Самый пьющий футболист всех времен. Часть вторая
Для Ламзы футбол был просто забавой. И он всячески показывал это на поле – его стиль игры был игривым и беззаботным, что сразу же сделало его любимцем публики. Он не всегда играл пьяным ("Иногда – с похмелья", - шутит Ламза), но по сегодняшним меркам он был бы оценен как абсолютный бухарь и алкаш и немедленно отправлен на лечение. В "Динамо" терпели все его эскапады, чего, возможно, не стоило делать, но в Загребе боялись, что в противном случае настанет день, когда Ламза окажется в составе их конкурентов.
Кроме того в 60-е пили многие футболисты, а футбол был медленным и романтичным. У игроков было больше времени и свободного пространства и индивидуальное мастерство было куда более значимым, чем сейчас. Алкосессии и ночные подвиги игроков "Динамо" не помешали им сыграть в четырех финалах Кубка Югославии в период с 1963 по 1966 года и выиграть два из них. Они достигли полуфинала Кубка Кубков в 1961 году и финала Кубка Ярмарок в 1963-м, когда проиграли "Валенсии". В течение десяти лет они пять раз занимали второе и третье место в Югославии. Возможно, они могли бы добиться большего, если бы были большими профессионалами, но их богемный образ жизни нравился поклонникам "Динамо" даже больше трофеев.
Ламза был самым творческим игроком в той команде и, понятное дело, его стали вызывать в сборную Югославии, но сам Стеф не очень хотел за нее играть. "Там были некоторые вещи, которые мне не нравились", - объясняет он. "Несколько раз я придумывал повод, чтобы не ехать в сборную, а однажды даже преднамеренно травмировался, чтобы меня отправили в Загреб. Мне не нравилось быть частью той команды, и я бы предпочел играть с друзьями в дыр-дыр по соседству".
В итоге Ламза сыграл всего семь матчей за сборную Югославии.
В 1965 году в коману пришел новый главный тренер – Бранко Зебец, начавший применять более профессиональный подход в "Динамо". У него были своеобразные отношения с Ламзой – в дни поражений он публично критиковал его больше всех, но когда "Динамо" выигрывало – не скупился на похвалу Стефу. Зебец молчаливо одобрял "особый" статус Стьепана и давал ему больше свободы, чем другим.
" У нас было несколько конфликтов", - вспоминает Ламза. "Но был один случай, который определил ход дальнейших отношений. Однажды вечером я отвез его домой после тренировки, и он сказал: "Налей мне ракии". Я отказался, потому что завтра у нас была игра, но он настаивал: "Да, давай, Стеф". В итоге я налил по одной, две, три рюмки… Он никогда не умел контролировать себя под градусом и сначала начал меня подначивать, а потом и оскорблять. Я рассердился и ушел, пока не дошло до драки. После этого мы больше никогда не говорили о той ночи. Никогда!".
Зебец позже прославился в Германии своими неординарными методами работы. Он принес первый титул "Баварии" в 1969 году и вывел "Гамбург" в финал Кубка чемпионов. Но работать с ним было очень сложно – его тренировки были печально известны адскими нагрузками, а сам Бранко был тем еще сквернословом.
Игроки жаловались, что он постоянно матерился, обзывал их, а когда Зебец уснул прямо на тренерской скамье, стало ясно, в чем причина – в 1988 году он умер от алкоголизма в возрасте 59 лет. И Зебец и Ламза принадлежат к большой компании легенд "Динамо", которые боролись с одним и тем же демоном. В 1967 году они привели клуб к европейской славе, но Ламза не смог сыграть в финале против "Лидса".
В том розыгрыше Кубка Ярмарок впервые были отменены переигровки в случае, если по итогам двух матчей счет был ничейным. Теперь судьбу победителя решало большее количество выездных голов или же подброшенная в конце второго матча монетка, если результаты были идентичными. "Динамо" в том розыгрыше смогло извлечь пользу из обоих нововведений.
Сначала динамовцы обманули в бросании монеты представителей "Спартака" из Брно, начав обниматься и праздновать победу еще до того как кто-либо увидел что же именно выпало на жребии. Затем они воспользовались правилом выездного гола, когда выиграли 2:0 дома у "Данфермлайна", но проиграли 2:4 в Шотландии. Дальше минимально обыграли одноклубников из румынского Питешти и разгромили 5:2 "Ювентус" по сумме двух матчей. Наконец был тот самый большой камбэк с "Айнтрахтом".
В тот же волшебный вечер толпа собралась перед раздевалкой "Динамо" скандируя: "Мы не отпустим Стефа! "Динамо" – это Ламза, Ламза – это "Динамо"! Они еще не знали, что Стьепан уже согласился перейти в бельгийский "Стандард".
Позже той ночью команда собралась на званый ужин в "Вила Ребар". Польщенный тем, что он слышал от фанатов, Ламза стал переосмысливать свое решение уйти. "Стандард" был сильной и уважаемой командой, чуть выше статусом, чем "Динамо". Они могли платить больше денег – гораздо больше, так как футбол тогда еще не был профессиональным в Югославии и все выплаты проходили через черную кассу. Ламза всегда чувствовал себя некомфортно в незнакомой обстановке и он очень беспокоился о том, что придется играть заграницей, вдалеке от любимого Загреба. Но – что сделано, то сделано, возврата назад нет.
"Мы все слишком много пили в ту ночь", - вспоминает Стеф. " Я не мог спать утром – у меня болела голова. Я спустился в бар – там никого не было, но я нашел бутылку рома и решил похмелиться. Когда мои товарищи проснулись и вышли на завтра, я уже высушил всю бутылку".
Карло Загар, физиотерапевт той команды, вспоминает: "Было около 10 утра, когда гости начали прибывать в "Вила Ребар". Они видели Ламзу и смеялись над ним". Когда одни игроки и Зебец уехали на "Максимир" тренироваться, другие остались на массаж. Загар убедил Ламзу, что ему нужно немного поспать и попросил, чтобы дверь в его комнату закрыли.
Но Ламза не мог спать – вскоре он проснулся и понял, что комната заперта, попытался ускользнуть через балкон. Все еще пьяный, он не увидел знака, предупреждающего, что балкон аварийный, так как его деревянный пол прогнил. Когда он вышел туда, то сразу же упал на террасу, где в тот момент вовсю обсуждали его гениальность.
Докторам удалось спасти жизнь Стефу, но вестибулярный аппарат его был нарушен – он уже не мог использовать свой коронный дриблинг и за "Динамо" сыграл только в прощальном матче против "Бенфики" в 1970 году. Он пытался заиграть в других клубах, но это уже был совсем другой Лемза.
Без него "Динамо" проиграло "Риеке" и сыграло вничью с "Сараево", потеряв шансы на титул. Когда началось большое противостояние с "Лидсом", Ламза был прикован к больничной койке. Хорваты выиграли дома 2:0 и сыграли 0:0 в Англии. Слушая матч в прямом эфире по радио, Лемза сказал, что чувствует себя великолепно.
Сейчас Лемза живет на пожизненной пенсии от "Динамо" и все еще пьет, хоть и "меньше, чем раньше". Его регулярно называют лучшим игроком "Динамо" всех времен.
"Я вел легкую, комфортную жизнь", - говорит Стеф. "Я видел мир и растратил все, что заработал, но я бы продолжал это делать и если бы смог избежать того инцидента в "Вила Ребар". Я действительно был настолько пьян, что ничего не помню".