и первые его слова на заседании директоров были: "Мы должны продать Кинкладзе". Он не стал потворствовать и подыгрывать болельщикам в их пагубной страсти к таланту Георгия, который для многих затмевал то, что команда катилась кубарем вниз по дивизионам. "Кинкладзе – не командный игрок и имеет тревожную привычку исчезать надолго во время матча", - объяснял Ройл. "Для болельщиков он герой, но для меня – главная причина всех бед команды".
Грузин был продан в "Аякс", где традиционно ценят техничных игроков и используют 4-3-3, но и там он не вписался в схему тогдашнего менеджера Яна Ваутерса. "Я мог бы быть Марадоной, но он не стал бы менять схему под меня", - жаловался Кинкладзе. Он вернулся в Англию и блеснул во время короткого пребывания в "Дерби Каунти", но менеджеры уже не рисковали опираться на его технику и дриблинг после того, что произошло с "Сити".
Не исключено, что сейчас Кинкладзе был бы успешен в АПЛ как и его прототип в "Мидлсбро" Жуниньо, с которым "речники" точно так же вылетели под обожание публикой бразильца, но все же Бергкамп, Кантона, Дзола и тот же Ле Тиссье в "Саутгемптоне" смогли реализовать себя и это значит, что Георгию все же не хватало чего-то важного, чтобы стать настоящей звездой. Впрочем, с большой вероятностью в Манчестере вы можете наткнуться на болельщика "Сити", который убедит вас в том, что вылететь в третий дивизион с Кинкладзе было лучше, чем остаться в АПЛ без него.