Яри Литманен: Северное сияние финского футбола. Часть І
Финский город Лахти расположен на берегу южной части озера Весиярви, входящего в систему озер Пяйянне. Так, что на примере этого населенного пункта можно легко убедиться, что Финляндию неспроста называют "страной тысячи озер". Этот город является настоящей спортивной Меккой. Уже в 1923 году в Лахти начал проводиться чемпионат по лыжному спорту "Салпаусселян кисат", который через три года получил международный статус. Не за горами и вековой юбилей этого престижного турнира. Город трижды подавал заявку на проведение Зимних Олимпийских игр, и трижды его прокатили. В 1964 он уступил Инсбруку, через 4 года Греноблю, а через четыре года главные зимние игры четырехлетия получил японский Саппоро.
Несмотря на эти неудачи, Лахти есть чем гордиться. В 2001 году в городе прошел чемпионат мира по хоккею с шайбой среди юниоров. А в этом году ему покорилось уникальное достижение: Лахти уже в седьмой раз принял чемпионат мира по лыжным видам спорта. Среди уроженцев города много хоккеистов, засветившихся в НХЛ. В 1977 году в Лахти появился на свет человек, умеющий летать, получивший за это свое прозвище "Король Орел". Даже то, что Янне Ахонен пять раз улетал на чемпиона мира, дважды брал Кубок мира, а также 5 раз оседлал "Турне четырёх трамплинов", ему так и не удалось затмить человека, родившегося за 6 лет до него в том же Лахти. К тому же, этот спортсмен разорвал привычный шаблон, который мы еще раз пробовали Вам навязать в начале этой статьи. Оказывается, финские спортсмены могут быть успешными не только в зимних видах спорта. Хотя наш герой мог бы стать и хоккеистом. Но хорошо, что не стал. Хоккеистов уровня Яри – десятки тысяч, а вот футболистов – единицы.
Семья Литманенов отличалась от среднестатистической финской семьи, и не только финской. Отец Олави всю свою спортивную карьеру провел в клубе "Рейпас Лахти". История этой команды довольно занимательна. Данный спортивный клуб возник в 1891 году в Выборге, о чем свидетельствует его название "Рейпас Виипури" (Viipuri – финское название Выборга). В 1928 году хоккейная команда клуба триумфовала в первом чемпионате Суоми по хоккею. Однако потом, по выражению советской пропаганды: "Финляндия произвела злодейский обстрел советских войск, что, изобличило враждебное желание правительства этой страны держать Ленинград под угрозой. Для того, чтобы защититься от финской военщины, Советский Союз вынужден защищаться". Разразилась кровопролитная Зимняя война. Потом Красная армия надолго увязла в линии Маннергейма. Однако, со временем, сказалось традиционное умение советских войск воевать числом. И Выборг присоединили к одной шестой части суши. Клубу "Рейпас Виипури", изгнанному из Карелии, пришлось осесть в Лахти. Кстати, до 1962 года в названии команды продолжал фигурировать Выборг. Но давайте вернемся к нашему герою.
Его мать Лииса тоже была с мячом на ты. Она играла на позиции либеро в женской команде "Рейпас Лахти". Лииса имеет в своем активе даже несколько матчей за сборную. Начиная с шестилетнего возраста, семейные традиции продолжил Яри, которого мама привела за руку в детскую команду клуба. Первые его тренировки, под руководством отца, проходили в большом саду неподалеку от дома Литманенов. Он часто гонял мяч по снегу, воображая что он не дома, а на "Энфилде", и под ногами хрустит не снег, а трава. Яри надеялся однажды облачиться в красную футболку английского топ-клуба. Также, как и большинство финнов, он привык работать в команде, о чем он написал в школьном произведении: "Я хочу быть командным игроком, а не индивидуалистом". Правда, на фоне сверстников, он казался футболистом с другой планеты, он делал с защитниками все, что хотел, за что к нему приклеилось прозвище Диего. Однако есть версия, что техника тут не к чему, а на самом деле, Яри окрестили в честь знаменитого аргентинца благодаря темной шевелюре.
Несмотря на успехи на зеленых газонах, горячая финская кровь Яри продолжала сказываться: "Я также успешно играл в хоккей. Не только в детстве, но и подростком. Вплоть до 14 лет удавалось совмещать занятия обоими видами спорта. Весной, летом и осенью я гонял мяч, ближе к зиме переключался на шайбу. Когда же начал добиваться первых спортивных успехов, и тренировочный режим стал куда серьёзнее, от такого совмещения пришлось отказаться. В итоге я выбрал футбол. И никогда об этом не жалел", – вспоминал Литманен. В 16-летнем возрасте Яри пробился в основу "Рейпас Лахти". Однако особых лавров он там не снискал. В 1991 году Литманен перешел в "ХИК", за который он выдал очень мощный сезон, о чем красноречиво свидетельствует статистика. Яри оставил в воротах соперников 16 автографов в 27 матчах. Футбольный хищник, дремавший в Литманене, наконец, проснулся.
Надолго в "ХИКе" он не задержался. Уже в следующем сезоне он играл за "МюПу". Именно в этом клубе на Литманена ждала судьбоносная встреча с наставником Гарри Кампманом, который познакомит его с агентом Хейкки Мартиненом, который станет настоящим другом для Яри и будет представлять его интересы на продолжении длительного периода. (Потом уже сам Гарри заменит Хейкки в этом качестве). В "МюПе" Литманен взял свой первый титул. Финал Кубка Финляндии 1992 года принимал легендарный "Олимпийский стадион Хельсинки". В матче за титул "МюПа" скрестила шпаги с "Яро". Литманен до сих пор считает эту игру, возможно, лучшей в своей карьере. Именно Яри стал MVP матча с "Яро". "МюПа" победила 2:0, а Литманен записал на свой счет один из мячей.
На эту игру приехал еще один VIP-болельщик, который внимательно следил за Литманеном. Им был скаут "Аякса" Тон Пронк. До Амстердама доходили слухи, о каком-то чудо-пареньке, играющем в Финляндии. Скептики, услышав о нем, переводили эту информацию в шутку. "Может быть, ваши "надежные" источники просто перепутали. Этот Яри, наверное, играет в хоккей. Где вы видели финских футболистов?". К тому же, в начале девяностых покупка неизвестного игрока зачастую напоминала покупка кота в мешке. Скауты играли в своеобразную русскую рулетку, угадывая в одном случае из шести. Однако Пронк на собственные глаза убедился, что в этот раз все было совсем не так. Тон приехал в Амстердам и заявил руководству: "Парня надо брать". И оказался прав. Правда этот союз, оказавшийся в дальнейшем "браком, освященным на небесах", мог и не состояться.
Задолго до приезда нидерландских купцов он мог стать динамовцем. Правда, не киевским, а бухарестским, но в последний момент что-то пошло не так. Хейкки попробовал пристроить Яри в "Лидс", а когда дело не срослось, то планом Б стал "ПСВ" Бобби Робсона, но и тут не поверили в финна. Эйндховенцы потом еще будут долго кусать локти, сожалея об этой ошибке, регулярно получая от амстердамцев, ведомых горячим финном. Однако не все оказались слепцами, словно сошедшими с картины Брейгеля. На Литманена обратил внимание сам Йохан Кройф. Мы помним, какая тогда команда была под началом Летучего голландца, а потому Яри даже не мечтал получить контракт с "Барселоной". Но Кройф порекомендовал руководству "Аякса" подписать Яри. Прижимистые боссы Евреев прислушались к легенде и решили рискнуть…
Продолжение следует...