Удивительная история амстердамских Евреев: через пепел к звёздам
Амстердам всегда выделялся и продолжает выделяться среди всех городов Европы. В то время, когда многие населенные пункты загнали себя в рамки разными условностями, столица Нидерландов никогда не любила себя ограничивать. Голландские художники всегда любили выходить за рамки. Как и обыкновенные бюргеры, которые продолжают расширять свое жизненное пространство, делая все более актуальной пословицу: "Бог создал море, а голландцы берега". Хотя в конце XVI века многочисленные жители и гости Амстердама еще не могли уединиться с прелестной ночной бабочкой в тени красного фонаря или вкусить запретный плод марихуаны или гашиша, но уже тогда он имел славу вольного города, где практически все имели одинаковые права. В те времена в Республике Соединенных провинций (тогдашнее название Нидерландов) фактически была объявлена свобода вероисповедания. После этого в страну хлынули многочисленные потоки беженцев, которых притесняли в разных уголках Европы из-за их религиозных убеждений.
Среди них особенно выделялись евреи. В 1492 году их изгнали из Испании. Тогда евреи осели в Португалии, однако они быстро поняли, что попали из огня испанской инквизиции в полымя португальской. Очень скоро иудеям довелось искать новую родину. Многим евреям Нидерланды казались идеальным кандидатом на роль Земли Обетованной. Конечно, иудеи ехали в Голландию не только из-за причин религиозного характера. Второй, и для многих главной причиной, почему эта страна манила евреев, было то, что Амстердам в то время стал одним из наиболее развитых городов мира. Те, кто умел вертеться, могли в нем жить припеваючи. Очень быстро в Амстердаме возник еврейский квартал – Йоденбюрт. Поначалу жизнь новоприбывших в новом городе совсем не напоминала рай. Голландцы с настороженностью относились к иудеям, принимая их за испанских шпионов, которые устраивают свои явки в синагогах. Среднестатистический иудей жил в крошечных домиках-клетях. В них с трудом ютились, мягко говоря, немаленькие семьи.
Пропасть между бедными и богатыми в еврейском квартале была гигантской. Рядом с процветающими мастерскими по огранке алмазов – в существующие цеха иудеев не принимали, а вот гильдии алмазных гранильщиков в Амстердаме не оказалось, – гнили самые большие в городе свалки, бедные лавчонки соседствовали с домами богатейших пайщиков Ост-Индской компании, а уж живописных персонажей тут было больше, чем в любом другом районе Амстердама. Наверное, поэтому великий Рембрандт решил именно здесь купить дом. Художник пережил в Йоденбюрте лучшие и худшие мгновения своей жизни. В еврейском квартале он написал множество гениальных работ, получил право дарованное немногим – подписывать свои работы не длинным Рембрандт Харменс ван Рейн, а просто Рембрандт. Он очень быстро сколотил приличное состояние. Однако ему было также далеко до финансового гения, как многим его собратьям по палитре до его искусства. В мгновение ока Рембрандт, словно пушкинская старуха, оказался у разбитого корыта, ему даже пришлось пустить свой дом с молотка. На этом черная полоса в его жизни не закончилась. Судьба жестоко обошлась с гением, забрав у него жену и сына.
Йоденбюрт оставил заметный след в творчестве художника. Пятая часть портретного наследства Рембрандта представляет собой колоритных персонажей еврейского квартала. Ну и, конечно же, в библейских сюжетах художник уж никак не мог проигнорировать таких прекрасных натурщиков. В начале XX века облик еврейского квартала изменился до неузнаваемости. Теперь тут практически на каждом шагу можно было встретить успешных банкиров, биржевых маклеров, фармацевтов, торговцев, адвокатов и сказочно богатых людей, сорвавших большой куш на алмазной лихорадке.
В 1907 году футбольный клуб "Аякс" прочно сидел на финансовой мели. И отцы-основатели клуба вынуждены были часто ходить буквально с протянутой рукой для того, чтобы прокормить свое детище. Тогда президент клуба Флорис Стемпель, для того, чтобы решить финансовый вопрос, рискнул и переехал в еврейский квартал. Ему не хотелось прощаться с первым домом, где даже были раздевалки со всеми удобствами. А на новом "Деревянном стадионе" пришлось все делать с нуля, а переодеваться в кафе через дорогу. Но Стемпель прекрасно умел считать. В новом районе клуб становился единственным и неповторимым, а потому мог надеяться на аншлаги, также местные богачи должны были залатать дыру в клубном бюджете. Еще одним из плюсов нового места дислокации Аякса являлась удобная транспортная развязка, что в положительном плане сказывалось на посещаемости. Через 4 года модернизированный "Деревянный стадион" уже мог принять немыслимые по тогдашним голландским меркам 10 000 болельщиков. Трибуны заполняли преимущественно евреи. Так началась новая страница в истории клуба. Неудивительно, что за "Аяксом" прочно закрепились прозвища "Евреи" и "Носы" (намек на характерную черту внешности божьего народа).
К середине 1960-х "Аякс" уже прочно стоял на ногах, являясь одним из лучших клубов страны. Время от времени он светился на международной арене, но звезд с неба он там не хватал. Вскоре все изменилось. 16 июля 1964 года – памятный день в истории Евреев. Тогда в президентское кресло клуба сел человек, который не привык ни в чем себе отказывать. Когда он ставил перед собой цели, то всегда добивался их. Его отличал не только ум, но и умение делать деньги буквально из воздуха, также он не привык считаться с какими то моральными принципами. Он был готов на все ради своей мечты. Хотя на первый взгляд она казалась безумием. Йаап ван Прааг хотел сделать Аякс лучшим клубом мира.
Продолжение следует...