Яри Литманен: Северное сияние финского футбола. Часть ІІІ
В 1995 году Яри мог взять Золотой мяч, но уступил Джорджу Веа и Юргену Клинсманну. Когда у него спросили, сильно ли он расстроился, упустив такую престижную награду, финн ответил: "Совсем нет. Намного больше меня разочаровало то, что в сезоне 1995/96 мы проиграли "Ювентусу" в финале Лиги чемпионов". В том розыгрыше Яри вел "Аякс" к очередному европейскому триумфу. Литманен стал лучшим бомбардиром ЛЧ 1995/96, оставив 9 автографов в воротах соперников. Когда в решающем поединке Раванелли вывел Старую Синьору вперед, именно финн восстановил статус-кво. Не подвел Яри и в серии пенальти. Однако почин лидера не поддержали партнеры, дважды промазавшие с точки. Это было бабье лето того "Аякса", в дальнейшем команду разобрали европейские толстосумы.
В каждом сезоне появлялась информация о том, что Яри уже договорился с …, далее следовало название какого-то европейского гранда. Но трансферное окно захлопывалось, а Яри продолжал блистать в составе амстердамцев. Фаны видели в финне волшебника, которому по плечу любое волшебство, за что он получил еще одно из своих многочисленных прозвищ – Мерлин. И действительно, некоторые голы Яри забивал, словно взмахнув волшебной палочкой. Болельщикам Евреев даже пришлось немного отредактировать свою песенку на мотив "Volare", где вместо слово "Volare" появилась фамилия кумира фанатов "Аякса". Даже сегодня на трибунах "Амстердам Арены" можно услышать припев Litmaneeen, oh oooh, Litmaneeen, ohoohooh. Финн любил Аякс, и болельщики обожали его. Ну как его можно было не любить после таких заявлений: "Атмосфера в "Аяксе" – намного важнее, чем деньги в Италии. Не думаю, что мне может быть лучше в другом месте, чем в Амстердаме, а потому я решил остаться. Всем, что у меня есть, я обязан этому городу, "Аякс" – мой клуб".
Правда, Яри не мог вечно играть за аяксидов. Все это прекрасно понимали. В 1999 году Литманен решился на смену обстановки. Он, словно сказочный рыцарь, оказался на раздорожье: поедешь в "Барселону" – получишь возможность вновь воссоединиться с тренером, сделавшим из тебя звезду мирового футбола, примешь предложение "Баварии" – станешь частью одной большой семьи и организации, выберешь "Ливерпуль" – сможешь реализовать свою детскую мечту. Литманен принял предложение каталонцев. О чем потом очень сожалел. "Лучше б я перешел в "Баварию". Но что поделаешь, ведь я не мог подписать контракт с несколькими клубами".
В "Барселоне" у Литманена откровенно не пошло. Он получил еще одно свое прозвище, на сей раз очень неприятное – "Человек из стекла". Тело все чаще подводило Яри. Он практически не вылезал из лазарета. А когда выходил на поле, то выглядел очень хрупким. После каждого контакта Яри с бутсами соперников болельщики блаугранас хватались за сердце, надеясь, что на сей раз все обойдется. Луи ван Гал верил в Литманена, он ценил его львиное сердце: "Игроки – никто, команда – все. Я больше ценю характер футболиста, а не его качества. В первую очередь, я смотрю готов ли он отдать на поле все ради команды. В Яри я никогда не сомневался".
Несмотря на невероятный бойцовский дух, тело постоянно изменяло Литманену, и он так и не пришелся ко двору в "Барселоне". Возможно, если бы ван Гал остался у руля команды, то Яри получил бы еще шанс. Хотя не факт. "К сожалению, в "Барселоне" Яри был совсем другим игроком, чем в "Аяксе". Он так и не смог адаптироваться к новой футбольной культуре", – утверждал ван Гал. Когда руководство каталонцев поняло, что ставка тренера на голландцев не оправдала себя, то указало ему на дверь. Новый человек на капитанском мостике "FCB" Лоренцо Серра Феррер не хотел держать в команде финского пациента. Руку помощи Яри протянул "Ливерпуль". Конечно, Литманен не мог отказать Красным.
"Я мечтал играть за "Ливерпуль". Я поддерживал их, когда еще был ребенком. "Ливерпуль" всегда занимал особенное место в моем сердце". Лучший бомбардир в истории Красных Иан Раш не скрывал своего восхищения от переезда финна на "Энфилд". Валлиец предрекал Яри великое будущее в "Ливерпуле" и утверждал, что именно он сумеет вернуть команде былое величие. К сожалению, из Иана получился плохой Нострадамус. Литманен хотел выступать под знаковым седьмым номером, но он был забит за Владимиром Шмицером, пришлось довольствоваться футболкой с числом 37. Дебют финна с "Астон Виллой" получился фантастическим. Партнер по команде Дитмар Хаманн утверждал, что он никогда не видел настолько впечатляющего дебюта игрока в футболке Красных.
Однако у Жерара Улье и Фила Томпсона существовало свое мнение на счет финна. Яри все чаще оказывался на скамейке запасных. "Я не мог понять, в чем дело. Я всегда выкладывался на все 100 процентов: в игре, или на тренировках. Но, кажется, это не имело никакого значения. Я никак не мог пробиться в основу. Правда, я относился к этому по-философски, ведь это всего лишь игра", – вспоминал Литманен. К тому же, тело опять подводило финна. Так в триумфальном для "Ливерпуля" сезоне 2000/2001 Яри наблюдал за тремя победными финалами своей команды с больничной койки. Спустя год "Ливерпуль" решил расстаться с финном. История Литманена в очередной раз подтвердила тезис о том, что нужно быть осторожнее со своими мечтами, потому что они иногда сбываются. Литманена приютил "Аякс", фаны пели его имя, а финн опять летал по полю. Яри внес свою лепту в очередную успешную еврокомпанию "Аякса". Евреи прошли два групповых раунда в Лиге чемпионов 2002/2003. Сумев во втором из них выжить в группе смерти с "Валенсией", "Арсеналом" и "Ромой". Гол Литманена помог амстердамцам снять шкуру с Волков. В четвертьфинале "Аякс" дал бой "Милану", уступив всего в один мяч по сумме двух матчей. Намного важнее результативных действий финна было его влияние на молодежь "Аякса".
"Литманен спас мою карьеру. Вы бы видели, с каким энтузиазмом он работал. Он всегда общался с нашими форвардами. Он рассказывал, что надо делать, тренировал, но в первую очередь объяснял мне, от чего надо избавиться, чтобы стать лучшим. Я тогда перестал тренироваться с ленцой, а взялся за работу, засучив рукава. Именно благодаря ему моя карьера молниеносно пошла вверх", – рассказывал Златан Ибрагимович. После короткого периода в "Аяксе" Яри решил вернуться домой. В Финляндии приезд Яри окрестили «возвращением короля». Литманен завершил свою карьеру на мажорной ноте. В 40-летнем возрасте он взял дубль с "ХИКом". Особенно запоминающимся получился финал Кубка Финляндии, где Яри открыл счет в овертайме.
Литманен никогда не сыграл на чемпионате мира. Ведь он родился в Финляндии. Как пошутил Саймон Купер: "Ближе всего Яри подошел к чемпионату мира во Франции, когда он совершал турне по этой стране в компании друзей-хоккеистов, которые беспробудно пьянствовали на протяжении всей поездки". То, что сделал Яри для финского футбола, трудно переоценить. Он указал путь многим мальчикам, родившимся в "стране тысячи озер", что можно быть успешным не только в зимних видах спорта. На родине чтят свою футбольную икону: так, в Лахти можно полюбоваться статуей короля Яри. Литманен – прекрасный человек, и хочется пожелать ему всего хорошего, а также успехов сборной Финляндии. Пусть чаще радует Яри. Только пускай начнет это делать уже с осени.