Йозеф Бицан. Лучший бомбардир в истории футбола. Часть II
Бицан был очень техничным футболистом, к тому же, двуногим. Все это, вкупе с фантастическим голевым чутьем, спринтерской скоростью и прекрасной игрой головой делали его идеальным бомбардиром, остановить которого не могла никакая, даже лучшая защита. "Мне было все равно, с какой ноги бить: с правой или с левой. Даже когда я шел бить пенальти, я пробивал той ногой, которая после разбега оказывалась ближе к мячу. Однако в решающие моменты, я все же немного больше доверял своей правой. Много голов я забил со второго этажа. Я реализовывал около 95 своих процентов моментов. И это несмотря на то, что соперники накануне матчей против моих команд всегда получали от тренеров задание: "В первую очередь, остановите Бицана". Защитники в те времена не отличались джентльменским поведением. Они часто просто ломали форвардов за которыми присматривали, в прямом значении этого слова. К счастью, травмы обходили меня стороной", – вспоминал Йозеф.
Конечно, тогдашний уровень обороны был очень далек от теперешнего. Однако давайте не будем забывать некоторые моменты, которые позволяют смотреть на бомбардиров тех давних времен немного по-другому. Очень часто газоны, на которых играл Бицан, напоминали болота, и когда мяч несколько раз искупался в этой жиже, он превращался в камень. Его было очень сложно ударить так, чтобы он полетел хотя бы на несколько метров. Но это еще цветочки. Каждый мяч имел шнуровку и когда игрок бил головой по мячу, то контакт с ним был очень неприятным. Часто на протяжении недели у футболиста оставался своеобразный "засос", который оставлял круглый на лбу игрока. Так, полузащитник "Ювентуса" и сборной Италии Луиджи Бертолини выходил на поле с белой повязкой, предохраняющей его от шнуровки. Он снял повязку только один раз, в матче с родоначальниками на "Хайбери". Понятно, что английские болельщики не поняли бы такую трусость Бертолини. Бицан никогда не играл в повязке и никогда не увиливал от удара головой. Его жажда гола превышала все. Йозеф хотел увидеть мяч в сетке, и больше ничто не имело значения.
Уже в первом рапидовском сезоне Йозеф вышел на свои традиционные цифры – больше гола за игру. Бицан в 10 матчах 12 раз поражал ворота соперников. Несмотря на то, что зелёно-белые получили такую качественную помощь от новичка, им снова пришлось довольствоваться нижней ступенью пьедестала почета. Кубок тоже не принес особенного позитива "Рапиду". Уже в полуфинале "Адмира" убрала зелёно-белых с пробега. "Адмира" в этом поединке выполнила свою главную задачу: остановила блестящую атаку "Рапида", которая в предыдущих трех кубковых играх наколотила невероятные 33 мяча. Следующий сезон 1932-33 годов тоже не принес трофеев Бицану. Второе место и вылет в кубке от заклятых друзей из "Аустрии" только еще больше раззадорили Йозефа. Начиная с чемпионата Австрии 1933-34 годов, он становится звездой номер 1 "Рапида". Часто Бицан в одиночку вытягивал зелёно-белых из безнадежных ситуаций.
Конечно, великий тренер Хуго Майзль не мог игнорировать Йозефа. И в ноябре 1933 года, Пепи присоединился к вундертим. Уже во втором матче с Голландией он открыл свой бомбардирский счет в составе сборной. Следующая игра подтвердила статус вундертим, как лучшей в европейском, а возможно, и в мировом футболе. 11 февраля 1934 года в Турине Скуадра Адзурра на стадионе имени Бенито Муссолини принимала Австрию. На трибунах восседал сам дуче и он не сомневался в том, что итальянские футболисты очень скоро покажут, кто на самом деле чудо-команда. Но уже к 28-й минуте Муссолини пришел в бешенство. За неполных полчаса австрийцы трижды огорчили голкипера сборной Италии Джанпьеро Комби. Несмотря на отсутствие футбольного Моцарта Синделара, вундертим выдал блестящий концерт. В австрийском нападении солировало фантастическое трио из "Рапида": Кабурек-Бицан-Биндер. А Карл Цишек из "Ваккера" со стопроцентной эффективностью реализовывал моменты, которые создавала ему эта тройка. В начале второго тайма два мяча Гуайты воскресили надежды Муссолини. Однако Цишек через несколько минут вбил последний гвоздь в итальянский гроб, установив окончательный счет 4:2.
Это поражение имело далеко идущие последствия. После разноса, устроенного дуче, тренеру Витторио Поццо пришлось сильно перекроить ряды Скуадры Адзурры. Эта операция получила меткое название – скальпель Поццо. Алленаторе решил усадить на банку ювентийское "трио делла легенда" – голкипера Комби (вратарь таки сыграет на итальянском мундиале, благодаря тому, что основной кипер Карло Черезоли сломает руку) и защитников Калигариса и Розетта. Также он указал на дверь любимцу болельщиков Ренато Чезарини. Тогда многим специалистам казалось, что из таких безумных решений ничего хорошего не выйдет. Однако синьор Витторио знал, что делает. К тому же, дуче все держал под контролем. А потому, в ключевые моменты нескольких поединков на итальянском мундиале Скуадре Адзурре протягивали руку помощи люди в черном.
А вот Хуго Майзль накануне ЧМ-1934 почему-то решил отказаться от блестяще себя проявившей тройки из "Рапида", взяв из нее только Бицана. Он сделал ставку на опыт, и в итоге просчитался. На итальянском мундиале вундертим не показал никаких чудес, хотя, если бы не рука Муссолини, кто его знает, как бы все получилось. Уже после первого матча с Францией Хуго Майзль понял, что идеальный механизм забарахлил. Только в дополнительное время австрийцам удалось склонить чашу весов в свою пользу. Один из мячей на счету нашего героя. В четвертьфинале вундертим одержал еще одну натужную победу над венгерскими соседями 2:1. За путевку в финал австрийцам предстояло сразиться с хозяевами мундиаля. Бицан вспоминал: "Когда мы выходили на поле, я внимательно посмотрел на лица итальянцев, заглянул в глаза. Они выходили как на последний бой или на казнь. Потом мы кое-что узнали, а тогда…"
Действительно, выйдя на поле "Сан-Сиро", футболисты сборной Италии чувствовали себе гладиаторами, они знали, что в этом матче на кону, возможно, стояли их жизни. А на трибунах сидел император, который одним движением пальца мог отправить их на тот свет, неудивительно, что по части самоотдачи в этом матче итальянцы шокировали австрийцев. Для того, чтобы избежать разных неприятных неожиданностей, Муссолини имел на поле не 11, а 12 игроков. Судья Иван Эклинд даже не скрывал, что он накануне поужинал с таким великим человеком, как дуче. "Слепая" Фемида закрывала глаза на брутальные фолы итальянцев, которые с первых минут начали охотиться за воздушным нападением вундертим. Однако даже домашнее судейство не помогло макаронникам полностью обезопасить свои ворота. Бицан несколько раз мог похоронить надежды Муссолини на чемпионский титул. Но Йозеф, к счастью итальянских футболистов, в этих эпизодах сплоховал.
А вот Скуадра Адзурра уже на 19-й минуте забила свой фирменный гол на этом мундиале. Голкипер вундертим Платцер готовился забрать мяч в руки после навеса Орси, и тут Меацца со Скьявио просто заблокировали вратаря, не дав ему добраться до круглого. Гуайта воспользовался тем, что Платцера выключили из игры и отправил мяч в сетку. Кстати, в этом эпизоде вся итальянская тройка пребывала в офсайде. Поэтому когда Эклинд начал свистеть еще до того, как круглый пересек линию ворот, австрийцы подумали, что он фиксирует или офсайд, или нарушение правил. Но они ошибались. Шведский арбитр прекрасно знал свое дело. (Муссолини высоко оценил качественную работу Эклинда и добился, чтобы именно ему доверили судить финал. В решающем матче швед снова не подвел). Вундертим так и не смог распечатать ворота Комби. После матча Хуго Майзль рвал и метал: "Это не футбол, а уличная драка". Несмотря на протесты, австрийцам пришлось играть малый финал. Вундертим совсем не прельщала перспектива сразиться за бронзу, а потому Синделар вообще отказался выходить на никому не нужный поединок, другие же футболисты Австрии просто отбывали номер. Из-за этого средненькая сборная Германии одержала победу 3:2.
После чемпионата мира Бицан надеялся, что сможет оказаться в Праге и сыграть плечом к плечу с одним из героев итальянского мундиаля – Франтишеком Планичкой. Эта история, напоминающая современные трансферные саги, началась еще в ноябре 1933 года…
Продолжение следует…