Технология дополненной реальности и футбол
Одной из наиболее давних и привычных для нас технологий, применяемых в футболе, является дополненная реальность. Так уже и не скажешь, когда впервые она была использована, но представить современную трансляцию футбольных матчей без нее очень сложно, ведь это все элементы графики, появляющиеся на нашем экране в прямом эфире, офсайдные линии на повторах и многое другое. Эти вещи уже настолько прижились, что о них как о современной технологии уж никто и не говорит. Однако же технология дополненной реальности в настоящее время вызывает серьезный интерес, поэтому имеет смысл рассмотреть ее применение в футболе подробнее.
Серьёзную популярность данная технология завоевала в последний год, после появления нашумевшей игры про покемонов. Появляющиеся на экране смартфона в различных местах реального мира персонажи, собственно, и являются элементами дополненной реальности. Естественно, что производители приложений не остановились на этом, и пытаются спроецировать данный подход на другие сферы. Как вы понимаете, футбольные приложения, использующие в основе данную технологию, тоже имеют место быть. И все же с наибольшей пользой данную технологию можно использовать при просмотре и анализе футбольных матчей.
Действительно, офсайдные линии, секундомер, на который любил смотреть известный украинский комментатор, табло и многое другое не являются чем-то сверхсложным. И в то же время наличие всех этих вещей существенно улучшает восприятие матча, помогает лучше понимать происходящее на поле, еще и существенно украшает трансляцию. Что же современного в этом плане может предложить данная технология?
Во-первых, это серьезный инструмент для профессионального анализа. Не раз можно было увидеть, как Гари Линекер останавливает повтор какого-нибудь момента, выделяет мяч или игрока на экране и начинает на том же стоп-кадре обозначать возможные пути развития атаки. Все эти возможности ему предоставляет технология дополненной реальности. Серьезные разработки ведет в этом направлении шведская компания Ericsson. Собственно, именно ее разработка, названная PIERO Augmented Reality применяется в программе Match of The Day. Возможности этой технологии позволяют создавать трехмерные проекции эпизода прямо на полу студии. Аналитикам теперь не нужно показывать на экран, а можно просто пройтись по воображаемому полю, и рассказать зрителю все возможности развития событий в рассматриваемом моменте. С нынешнего года контракт на использование данной разработки подписала компания BT Sport, транслирующая на своих каналах все топовые соревнования. Так что видеть данную разработку можно будет гораздо чаще.
Кстати, шведская компания предлагает пользоваться данной технологией не только профессионалам, но и обычным болельщикам. Функции PIERO Augmented Reality используются при создании кофейных и журнальных столиков. На них выводятся голограммы, созданные на основе видеоматериалов с матчей. Пользователь может физически с ними взаимодействовать, передвигать их и т.д. Кроме того, прикосновение к голограмме игрока автоматически будет вызывать всю статистическую информацию о нем. Основой данной разработки служит технология компании Microsoft HoloLens. Ее преимуществом является то, что она не создает виртуальную среду полностью, а только генерирует голограммы, которые можно спроецировать на какую-либо поверхность, в данном случае поверхность стола. Так что прием утреннего кофе теперь можно разнообразить качественной аналитикой.
Серьезным подспорьем данная технология может стать и для рекламодателей. Возможные конфликты, связанные с появлением на щитах вокруг поля рекламы, чье присутствие нежелательно на каком-либо канале, можно погасить используя дополненную реальность. Viz Eclipse занимается подобной технологией, по их мнению такой подход позволит лучше продавать трансляции американских спортивных событий в Европе и наоборот, в связи с большим охватом целевой аудитории рекламодателем.
Важно также то, что данную технологию можно использовать при просмотре матчей со стадиона. Вариантов, реализующих эту возможность несколько. Так, компания Panasonic разрабатывает специальное стекло, которое будет покрывать ложи на стадионах. Зритель сможет вручную во врем игры вызывать на этот "экран" всю статистическую и видеоинформацию, смотреть повторы с разных ракурсов и т.д. Болельщики ПСЖ могут скачать специальное стадионное приложение на свой смартфон и пользоваться данной технологией на нем. Повторы со всех камер на стадионе, замедленные повторы и прочее в их распоряжении.
Ну и еще одним способом является применение специальных очков. Например, Google Glasses поддерживают данную технологию, и все что нужно для их использования – просто адаптировать их под задачи, связанные с просмотром футбола. Этот вариант, как мне кажется, является наиболее оптимальным – все же надеть очки на нос на стадионе и увидеть всю нужную информацию в реальном времени удобней, чем смотреть на экран телефона, или смотреть футбол за, пусть умным, но все же стеклом. Очки, предназначенные для просмотра футбола, ожидаются в 2017-2018 году, так что ждать осталось недолго. Менеджер клуба "Нью-Йорк Ред Буллс" Марк де Грандпре вообще считает, что в ближайший год именно данная технология станет наиболее распространенной в футболе. Основатель компании LiveLike, которая производит футбольный контент в виртуальной и дополненной реальностях, Андре Лоренсо, с ним согласен, и считает, что к дополненной реальности в нынешнем году будет приковано основное внимание. Обещает развивать данное направление в 2017 году и вице-президент Fox Sports Майкл Девис.
Ну и пара слов об игровых приложениях, использующих данную технологию. 888sport придумали игру Free Bet Hunt. Игра эта, на самом деле, совсем не детская, и может позволить ее пользователям сэкономить немного денег на ставках. В дни матчей, у пользователей появляются специальные зоны в районе стадионов, в которых пользователь "ловит" бесплатную ставку. Сумма ставки варьируется от 5 до 10 фунтов, причем один человек не может "поймать" за день ставок на сумму, выше чем 35 фунтов. Соответственно, эти деньги можно поставить в этой же букмекерской конторе. Интересно, любители ставок старше 25 лет сами бегают и ищут такие зоны или заставляют искать их своих детей?
Лондонский "Челси" выпустил игру Chelsea Kicker, основанную на технологии дополненной реальности. Пользователи приложения должны выполнять различные трюки с мячом и бросать вызов своим друзьям, чтобы они их повторяли. Ну а показывают их игроки лондонского клуба, которых можно встретить в самых неожиданных местах. За прохождение различных уровней игры предоставляется доступ к различному контенту.
В который раз следует признать, что футбол уступает заокеанским видам спорта (в частности баскетболу и бейсболу) в применении технологии. Однако, если говорить о технологии дополненной реальности, то именно в ближайший год многие специалисты ждут серьезного прорыва. Как уже говорилось выше, поле для применения ее в футболе весьма обширно, технологическая база уже разработана, так что серьезных преград для этого на горизонте не видится.