Футбол и Snapchat: Вид от первого лица
В последние годы огромную популярность набрали сервисы, позволяющие пользователям обмениваться фотографиями, короткими видео, рисунками, мемами и прочим. Одним из таких сервисов является Snapchat. Он позволяет делать фото, снимать видео, и отправлять их различным пользователям. Контент будет доступен в течение некоторого периода времени, после чего будет скрыт. В течение суток его можно будет пересмотреть еще раз. На сегодняшний день данный сервис доступен в виде мобильного приложения, а также в виде очков и линз, снимающих контент «от первого лица». Очки Snapchat Spectacles стоят около 130 долларов. По состоянию на май 2017 года, ежедневно во всем мире приложением пользуется около 166 миллионов человек. При этом, основными пользователями являются люди, родившиеся в конце 90-х – начале 2000-х годов – так называемые «миллениалы».
Казалось бы – при чем здесь вообще футбол? Ответ не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Ведь поколение «миллениалов» уже сегодня являются достаточно взрослыми людьми, а еще через несколько лет станут взрослыми людьми, которые станут активными потребителями футбольной продукции. Естественно, что клубы не могли остаться в стороне от такой массовой технологии и от доходов, которые она может принести, пусть и не прямо сейчас, но в ближайшем будущем, и начали играть на опережение. Ведь гораздо выгоднее договориться с производителем Snapchat сегодня, и начать производить совместный контент, чем ждать, пока этот сервис станет повсеместным и все ниши в нем будут заняты. При этом, речь может идти не только о развлекательных роликах от футболистов во время отдыха, но и об оригинальных видео со сборов, тренировок и матчей «от первого лица». Более того, в США сегодня некоторые телевизионные эксперты считают, что именно за такими короткими видео будущее, поскольку новое поколение зрителей уже не готово смотреть спортивные трансляции на протяжении всего матча, и хотят иметь возможность просматривать в прямом эфире короткие ролики с самыми интересными моментами в прямом эфире.
В США некоторые спортивные СМИ уже вовсю пользуются Snapchat для производства новостей и различных видеообзоров. Контракты со Snapchat имеют Chat Sports, USA Today, SBNation, SportsManias. Они, в основном, ориентированы на американский футбол и баскетбол, но практика подсказывает, что в ближайшее время дойдет очередь и до футбола. Пока что МЛС использовали данную технологию в 2015 году при голосовании за капитанов перед Матчем всех звёзд. При просмотре истории, созданной Лигой, пользователи могли «Захватывать» скриншоты с определенными игроками. Один скриншот приравнивался к одному голосу. В октябре 2015 года мюнхенская «Бавария» использовала Snapchat как способ трансляции игры с дортмундской «Боруссией». Во время матча была создана глобальная история игры, в которую загружались снимки и ролики с матча. Болельщики, находившиеся в 6 барах в различных местах США (Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Атланта, округ Колумбия) могли просматривать этот контент и добавлять в свои истории, а также создавать свои фото и видео, и добавлять их в глобальную историю. После окончания матча, эта глобальная история транслировалась в Snapchat в течение 24 часов, и все интересующиеся могли увидеть не только моменты матча, но и различные интересные моменты и истории, которые возникали со зрителями, смотревшими матч.
Не остается в стороне и один из самых популярных клубов мира – мадридский «Реал». Еще в 2015 году клуб получил «Официальную историю» на Snapchat. Причем получение этой истории во времени совпало с проведением матча с «Барселоной». В историю во время и сразу после матча заходило около 100 миллионов человек, при том, что фанатская база «Реала» по всему миру составляла на тот момент приблизительно 450 миллионов. То есть, примерно каждый четвертый болельщик мадридцев воспользовался данным сервисом. Это в принципе является очень серьезным результатом, а как для первого раза, так вообще космический уровень.
В очередной раз передовые позиции удерживает английский «Манчестер Сити». Горожане в декабре 2016 года решили приобщиться к технологии Snapchat Spectacles и использовать ее на домашнем стадионе во время матча с лидером сезона лондонским «Челси». Представитель клуба в данных очках находился в непосредственной близости к команде. В истории каждый подписавшийся мог видеть ролики о прибытии команды на стадион, с предматчевой разминки, а также видео непосредственно перед выходом команд на поле, видео с матча, и после матча. Все эти ролики позволяют болельщикам с разных концов света иметь ощущение физического присутствия на матча и близости к команде. Руководство клуба намерено использовать данную технологию не только в Англии, но и во всех клубах, принадлежащих компании шейха Мансура. Подобный опыт использует клуб НХЛ «Сан Хосе Шаркс», однако, они пошли еще дальше и предоставили очки некоторым болельщикам на трибунах и дали им возможность посетить подтрибунные помещения перед матчем. Таким образом клуб демонстрирует близость к болельщикам и дает понять, что команда открыта для каждого, кому она небезразлична.
В январе 2017 года компания-производитель данной технологии, Snap Inc. предоставила для 13 европейских клубов и их болельщикам специальные линзы, позволяющие в реальном времени в определенных местах делать снимки, на которых лицо будет разрисовано в цвета клуба. Таким образом, Snap Inc. рассчитывает привлечь к своей технологии большее внимание среди любителей футбола. Чтобы больше заинтересовать болельщиков, данной возможностью воспользовались Марио Гётце, Илкай Гюндоган, Эктор Бельерин, Неймар и Давид Алаба с Франком Рибери.
Кроме того, Snapchat сотрудничает с одним из самых крупных статистических сервисов STATS. В 2015 году они открыли платформу Geofilters, которая отображает результаты спортивных событий в реальном времени. Кроме того, пользователи данной платформы могут обмениваться через Snapchat различной статистикой. Всего данная платформа поддерживает около 30 мировых лиг в различных видах спорта – среди них НХЛ, НБА, НФЛ, МЛБ, АПЛ и многие другие. Пользователи могут в реальном времени отслеживать результаты матчей, обновлять различную статистику и делиться ею с подписчиками.
Однако, не все так гладко. Сервис Instagram Stories стал довольно-таки ощутимым конкурентом для Snapchat, и количество пользователей у сервиса растет не такими быстрыми темпами, как хотелось бы руководителям. И именно в спорте, в частности в футболе, руководство компании видит возможность вновь вернуться на передовые позиции. Совместно с Tagboard запущен сервис, позволяющий выводить видео на большие экраны. Перспективой является трансляции видео с сервиса на табло стадионов. Болельщики, например, смогут в перерыве видеть, что происходит в раздевалке своей команды. Большой экран должен стать хорошим дополнением к сервису. Возможно, какая-то привилегированная часть болельщиков сможет демонстрировать на табло свои истории, связанные со стадионом и командой. К тому же, табло может находиться не только на стадионах, но и в фан-зонах, что должно привлечь большее количество зрителей к матчу. Кроме того, по мнению аналитиков компании Snapchat, такой подход позволит получить доступ к оригинальной информации людям, не имеющим своего аккаунта. Теперь они смогут оценить преимущества сервиса перед тем, как регистрироваться.
Одним из самых больших преимуществ данной технологии является безболезненная возможность предоставления вида «от первого лица» о команде, которая непосредственно занимается решением спортивных задач в реальном времени. Человек в очках, сидящий в углу раздевалки или следующий за игроками в автобусе, не будет сильно отвлекать их от предстоящей игры, но даст нам исчерпывающую возможность заглянуть «под крышечку», если так можно выразиться. Интерес к деятельности игроков и тренеров постоянно растет, а такой сервис позволит мгновенно узнавать об их профессиональной деятельности. И неважно, будет ли этим сервисом Snapchat или какой-либо другой – спрос на него будет, и с этим невозможно не считаться.