Марселино: "Не можем пропускать 65 голов, если не подпишем Роналду и Месси"
- Чем вы занимались, пока отдыхали от тренерской работы после "Вильярреала"?
- Просмотром футбольных матчей. Всегда различаю два способа наблюдения – собственно просмотр и непосредственный анализ. В моем творческом отпуске, что логично, было больше обычного просмотра, чем анализа: игроки, команды национальных чемпионатов, полные игры различных турниров.
- Что для себя почерпнули нового?
- Я просто воспроизвел в своей памяти некоторые ситуации. Посмотрел на себя, так сказать, со стороны. Потому что когда ты находишься в процессе, на это не обращаешь практически никакого внимания. Иногда думаю: "Неужели раньше я допускал такие ошибки?" Такое позволяет обогатить свой опыт, найти необходимые слова для мотивации игроков, усовершенствовать работу с персоналом.
- Уход из "Вильярреала" помешал осуществлению вашей мечты – сыграть в Лиге чемпионов. Есть ли в связи с этим какое-нибудь желание мести?
- Знаете, я абсолютно точно не тот человек, которым движет чувство мести. Более того, не она подпитывает меня. К каждому вызову в своей карьере я подхожу с огромным энтузиазмом, как это случалось раньше, после чего мы стараемся повысить уровень нашей производительности, что нам удалось сделать в некоторых областях. В "Вильярреале" со мной происходило множество хороших вещей. Я чувствовал себя ценным, уважаемым человеком. Мой уход не был связан с грядущей квалификацией Лиги чемпионов. Я, впрочем, все равно испытываю благодарность от всего этого.
- Сколько раз вы говорили себе: "Валенсия" – не "Вильярреал"?
- Ну, достаточно много. Это все знают. У каждой команды есть свое место, свой город и своя история. Правда, с моей точки зрения, здесь нет совершенно никакой разницы. Когда ты начинаешь новый проект, начинаются изменения.
- Есть удручающая для "Валенсии" статистика: пропущено 65 голов.
- Это то, что требует оперативного вмешательства. В оборонительной работе команда должна стать более трудолюбивой. И, конечно, сбалансированной. Эту проблему должен решать как тренерский штаб, так и представители клубного менеджмента. Нам надо потратить много времени для того, чтобы изменить такую динамику. Я пришел не для того, чтобы искать оправдания. Мы будем работать, чтобы свести наши ошибки к минимуму. В подобных изменениях мы не можем потерпеть неудачу. Вряд ли мы в силах застраховать игроков от нежелательных ошибок, но они должны совершать их довольно редко. Основная идея состоит в том, что команда с такой историей просто не может повторять одни и те же ошибки, которые наблюдались в предыдущих двух сезонах.
- Считаете ли вы необходимым вмешиваться в комплектацию состава?
- Мы собираемся подписывать новых исполнителей на основе взаимного согласия. Спортивный менеджмент составит список, а затем мы будем подбирать конкретных новичков под видение футбола. Новые игроки "Валенсии" будут обязаны иметь соответствующий профиль и разделять наши ценности, которые мы хотим адаптировать на поле. Нам надо укомплектовать состав из футболистов с амбициями, энтузиазмом, целеустремленностью, ответственностью и талантом. Ведь очевидно, что в современном футболе одного таланта просто недостаточно. Игрок должен обладать другими навыками, соблюдая между ними необходимый баланс. Мы не можем опять пропустить 65 мячей. Если только не подпишем Криштиану Роналду и Лео Месси, которые забьют на двоих 120 голов.
- Что для Марселино не подлежит обсуждению?
- Искренность, а затем эмоции и приверженность. Совокупность этих качеств наряду с талантом являются в моем понимании ключевыми. Тренер, у которого хорошая команда, но у которого нет личностных преимуществ, не сможет побеждать. Нашей задачей будет убедить игроков в том, кто они есть, герб какого клуба защищают и что попасть в "Валенсию" может не каждый. Для этого надо обладать соответствующими навыками.
- Ощущение того, что с футболистами вы ведете себя немного сварливо, оно вас устраивает?
- Бывают такие моменты, когда действительно тяжело понять, справедлив ты или нет. Они могут говорить, к примеру, что Марселино слишком дотошный. Но знаете, мы просто выполняем свою работу, мы последовательны, искренны, мы находимся в постоянном диалоге, мы анализируем каждую сферу деятельности, чтобы улучшить наши выступления. Моя дотошность считается одержимостью, а это значит, что я сварливый. Ни один игрок не скажет, что мы обманули его или вели по отношению к нему нечестно. Ни один. Они говорят, что мы требовательны – это ценится в любом профессии. Мы ответственны за нашу работу. "Валенсия" не имеет права закончить сезон на тринадцатом месте в турнирной таблице.
- Вы приезжаете в тренерский штаб "Валенсии". Что будет с отдельными его членами?
- На данный момент мы находимся в процессе определения. Вполне возможно, что члены актуального тренерского штаба продолжат выполнение своих обязанностей.
- А что насчет системы?
- До последнего дня августа мы должны четко знать состав и внедрять в работу с ним свои идеи. Что касается непосредственной схемы, то мы будем в этом плане довольно гибкими: переход от 4-2-3-1 до 4-4-2. Мы не собираемся меняться в зависимости от соперника. Организация игры – это ключевое понятие, и ее мы должны разработать до автоматизма. Как в оборонительных построениях, так и в атакующей фазе. Когда команда уже выучила базовые принципы, тогда можно будет перейти к добавлению деталей после соответствующего анализа. Очевидно, что я не собираюсь каждый день менять игру в три защитника на игру в четыре защитника. Игрок не должен чувствовать себя, словно в лабиринте. Лучше сделать четыре вещи, но на достаточном уровне.
- Подготовка состава займет много времени?
- Любой тренер всегда хочет, чтобы его состав был готов в кратчайшие сроки. В современном футболе, однако, немногие могут позволить себе такую роскошь. Необходимо учитывать разные детали, мелочи и нюансы, что для нынешней "Валенсии" очень важно. У нас есть четкие условия, в связи с которыми состав команды будет укомплектован. Я, как известно, хотел бы, чтобы команда была в моем распоряжении к концу августа.
По материалам Marca