Марк Овермарс – прошлое и будущее "Аякса"
На стене в офисе Марка Овермарса на тренировочной базе "Аякса" в красивой рамочке висит фотография. Юный Йохан Кройф, не старше двадцати лет, присел перед тремя своими товарищами по легендарной команде 60-х: Клаасом Нюнингой, Сьяком Свартом и Питом Кейзером. Это первое, что бросается в глаза, когда входишь в комнату, и значение этого фото очевидно. Здесь уважают своих легенд и бережно хранят память о них.
Хотя чтобы почувствовать историю "Аякса", фото вовсе не обязательны. Эта история живет, шагает и дышит вокруг нас. Вот Арон Винтер, тренер команды U-19 прошел с мешком мячей; вон Деннис Бергкамп, помощник тренера, делится опытом с юными форвардами на поле. А вон, сверху из своего офиса на всех смотрит технический директор Марк Овермарс, который в своем деловом костюме совсем непохож на молниеносного вингера из 90-х.
В "Аяксе" Луи ван Гала, с которым он выиграл Кубок европейских чемпионов 1995 года, а потом и в "Арсенале" Арсена Венгера Овермарс был одним из лучших голландских игроков своего поколения. А с момента возвращения в клуб во время "бархатной революции" Кройффа 2012 года, перед Овермарсом было поставлено задание: вернуть "Аяксу" былую славу. И сегодняшняя встреча с "Манчестер Юнайтед" в финале Лиги Европы – чудесный шанс в этом преуспеть.
"Проект, который мы начали четыре с половиной года назад, заключается в том, чтобы построить такую команду, как была в наше время, – говорит Овермарс. – Достаточно сильную, чтобы не бояться никого. Мы понимали, что это практически невозможно, потому что мир во многом изменился".
Два десятка лет назад встреча "Аякса" и МЮ считалась бы противостоянием равных соперников. Теперь же доходы "Юнайтед" в семь раз больше, чем у амстердамской команды. За последние три сезона они потратили на трансферы больше, чем "Аякс" за всю свою историю. Зарплата одного лишь Златана Ибрагимовича превышает всю зарплатную ведомость "Аякса". "Они – Голиаф, – считает Овермарс. – А мы – Давид. Но я горжусь тем, что с футбольным бюджетом в 21 млн евро мы дошли до финала".
А ведь вы могли и не знать, что летом 1996 года Овермарс был очень близок к тому, чтобы стать игроком МЮ. Что же тогда пошло не так? "Я сломал колено. Думаю, Алексю Фергюсон был очень заинтересован во мне. Как и Венгер. Но я порвал связки и вылетел на восемь месяцев. После этого "Арсенал" сохранил веру в меня, за что я очень благодарен Венгеру. Двадцать лет назад разрыв связок считался очень даже серьезной травмой".
После ухода из "Барселоны" в 2004 году Овермарс искал для себя новый вызов. Интересы в бизнесе быстро привели его в деловой мир футбола.
"Я пять лет проработал в клубе второго дивизиона, Гоу Эхед Иглз, который был в ужасном финансовом соcтоянии, – говорит он. – Вместе с председателем Хансом де Врооме мы построили команду, которая через пять лет вышла в Эредивизи. Вот там я и нашел свое призвание. Мне не хотелось быть тренером. А потом и в "Аяксе" с Кройфом началась революция".
Футбольный журналист и болельщик "Аякса" Элько Борн считает, что его любимый клуб двигался в двух направлениях: прагматическом и романтическом. Команда Кройфа 60-х и 70-х годов представляла романтизм; ван Гал в 90-х – прагматизм. С началом нашего десятилетия эти два видения просто разрывали "Аякс" на куски.
В Амстердаме тогда было не до футбола. "Это больше не "Аякс", – заявлял Кройф в свей газетной колонке. Когда ван Гала назначили директором в 2011 году, Кройф оспорил его назначение в зале суда. "Сложное было время, – вспоминает Овермарс. – На это ушло много сил – политика, маленькие войны".
После революции воцарилась относительная гармония. Под руководством Кройфа "Аякс" начал двигаться в сторону своего прошлого. Такие легенды, как Бергкамп, Овермарс, ван дер Сар и Йонк вернулись в клуб. Легионеров постепенно начали заменять собственные воспитанники. В итоге последовали четыре чемпионских титула.
Теперь же "Аякс" – это команда со средним возрастом игроков в 22 года, играющая в атакующий футбол. Это их первый финал после 1996 года. Но этим летом более крупные клубы снова разберут аяксидов по кусочкам, и Овермарсу снова придется начинать все сначала. Вот поэтому глубоко в душе он осознает, что поддерживать подобный успех в долгосрочной перспективе – это лишь несбыточные мечты.
"Думаю, это практически нереально, – говорит он. – Теперь мы надеемся, что игроки будут оставаться в команде хотя бы по два-три года. Кристиан Эриксен играл за нас четыре года – чудесно. Затем для таких игроков наступает время сделать следующий шаг. Они перерастают Голландию. Им уже не хочется играть на глазах у 5000 зрителей. Их тянет в более сильную лигу. И это естественный процесс".
"Эриксен – самый показательный пример. Он оставался в нашей первой команде четыре года, завоевал три титула. После этого он пришел ко мне и сказал: "Я правда очень хочу перейти в "Тоттенхэм". Я ответил: "Ладно, Кристиан, без проблем". Дэви Клаассен – это новый Кристиан Эриксен. Когда – если! – он скажет, что ему пора уходить, мы тоже найдем решение".
Таков жизненный цикл "Аякса" – и он приносит свои плоды. Лица меняются, но видение остается. С перспективными молодыми ребятами и хорошим доходом, который можно будет вложить в дальнейшее развитие, возможно, в скором будущем "Аяксу" удастся найти должный баланс между романтизмом и прагматизмом.
Овермарс кивает, когда я спрашиваю, станет ли со временем должность спортивного директора более важной в Премьер-лиге. "Думаю, да. В Голландии без нее уже никак. Ведь если не считать Фергюсона и Венгера, там мало кто задерживается в одной команде больше, чем на три года. А кто тогда будет следить за тем, чтобы клуб двигался в одном направлении в долгосрочной перспективе? Технический директор".
В данный момент Овермарс занят тем, чтобы сохранить династию "Аякса". Он показывает на стену с фотографиями. Рядом с легендарным снимком команды Кройффа 1967 года висят две похожие фотографии. Одна – из ранних 2000-х: Джонни Хейтинга, Уэсли Снайдер, Найджел де Йонг и Рафаэль ван дер Ваарт. А рядом с ними – Донни ван дер Беек, Аппи Нури, Вацлав Черны и Терри Ларти Санниез – четыре лучших молодых игрока нынешнего "Аякса". Три фотографии, три эпохи, три одинаковые позы, одно видение. В "Аяксе" прошлое и будущее никогда не расходятся так далеко, как кажется на первый взгляд.
Джонатан Лью, The Telegraph