Йозеф Бицан. Лучший бомбардир в истории футбола. Часть ІV
За переход в "Славию" Йозеф получил фантастические деньги – 150 000 крон, на которые он приобрел роскошную виллу. Бицану положили месячную зарплату в 6 000 крон, что в 4 раза превышало оклад второго лучшего футболиста команды – Властимила Копецки (тогда хороший рабочий в Чехословакии получал 800 крон). Переход Бицана сопровождала традиционная дисквалификация. Австрийцы никак не хотели отпускать своего топ-бомбардира, а потому добились для Бицана очередного бана. Несмотря на дисквалификацию, супербомбардир моментально начал отрабатывать вложенные в него баснословные деньги. Боссы "Славии" логично смекнули, что бан не распространяется на тренировки, а потому решили брать с болельщиков по несколько крон за возможность насладиться эффектными трюками Йозефа.
Пока другие игроки красно-белых наматывали круги по стадиону, Бицан, словно фокусник, давал настоящее шоу. В качестве своеобразного реквизита Йозеф использовал стеклянные бутылки и дощечку. Он ставил доску на тару и балансировал на этом помосте, жонглируя мячом и демонстрируя пораженным фанатам необычные трюки. Потом он отодвигал 10 бутылок на 10 метров от себя, и сбивал их своими ударами. Выстрелы Йозефа практически всегда попадали в цель, но случались у супербомбардира и плохие дни, в которые он сбивал только… 9 бутылок. Тренировки заканчивались под аккомпанемент аплодисментов восторженных болельщиков.
27 августа 1937 года фанаты "Славии" наконец дождались официального дебюта Йозефа. Правда, первый блин немного подгорел. "Славия" не сумела подобрать ключиков к редутам "Кладно", а потому возвратилась домой на щите. Бицан не привык долго молчать, и уже в следующей домашней игре открыл свой бомбардирский счет в составе чехов. Бицан и Копецки составили убийственный тандем, перед которым не могла устоять никакая защита. Власта отдавал Йозефу блестящие передачи, после которых Пепи забивал голы, словно орешки щелкал. Уже в первом своем чехословацком сезоне Бицан, наколотив 22 мяча, примерил лавры лучшего бомбардира. Однако такие голевые свершения Пепи не помогли "Славии" взять титул. Особенно болезненным для славистов получилось домашнее пражское дерби – 1:5. Гол "престижа" забил… Ну Вы и так догадались кто.
Сборная Чехословакии считалась одним и з главных фаворитов чемпионата мира 1938 года. Фанаты за кружкой пива выражали стопроцентную уверенность, что с Бицаном в составе им не страшен сам черт, не говоря о Муссолини с его командой. Но Йозеф, к сожалению, не поехал во Францию. До сих пор непонятно, почему он не принял участие в том мундиале. Или из-за бюрократической волокиты – ему попросту не успели сделать чехословацкий паспорт, или ФИФА вставила палку в колеса серебряных призеров чемпионата 1934 года. Без Пепи Бразилия сумела остановить Чехословакию уже на стадии четвертьфинала. То противостояние получилось на редкость упорным. Южноамериканцы сумели склонить чашу весов в свою пользу только в переигровке. А если бы в четвертьфинале играл Бицан? Если бы да кабы. Но Йозеф сумел завершить 1938 год на мажорной ноте.
Красно-белые начали свой путь в Кубке Митропы с вояжа на Балканы, где сумели разжиться скальпом югославского "БСК". Потом в четвертьфинале жребий подкинул "Славии" итальянскую "Амброзиану" (тогдашнее название "Интера", навязанное фашистами). Чехи поиздевались над апеннинцами, накидав им полную кошелку – 9:0. Йозеф разразился покером. Приятным бонусом для Пепи стали 4 000 крон от местного банкира. Накануне матча финансист пообещал, что заплатит Йозефу по 1 000 крон за каждый забитый мяч и свое слово сдержал.
В полуфинале на "Славию" ждал очередной итальянский барьер. На нем красно-белые чуть не оступились. "Дженове 1893" в домашнем поединке удалось накрыть Йозефа, что позволило апеннинцам заработать достаточно комфортный перевес 4:2. Ответный поединок на "Летне" превратился в бенефис одного актера. Бицан сделал очередной покер, кроме него в этом матче так никому и не удалось отличиться. В финале чехословаки схлестнулись с венгерским "Ференцварошем". В домашнем поединке красно-белым пришлось довольствоваться только ничьей, а на выезде слависты победили 2:0. "Славия" стала лучшей командой Европы, а Йозеф с 10 мячами подтвердил свой статус самого смертоносного киллера европейского футбола.
В сезоне 1938-39 годов на чехословацкий футбол ждали большие и очень неприятные изменения. После мюнхенского сговора Гитлер оттяпал себе Судеты. А в марте 1939 в Чехословакию пришли немецкие солдаты-"освободители". Была создана Судетская Гаулига, в которой играли исключительно этнические немцы. Единственный словацкий клуб в чехословацкой вышке, "СК Братиславу", нацистские власти отправили в новую словацкую лигу. Остальные чешские клубы соревновались в чемпионате Богемии и Моравии. Бицан снова стал лучшим бомбардиром первенства. К сожалению, этого не хватило для чемпионства. Заклятые друзья из "Спарты" вновь обскакали красно-белых. Однако вскоре в чемпионате Богемии и Моравии наступила эпоха "Славии". С 1940 по 1943 годы красно-белые украшали свои шеи золотыми медалями.
Бомбардирские подвиги Бицана времен протектората выглядят удивительными, даже по меркам тех далеких времен. Сезон 1939-40 годов – 50 голов, 1940-41 – 38 мячей, 1941-42 – 45, 1942-43 - 39, 1943-44 - 57. Такую результативность можно объяснить и тем, что многие сильные игроки соперников ушли на фронт. Пепи же работал в тылу на сталелитейном заводе. В те времена каждый не истинный ариец мог в любой момент загреметь за решетку, а потом веревка, или пуля, или печь крематория. Однажды Бицан тоже оказался на волосок от смерти. В одной из пражских пивных он получил от нацистов предложение принять германское подданство и вступить в фашистскую партию. Но Йозеф предпочел отказаться от такого соблазнительного предложения. Бицан заявил нацистскому офицеру: "Мой папа – чех, и если я скажу Вам "да", то он перевернется в гробу". Несколько недель Бицан жил в большом страхе, шарахаясь от каждого стука в дверь. Он небезосновательно опасался, что за ним вскоре придут. Но все-таки немцы пощадили Бицана. Как ни парадоксально, своей жизнью Йозеф обязан одному из самых жестоких палачей в мировой истории – Гиммлеру.
Когда неудачливый вербовщик рассказал о провале операции по превращению Бицана в фашиста и требовал посадить того за решетку, Гиммлер решил поставить запятую после слова нельзя. "Понимаешь, его не можно судить, как обычных людей. Он ведь – гений, но только в футболе, в жизни он – дурак". Потом Генрих будто бы засмеялся и добавил: "Ведь у нас тоже есть такой же гений, только не футболист, а художник (намек на Гитлера). Но передай своему чеху, что мое терпение тоже имеет предел. Если он еще раз скажет что-то подобное, то эти слова могут стать последними в его жизни".
После войны "Ювентус" предлагал за Бицана 6 миллионов крон, а также сказочную, по меркам Чехословакии, зарплату. После длительных раздумий Йозеф отказался переезжать в Турин. Руководство "Славии" убедило Пепи в том, что вскоре к власти в Италии придут коммунисты, из-за чего карьера Бицана может оказаться под жирным знаком вопроса. Однако об этом своем решении супербомбардир очень скоро пожалел. Ведь в 1948 году Чехословакия оказалась в руках коммунистов. Новая власть повесила на Йозефа ярлык "буржуа", забрала у него виллу, ресторан, завод принадлежащий отцу жены, а также четырнадцать земельных участков. Бицан теперь жил в нищете. Ему приходилось перебиваться случайными заработками. Как правило, он делал самую черную работу, получая за нее сущие гроши, 4 кроны в час, что в два раза меньше, чем платили пожарникам. На обед Йозеф мог себе позволить только плавленый сырок.
Несмотря на все бытовые трудности, Бицан продолжал оставаться той самой машиной по заколачиванию голов. Так, выступая в 1952 году за "Градец Кралове", он забил 19 мячей в 9 играх. Почему Пепи провел так мало матчей в составе этой команды? Всему виной популярность Бицана. Однажды, перед началом выездной игры "Градеца" с "АТК" (тогдашнее название "Дуклы") диктор объявил о том, что на стадионе присутствует министр обороны, а в ответ раздался оглушительный свист. А вот, когда диктор, оглашая состав гостей, назвал фамилию Бицан, то болельщики армейцев взорвались аплодисментами, начав скандировать: "Пепи! Пепи!". Чашу терпения властей переполнил следующий случай. Однажды жене, после продолжительной осады, удалось убедить Йозефа пойти на первомайскую демонстрацию. Поначалу мероприятие проходило достаточно буднично, пока кто-то в толпе не узнал Бицана. Тогда на параде вместо дежурных лозунгов: "Да здравствует Запотоцкий!" (президент Чехословакии) зазвучали крамольные речи: "Да здравствует Бицан!" После митинга образовалась инициативная группа, которая начала собирать подписи за то, чтобы одну из улиц в Градец Кралове переименовать в честь Йозефа. Местные коммунисты решили от греха подальше выслать Бицана из города. Пепи завершил карьеру в одном из клубов своего сердца – "Славии", которую переименовали в "Динамо". Даже в 42-летнем возрасте Йозеф забивал много и со вкусом.
В 1990-х один из начинающих журналистов спросил у Бицана: "А Вы бы не могли нам рассказать, как выглядели те четыре гола, которые Вы отгрузили "Интеру" в 1938 году?" Экс-футболист усмехнулся и ответил: "Молодой человек, Вы знаете сколько раз за карьеру, мне удавалось забивать четыре мяча? Я совершенно не помню тот свой покер".