Киллер с душой художника
Трудно понять, с чего начинать, когда говорить о Брайане Килклайне, но вот вам факт – в его доме девятиметровый металлический дракон, подвешенный к потолку это нечто само собой разумеющееся.
"Мы называем его Уроборос – змей, который съедает собственный хвост", - объясняет Линн, жена Брайана и улыбаясь, показывает на потолок. "Лампочки у нас вмонтированы в тело Уробороса". В другом месте висит сложный канделябр с гигантским пауком, на лестничной стене находится арбалет, а с готического дверного проема свисают огромные зеленые ноги, начинающиеся со входа на чердак.
"Это Финн Маккулл и он больше чем я", - говорит Килклайн. "Там еще есть русалка, она лежит на синтетическом газоне, создающем эффект сада – Линн использовала обоих, чтобы спрятать канализацию. Мы должны были перевезти их из дома в Португалии – вы может себе представить как это все выглядело при прохождении паспортного контроля в Испании".
Сложно себе представить, что этот мужчина с внешним видом средневекового художника – тот самый Брайан Килклайн по прозвищу "Киллер", который поднял над головой Кубок Англии в 1987 году как капитан "Ковентри" после знаменитой победы Небесно-голубых над "Тоттенхэмом".
"Вы не заметили Ботоксных Близнецов?", - спрашивает Килклайн, указывая на бронзовую статую на кухне."Есть еще один, который находится внизу, они должны были стать дверными порталами. Они не улыбаются и не стареют, потому мы называем их Близнецы Ботокс".
Эксцентричный, полный жизни и энергии юморист Килклайн и его жена Линн – блестящая пара. В эти дни они проводят половину года в своем доме в Португалии, где Брайан поигрывает в команде "50 лет и старше" с такими же как он "стариками" из которых можно гвозди делать, а также шесть месяцев в Англии. В доме в Холмфирте, где пара превращает свое жилище в произведение искусства и ухаживает за рядом объектов недвижимости, сдаваемых в аренду.
Следовать за толпой – не вариант для Брайана и Линн. Когда Килклайн перебрался в "Суиндон" в 1994 году, он вежливо отклонил предложение клуба Премьер-лиги предоставить ему комфортный номер в гостинице, выбрав вместо этого вариант с размещением на канале. "Линн должно быть отсмотрела с полсотни лодок, пока мы нашли одну, пришвартованную в Оксфорде. Вот ее мы и пригнали в Суиндон. Это было популярное место для посиделок – я там однажды играл в шахматы с Энди Матчем (нападающий, в прошлом – легенда "Вулверхэмптона"- С.Б.)".
"Суиндон" – один из шести профессиональных клубов, в которых играл Килклайн. Его карьера начиналась в "Ноттс Каунти" в родном Ноттингеме, в конце 70-х. Но прославился он как центральный защитник формата "кровь и кишки", игравший "с сердцем на рукаве" в "Ковентри", подписав контракт с этой скромной тогда командой в 1984 году. Он провел там семь лет, прежде чем перебрался в "Олдхэм", где шокировал Джо Ройла, менеджера "Латикс" внешним видом своей машины. "У меня была Dacia Duster – старезный грузовик", - вспоминает Килклайн. "Я помню, как Джо Ройл однажды завел меня в офис и спросил: "Черт побери, что это за развалюха?" на что я сказал: "Джо, у меня был выбор – центральное отопление или автомобиль и победило отопление".
Короткое, но успешное пребывание Брайана в "Ньюкасле" было знаковым событием в карьере Килклайна – Кевин Киган описывает его как наиболее важное подписание в тот момент, когда он нуждался в опытных игроках. Но Килклайну не понравилось на севере Англии и тогда последовал трансфер в "Суиндон" ради жизни на лодке, которая затем перебралась по речке Трент в Мансфилд.
Несмотря на то, что Килклайн был более чем успешным футболистом, сейчас мало что напоминает в его доме о футболе, который он "смотрел три раза за последние 30 лет". Все медали Брайан подарил своему зятю, а у него единственный предмет, который связан с футболом, это кукла самого Брайана в футболке "Ньюкасла".
"Мне нравилось играть, было несколько больших побед, которые дали мне возможность сейчас заниматься тем, что нравится. Но я не футболист. Это было просто моей работой", - говорит Килклайн. "Я помню, как мы с Линн что-то разрисовывали в Уолсгрейве и я пошел за краской. Пара парней прошли мимо меня и один из них спросил: "Эй, приятель, ты похож на футболиста Килклайна!", на что я ответил: "Да, многие так говорят" и просто пошел дальше. Это меня не беспокоило".
Сейчас в 55-летнем Брайане намного труднее распознать футболиста, но совсем не потому, что он постарел. "Моя мама сказала мне на прошлой неделе: "Когда ты собираешься подстричься, чтобы выглядеть как все люди твоего возраста?", - добавляет Килклайн со смехом.
Все что относится к футболу - в прошлом. У Брайана есть хорошие воспоминания и главное из них – победа над "Тоттенхэмом" в финале Кубка Англии 1987 года. Шпоры были фаворитами с Гленном Ходдлом, Осси Ардилесом, Крисом Уоддлом и Клайвом Алленом в составе, но "Ковентри" дважды отыгрались по ходу матча и выиграли благодаря автоголу Гари Мэббата, капитана Шпор – в дополнительное время.
Килклайн с большим трудом прошел 39 ступенек к королевской ложе на "Уэмбли", чтобы поднять над головой Кубок Англии, так как ближе к концу основного времени пошел в зубодробительный стык с Гари Мэббаттом, после которого сам едва собрал кости. "Судья подошел ко мне и вы могли прочитать по губам, что он сказал: "Что ты творишь придурок?", - воспоминает Килклайн, улыбаясь. "Меня определенно должны были удалить тогда, но я даже не получил желтой карточки. Впрочем, я наказал себя сам – после той стычки я не мог двигаться, моя нога просто была заблокирована – позже оказалось, что случился внутренний обрыв мышцы. Я помню, как мы праздновали победу в автобусе с открытым верхом, но на следующий день я лег под нож".
Сейчас "Ковентри" играет в Лиге 1. "Невероятно грустно", - говорит Килклайн. "Нечем гордиться, конечно. Было время, когда "Ковентри" был красивым маленьким клубом, который взрастил немало молодых талантов. А теперь, кажется, время пошло вспять. Все продолжают верить в возвращение клуба, но это непросто – я ничего не понимаю в управлении клубом, но там что-то не так, определенно".
Есть множество историй, которые может рассказать Брайан – о том, как его просили поддаться Нванкво Кану в соревновании по армрестлингу, которое устроили среди футболистов в передаче Soccer AM, но лучше всего Брайана характеризует рассказ о свадьбе с Линн, которая прошла в декабре 1994 года всего через сутки поле Рождественской вечеринки "Суиндона". Так уж получилось, что Брайан опоздал на нее, пропустив станцию Суиндон, но вскоре он появился на пристани, отчаянно матерясь и пытаясь снять пару ковбойских сапог – свидетеля нашли в ближайшем пабе, свадебные фото сделали на кладбище, а на следующий день Килклайн уже был на тренировке, так никому и не сказав, о том, что свадьба таки состоялась. "Единственная причина, по которой она вышла за меня – я умел ее рассмешить".